муниципальное автономное общеобразовательное учреждение (Средняя общеобразовательная школа NЪ 1б) СОГЛАСОВАНО (СоШ Ns 16) Е.В. Емельянова Педагогическим советом МАОУ (СоШ Ns16) протокол Jrlb 13 '60 от 30.08.2022 щополнительная от О2,09.2022r. общеобразователъная обшrеразвивающая программа по профилактике ДДТТ<Дорожная безоп асность)> Напр авленность - социаIIьно-гуманитарная Возраст воспитанников и обучающихся 3 - 17 пет Разработчик - Малъцева С.В., заместителъ директора Соликамск,2022 пояснительная записка обусловлена с бурным ростом автомобилизации современного общества и недостаточно высоким уровнем Актуальность программы культуры поведения на дорогах как отдельных водитепей, так и пешеходов, гiроопЁrа безопасности дорожного движения имеет р€вные аспекты.главным из них всегда булет сохранение человеческой жизни, особенно жизни воспитанников и обучающихся. в 2019 году IIроизошла реорганизация шкоJIы путем присоединения мдоУ (ооШ Nч10>, мдоУ (ооШ Nч13>, и МД,ЩОУ <Щентра р€ввития школа явJIяется одним из ребенка - детский сад Ns 47>>.На сегодняшний день крупнейшиХ общеобр€Lзовательных учреждений Соликамского городского округа, в котором обучается и воспитывается бопее 1700 детей, Здания а,|2; Щобролюбова,16; Ст.Разина,|2; п2спопагатотся по адресам: адDесам: Ст.Разин Щобролюбова,16; Фрунзе,1 14, располагаются по Ключева,З5. Обучающийся с раннего детства становится уIастником основам дорожного движения, поэтому остро встает проблема его обучения безопасного поведения на улицах и дорогах, необходимость сознатепъного выполнения им требований дорожного движения. Щанная программа направлена на формирование у воспитанников и обучающихся культуры поведения на дорогах, гражданской ответственности и правового самосозн анид отношения к своей жизни и к жизни окружающих как к ценности, к активной адаптации во всевозрастающем процессе автомобилизации страны. Обучение дорожной безопасности не механическое заучивание Правил дорожного движения, а формирование и рulзвитие познавательной деятельности, ориентированной на fIонимание опасности и безопасности. Чтобы осознать логику безопасных действий, необходимо с одной стороны, знание обязанностей пешеходов и пассажиров, изпоженных в пдд, а с другой - творческий поиск педагога вместе с воспитанниками и обучающимися выходов из сложных и опасных ситуаций. В этом отличительная особенность программы <,щорожная безопасность)) от уже существующих в этой области программ. новизна программы состоит в том, что в данной программе акцентируется внимание на развитие у обучающихся мотивации к соб11юдению правил дорожного движения, безопасному поведению на дорогах через осознание своего кJIючевого места в окружающем Мире, р€tзвитие познавателъных психических процессов, творческих способностей. ,Щостигается это использованием в методике обучения р€lзнообРаЗНЫХ фОРМ работы на занятиях с воспитанниками и обучающимися. Программа <.Щорожная безопасность)) модифицированная, относится к соци€tЛЬНОryманитарной направленности. Программа предусматривает для 5 часов, 5 воспитанников младшего и среднего возраста воспитанников старшего возраста (6 -7 лет) - 10 часов, для обl^rающихся 1 9 классов _ 9 занятий, для обучающихся 10, 11 классов _ 4 занятия. Адресат программы: программа предн€lзначена для воспитанников и обучающихся З - 17 лет. (3 лет) - учитывая неравномерность психического и физического р€lзвития воспитанников и- обучающихся 1 - 11 классов, занrIтия необходимо проводить на основе дидактических закономерностей: от простого к сложному; от непоним ания к пониманию; от частного к общему; от конкретного к абстрактному; от абстрактного к конкретному. В основу разработки данной программы включены: <Формирование основ безопасного поведения У детей 3 - 8 лет), авторы Т.И. Гризик, Г.В. глушкова, <,щорожная безопасностъ: обуrение и воспитание младшего шкопьника), авторы Е.А. Козловская, с.А. Козловский; <Программа обучения учащихся 5 _ 11 классов правилам дорожного движения), автор Е.А. Воронова. в организации дистанционного обучения по программе исполъзуются: <Вконтакте>), ((YouTubp,>, . Щель программы: Формирование у воспитанников и обуlаЮщихся, каК участников дорожного движения, устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. Задачи программы: сформировать у воспитанников и обучающихся устойчивые навыки соблюдения и выполнения Правил дорожной безопасности; Воспитать чувство ответственности, культуры поведения на дорогах; Развить у воспитанников обучающихся умение ориентироваться В ДОРОЖНОтранспортных ситуациях. Планируемые результаты программы Личностные, метапредметные и предметные результаты, полуIаеМые воспитанниками и обучающимися в результате освоения программы: Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений: . оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения, соблюдения правил дорожного движения; . объяснять своё отношение к поступк€lм с позиции общечеловеческих нравственных ценностей; . в предложенных ситуациях, опираясь на знания правил дорожного движения, делать выбор, как поступить; . осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих. Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсЕtлъных учебных действий: Рееуляmuвньtе УУ!: . воспитанники и обучающиеся научатъся понимать и принимать учебную задачу, сформулированную педагогом; . воспитанники иобучающиеся научаться осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятепьности. Познаваmельные УУД: . воспитанники и обучающиеся научаться проводить сравнение и классификацию объектов; . воспитанники и обучающиеся научаться понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий; . воспитанники и обуrающиеся научаться проявлять индивидуtlльные творческие способности. Компtунuкаmuвньl е YYl : . воспитанники и обуlающиеся науIатъся работать в цруппе, учитыватъ мнение партнёров, отличные от собственных; . воспитанники и обучающиеся научаться обращаться за помощью; . воспитанники и обучающиеся научаться предлагать помощь и сотрудничество; . воспитанники и обучающиеся научаться слушатъ собеседника; . воспитанники и обучающиеся научаться формулировать свои затруднения; . воспитанники и обучающиеся научаться формулировать собственное мнение и позицию; . воспитанники и обучающиеся научаться договариваться и приходитъ к общему решению; . воспитанники и обучающиеся научаться осуществлять взаимный контроJIь. Предметные результаты : . формирование первоначапьных представлений о значении праВИЛ безопасности дорожного движения. Выполнение задач, стоящих перед проtраммой позвопит: . Сократить количество дорожно-транспортных происшествий с уIастием воспитанников и обучающихся; . Повысить уровень теоретических и практических знаний по правилам дорожного движения; . Повысить ответственность детей за своё поведение на дороге. учебно-тематический план Nsп/п количество часов Тема СП (ЦРР - детский Всего Игровые упражнения и моделирование ситуаций с использованием макетов, игровые 2 a J упDажнения в автогородке Выполнение творческих заданий продуктивного и ролевого характера кМинутки безопасности> СП (ЦРР -детский 1 з Практика сад>> Младшиеr средние грyппы (3-5 лет) 1 Теория 2 2 2 2 2 2 сад>> Старшие, подготовительные групПы (5 7 лет) Развлечение <Наш друг - светофор> I_{елевые прогулки и наблюдения по ПДД: 1 0,5 0.5 4 -Наблюдение за движением пешеходов; -Наблюдение за движением транспорта; -Рассматривание видов транспорта; -Прогулка к пешеходному переходу, 1 1 1 1 4 5 6 7 8 1 2 J 4 5 6 7 8 9 1 <Встреча с интересными людьми> (беседа с сотрудниками ГИБДД) Создание плана-карты/макета <Безопасная дорога в детский сад> Просмотр видеофильмов : (ПДД для малышей>, <Уроки тотушки Совы>, кСветофор приглашает в гости), <Смешарики: азбука безопасности>. <Волшебная книга МЧС) Игровые упражнения и моделирование ситуаций с использованием макета кУлицы города) Изготовление буклетов, листовок, книжексамоделок для родителей 1 класс .Щорогавшколуидомой Кого называют пешеходом, водителем пассажиром. Что такое транспорт Какие опасности подстерегают на улицах и дорогах Светофор Правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке, обочине Что такое проезжая часть дороги Пешеходный переход что означают дорожные знаки Экскурсия: кЯ - пешоход) 2 класс Почему дети попадают в дорожные аварии 1 1 1 0,5 1 1 0,5 1 1 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 1 1 1 1 1 1 0,5 1 1 1 0,5 1 1 1 0.5 1 1 0,5 0,5 0.5 2 J 4 5 6 7 8 9 1 2 a J 4 5 6 7 8 9 1 2 J 4 История появления автомобиля и Правил дорожного движения Что такое ГИБДД и кто такой инспектор ДПС Новое о светофоре Правила безопасного перехода улиц и дорог Новое об улицах, дорогах и дорожных знаках Правила перехода перекрестка Мы - пассажиры Экскурсия: <<Я- пешеход и пассажир) 3.4 класс Причины несчастных случаев и аварий на улицах и дорогах новое о светофоре и дорожных знаках Что надо знать о перекрестках и опасных поворотах транспорта Правила перехода проезжей части дороги Остановочный и тормозной путь автомобиля Правила перехода железной дороги Правила езды на велосипеде Правила поведения в транспорте Экскурсия: <Я - пешеход) 5 класс Виды трансtrортных средств. Классификация транспортньж средств. Роль трамваев, автомобилей, троллейбусов, сельскохозяйственньгх машин и самоходЕого шасси в экономике страны. Транспортные и специztльные автомобили. Немеханические транспортные средства, роль и назначение их. Обязанности пассажира. Порядок ожидания транспорта. Посадка и высадка пассажиров на маршрутные транспортные средства. Поведение в троллейбусе, трамвае, автобусе. Перевозка группы детей в автобусе, трамвае. Сигналы транспортных светофоров с дополнительной секцией и пешеходньж светофоров. Порядок движения транспорта и пешеходов на регулируемых перекрестках со светофором с дополнительной секцией. Регулировщик. Назначение жестов (сигналов) регулировщика. Порядок движения на перекрестке при регулировании движения регулировщиком и светофором. ,Щорожные знаки и дополнительные средства информации. Назначение и роль дорожных знаков для регулирования движения. Предупреждающие знаки и их предназначение. .Щорожные знаки, связанные с железной дорогой, водными акваториями, дорожными работами. Знаки приоритета - назначение и роль при очередности пересечений проезжих 1 1 1 1 1 1 1 0,5 1 1 1 0,5 1 1 1 0,5 1 1 1 1 1 1 1 0,5 1 1 1 1 1 0,5 1 1 1 0.5 1 1 1 1 1 1 1 1 0.5 0.5 0.5 0.5 0,5 0,5 частей. Запрещающие знаки, их назначение в организации движения. Назначение информационно - указательных знаков. Знаки сервиса. Назначение знаков дополнительной информации (табличек). Назначение, роль доролсной разметки в организации дорожного движения. Виды 5 6 7 8 9 1 2 доролtной разметки. Горизонтальная разметка и ее характеристика, Понятие об организованной пешей колонне. Порядок движения групп детей в городе и за городом. Меры безопасности при организации пеших экскурсий. Обязанности водителя велосипеда. Что запрещено велосипедисту? Неисправности велосипеда, при которых запрещена его эксплуатация. Железнодорожный переезд. Правила движения по ж/д переезду. Сигналы остановки поезда. Проверка знаний изученных тем. 6 класс Правила дорожного движения единый нормативный акт. Назначение Правил. Кем и когда утверждены ныне действующие правила дорожного движения. Общие положения правил понятия и термины. Ответственность за нарушение правил. ,Щополнительные требования к движению вождению велосипедистов. ,Щопуск к по велосипеда велосипеда. Порядок движения дороге. Передвижение в 1 1 1 0,5 1 1 1 1 0,5 1 1 1 1 1 1 1 0,5 1 1 1 1 колонне. Что запрещено велосипедисту? ,Щвижение по велосипедной a J 4 5 дорожке, Подача предупредительньIх сигналов велосипедистом световыми приборами и рукой. Технические требования, предъявляемые к вепосипеду, и уход за ним. Осмотр перед выездом. Подгонка велосипеда. Назначение и устройство основных узлов и агрегатов велосипеда. Проведение технического обслулtивания велосипеда. Исправность тормозов, звукового сигнала и световых приборов, колонне. ,Щвижение велосипедистов в Безопасность движения в группе. Порядок проезда нерегулируемых перекрестков. Проезд железнодорожных переездов. Назначение номерньIх, опознавательньIх знаков и надписей на транспортных средствах. Регистрационные знаки транспортных средств юридических лиц и граждан РФ, транспорта войсковых частей и соединений, юридических 0,5 лиц, граждан иностранных государств и лиц без гражданства, а такх(е транспорта, временно допущенного к участию в дорожном дви)Itении. Опознавательные знаки транспортных средств: шины. Перевозка детей, глухой водитель. Ограничение скорости, опасный груз, Крупногабаритный груз. Щлинномерное ТС, инваJIид. 6 Тормозной остановочный путь. Время реакции водителя. Время реакции тормозных систем. Тормоrкение. Тормозной путь. Остановочный 1 1 1 1 1 1 пУТЬ. 7 8 Общие правила проезда перекрестков. Проезд регулируемых перекрестков. ,Щвижение по нерегулируемому перекрестку. Правило помехи спDава. Движение по знакам приоритета. Пользование осветительными приборами и звуковыми сигнzLпами. Осветитепьные приборы автомобиля. Щвижение в темное время суток в городе и за городом. Порядок обгона в темное время суток. Ослепление светом и последствия. Щвилсение 9 1 2 J 4 по его неосвещенным улицам в городе. Щвиlкение днем в условиях тyмана, сильного дождя, снегопада. Итоговое занятие. Тестирование обучающихся. 7 класс Повышение интенсивности движения транспорта и пешеходов. Причины дорожнотранспортньгх происшествий. Мероприятия по повышонию безопасности движения транспорта и пешеходов. Основные причины происшествий с обучающимися. Поведение свидетелей дорожно-транспортньж происшествий. Оказание помощи работникам ГИБДД в расследовании дорожных аварий и катастроф. Правила перевозItи пассажиров. Обязанности пассa>киров. Перевозка пассая(иров общественным и личным транспортом. Перевозка детей. Где запрещается перевозить пассалсиров? Щвитсение пешеходов и транспорта вне населенного пункта. Порядок дви}кения пешеходов за городом. Щвиrкение транспортных средств по загородным дорогам. Проезд железнодорожньж путей, ,Щвижение 1 1 2 2 1 1 1 1 1 1 2 2 через неохраняемый жепезнодорожный переезд. Проезд охраняемого 5 железнодорожного переезда. Сигналы общей тревоги, подаваемые водителем при остановке на хс/д переезде, Практические занятия по обучению езде на велосипеде. Подготовка велосипеда к эксплуатации. Отработка навыка держать 6 равновесие при движении на малых скоростях. Отработка поворотов и разворотов. Подача предупредитольньIх сигнtIлов рукой.,Щвижение с торможением на мягкой почве, изменеЕие скорости движения. Езда с препятствиями. Отработка глазомера в определении скорости движения и расстояний. Способы регулирования движения. Назначение Жесты светофора. Регулировщик. 1 1 регулировщика как способ регулирования доро)I<ного движения. Назначение и виды дорожных знаков. Щорохtная разметка и ее 7 1 характеристика. Итоговое занятие. Тестирование обучающихся 8 класс Правила движеЕия закон улиц и дорог, Значение ПДД для обеспечения безопасности дорожного движения. Первые дорожные правила. Появление первых дорожньж правил в России. Единые правила движения по улицам городов, населённых пунктов. Утверждение i 1 1 1 1 0,5 1 1 1 0,5 1 1 правил дорожного движения РФ. Ответственность за нарушение Правил 2 a J дорожного движения. Щеятельность ГИБДД по обеспечению безопасности движения. ,Щорога, элементы дороги. Перекрестки и их виды. Определение дороги, улицы. Назначение тротуаров, обочин, проезжих частей, трамвайных путей, разделительной полосы, пешеходной и велосипедной дорожек. Термин (перекресток). Регулируемый и нерегулируемый перекресток. Способы регулирования движения. Назначение и роль дорожных знаков в регулировании дорожного движения. Группы дорожных 0,5 знаков, назначение предупреждающих знаков и знаков приоритета. Запрещающие знаки. Роль предписывающих знаков. Информационноуказательные знаки. Знаки сервиса. Назначение знаков дополнительной информации (табличек). 4 .Щорожная разметка как способ регулирования дорожного движония. Виды разметки. Горизонтальная ра:}метка. Сплошные линии р€Lзметки, наносимые белой и желтой краской. Штрих-пунктирные линии и их нtвначение. Пешеходный переход и пересечение велосипедной дорожки с проезжей частью. ВертикальЕая рiвметка и ее нЕвначение. 5 Виды транспортных средств, Термин (транспортное средство). Механическое транспортное средство. Автомобиль и его 0,5 классификация. Транспортные автомобили: грузовые и автомобили и пассarкирские. Легковые автобусы. Специальные автомобили, их роль в хозяйстве страны. Спортивные автомобили. Мотоциклы,средства индивидуальной мобильности к которым относятся: роликовые коньки, самокаты, скейтборды, 6 электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколесаНемеханические транспортные сDедства, Правила пользования транспортом. Порядок ожидания трамвчuI, троллейбуса, автобуса. Посадка в транспорт. Поведоние пассажиров в транспорте. запрещено пассажиру? Порядок выхода из транспортного средства. Правила перевозки детей. Правила перехода улицы после выхода из транспортного средства. Мопед,средства индивидуальной мобильности к которым относятся: роликовые коньки, самокаты, скейтборды, эпектросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и др.Предупредительные сигнаJIы, подаваемые световыми приборами и руками, (разворот), повороты направо, наJIево торможение. Пешеходные переходы и остановки маршрутных транспортньIх средств.,Щвижение в жилых зонах. Обозначение пошеходньIх переходов и остановок маршрутных транспортньtх средств. Порядок движения по пешеходным переходам пешеходов и транспортньж средств. Место ожидания маршрутного транспорта, ,,Щворы, жипtш зона, движение транспорта и пешеходов в жилой зоне. .ЩорожЕые знаки кЖилая зона>>, кКонец жилой зоньD). Проверка обучающихся по ПДД методом тестирования 9 класс 1 1 1 1 1 1 Что 7 8 9 l Назначение правил дорожного движения, история их возникновения и развития. Общие правила движения пешеходов. Правило движения Юлия L]езаря в древнем Риме. Первые правила в России. Первые автомобильные правила во Франции. МеждународнfuI конвенция по дорожному движению. Первые советские правила дорожного движения. Единые правила дорожного движения на территории СССР. Правила дорожного движения РФ. ОтветствеЕность за несоблюдение правил 1 1 1 1 ГИБДД гарант обеспочения порядка и бесперебойного движения транспорта и пешеходов. Порядок движения пешеходов по улицам и дорогtlм. Организация движения организованньгх пеших колонн. Правипа перехода упиц и дорог. Организация движения групп детей. движения. 2 J 4 дорог. Перекрестки и их виды. Правила пользования общественньпчr транспортом. Правила перевозки детей на общественном и личном транспорте. Посадка и высадка детей, поведение в транспортном Элементы улиц й средстве. Где запрещается перевозить детей? Способы регулирования дорожного движения. Назначение сигнi}лов светофора дпя пешеходов и регулирования движения транспорта. Регулировщик - основной способ регулирования при заторах и неисправностях светофора. .Щорожные знаки как один из способов регулирования дорожного движения. .Щорожная размотка и ее характеристика. Виды дорожной рtвмотки и ее нчвначение для регулирования движения транспорта и пешеходов. ГоризонтальнаJI разметка. Вертикальная разметка. Тормозной и остановочный путь автомобиля. Время реакции водителя, время реакции тормозов. Формула остановочного и 1 1 1 1 1 0,5 1 1 тормозного пути. Зависимость тормозного и остановочного пути от состояния покрытия, тормозньж систем, скорости движения и массы транспортного средства. Виды светофоров. Транспортные светофоры. 5 Пешеходные светофоры. Порядок перехода и проезда улиц и дорог по сигналам транспортного и пешеходного светофоров. Назначение и виды транспортных средств. Механические транспортные средства. Механические транспортные средства в экономике страны. Полуприцепы, прицепы и гужевые повозки.Велосипед и средствами индивидуальной мобильности к которым относятся: роликовые коньки, самокаты, скейтборды, электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и др.Специальный транспорт и особенности его движения. Применение специальньж сигналов на транспортньж средствах. Предупредительные сигналы, подаваемые водителями световыми приборами и рукой. ,Щействия очевидцев дорожнотранспортньIх происшествий. 0,5 6 Назначение и группы дорожньж знаков. Предупреждающие знаки и их роль в регулироваIIии движения транспорта и пешеходов, значение знаков приоритета. 1 1 1 0,5 1 1 1 0,5 1 1 1 1 Запрещающие знаки. Предписывающие знаки и их характеристика, ИнформационЕоуказательные знаки и знаки сервиса. Предназначение знаков дополнительной информации (табличек). Причины дорожно- транспортньIх происшествий. ,Щорожно- транспортные происшествия: по вине пешеходов, водителей, велосипедистов, состояния дороги и погодньж усповий. 7 Мероприятия. пDоводимые по их устранению. Правила движения для велосипедистов,и владельцев средствами индивидуальной мобильности (к которым относятся: роликовые коньки, самокаты, скейтборды, электросамокаты, эпектроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и др.) 0,5 Обязанности водитоля. .Щополнительные требования к движению велосипедов, впадельцев средствами индивидуальной мобильности (к которым относятся: роликовые коньки, самокаты, скейтборды, электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи> моноколеса и др.) Оказание первой помощи при дорожно- транспортных происшествиях. Правила перевозки травмированных. 8 Железнодорожный переезд. Охраняемый и неохраняемый ж/д переезд. Правила движения по ж/д переезду пешеходов и транспорта. Порядок въезда на лс/д переезд. Запрещение въезда переезд. Требования, предъявляемые к движению гужевых повозок, к прогону скота, тихоходных транспортных средств. Обязанности водителей транспортньIх средств при вынужденной остановке на переезде. Сигналы при вынужденной остановке, подаваемые машинисту поезда. Назначение номерных, опознавательных и предупредительных знаков и надписей на транспортных средствах. Меры ответственности пешеходов и водителей за нарушение ПДД. итоговый тест. 10 класс Постановления Правительства РФ об утверждении <Правил дорожного движения). Обязанности водителей, пешеходов, автомобилей. на жlд 9 1 2 0,5 з 4 1 2 J 4 Соблюдение П,ЩЩ - обязанность каждого гражданина. Значение ПДД для обеспечения безопасности дорожного движения. Итоговый тест. 11 класс Закон РФ (О безопасности дорожного движения)>. Административная и уголовная ответственность за нарушение Пдд. Автомобиль. Его технические данные. Мотоавтотранспорт. Значение автомобильного транспорта для экономики страны. Первые навыки управления мотоавтотранспортом. Правила движения по улицам и дорогам. итоговый тест. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Календарный учебный график дополнительной общеобразовательноЙ общеразвивающеЙ програ мы Сроки обучения 1 год Щата цачала обучения по Щата окончания обучения по программе программе 01.09 30.08 количество часов воспитанники младший, средний возраст (3-5 лет) 5 часов воспитанники старший возраст - (5-7лет)10 часов Обуrающиеся 1-9кл.- 9часов Обучающиеся 10,11кл. -4часа Список литературы: Гризик Т.И., Глушкова Г.В. Формированио основ безопасного поведения у детей 3 - 8 лет. Методическое пособие для воспитателей - Москва: Просвещение, 2015. - 95 с. Козловская Е.А., Козловский С.А. ,Щорожная безопасность: обучение и воспитаЕие МЛаДшего школьника. Учебно-методическое пособие дпя общеобразовательньIх УЧРеЖДениЙ и системы дополнительного образования/Под общ.ред.В.А. Федорова. - М.: Издательский,Щом Третий Рим,2002. - 80 с. ВОрОнова Е.А. Красный. Жептый. Зеленьй! ПДД во внеклассной работе - Ростов Феникс,200б. -256 с. Интернет ресурсы: 1. Всероссийская газета кЩобрм,Щорога,Щетствы hф://www.dddgazeta.rul 2. кБезопасное колесо> - http://www.dddgazeta.rul 3. ПДД для ДетеЙ. Правила дорожного движения- http://veselaj ashkola.ru/interesno/ н/,Щ: