Экскурсионно-туристическая экспедиция "Ныроб и Романовы"

24.12.2020

В 2013 году в России отмечается 400-летие воцарение дома Романовых. Этому событию посвящен ряд мероприятий в рамках государства.

Отмечается он и в Пермском крае, который тесно связан с родоначальниками дома Романовых и с последними их правителями: Михаилом Никитичем Романовым, сосланным в с. Ныроб, и великим князем Михаилом Александровичем Романовым, казненным в городе Перми.

17-18 сентября в г. Чердыни прошла международная научно-практическая конференция, посвященная истории семьи Романовых, а 19 сентября культурная программа, посвященная памяти узника Михаила Никитича Романова, прошла в пгт Ныроб. Участниками этого мероприятия стала группа учащихся нашей школы. Отчет об экскурсии в Ныроб можно найти в приложении к данной статье.

Ниже прилагается историческая справка о Ныробе, взятая с сайта news-nyrob.ucoz.ru, которую можно использовать при подготовке внеклассных мероприятий.


Впервые на месте современного Ныроба человек поселился в XII веке, хотя в его округе археологами обнаружены и более древние поселения. Древняя деревушка Ныробка, впервые упомянутая в 1579 году и расположенная в суровом краю на пути из Чердыни на Печору, не стала бы широко известной, если бы ее не выбрали в свое время для расправы над Михаилом Никитичем Романовым. События развернулись в самом начале XVII века: Михаил Романов вместе со своими четырьмя братьями были обвинены Борисом Годуновым в заговоре и сосланы в места, хуже которых найти в то время в России не удалось. В перечне каторжных мест, куда были отправлены братья, Ныроб занимал достойное второе место. Еще хуже мог быть лишь Пелым, куда отправили брата Ивана. Василию достался Яренск, Александру – Усолье-Луда на Белом море, а Федор, старший из всех, был пострижен в монахи в Сийском монастыре. Только Федор и Иван пережили ссылку, остальные Романовы погибли.

Итак, в начале 1601 года (год тогда начинался в сентябре) Михаил Романов прибыл в Ныробку, деревушку с 6 дворами. Вернее, его привезли в цепях в крытом возке. На окраине деревни вырыли яму «сажень глубины, сажень длины и ширины», которая сверху накрывалась деревянным настилом с прорезью для подачи еды. Яма была темная и сырая, для жизни пригодная мало. К зиме был оборудован очаг – жилище Романова отапливалось по-черному.


Показательный случай произошел дальше: ныробцы, как это водится на Руси, прониклись сочувствием к человеку, которого охранники держали в яме, и стали тайком его подкармливать. Они давали детям еду, которую те украдкой бросали в яму. Однако дело это было раскрыто, и последовала кара: хозяева пяти из шести дворов (в шестом жил доносчик, разоблачивший остальных) были задержаны и отправлены в Казань, где на допросах один их них погиб. Завершилось дело в августе 1602 года, когда Михаил скончался и был похоронен недалеко от места заключения. В 1606 году по указанию Лжедмитрия I прах Михаила Романова был извлечен из земли, перевезен в Москву и захоронен в родовой усыпальнице Романовых в Новоспасском монастыре. Весьма любопытен факт: усланные в Казань крестьяне были возвращены в Ныробку только через год. Жизнь Ныробки переменилась в 1613 году, когда престол занял Михаил Федорович, племянник Михаила Никитича. Он приказал построить в Ныробке церковь, определил сюда двух священников. В 1621 году Ныробка стала свободной экономической зоной (селом) – царь пожаловал село «обельной грамотой». В грамоте указывалось, что за выдающиеся заслуги в деле поддержки Ныробского узника пищей и в качестве компенсации за понесенный урон во время ссылки местных крестьян в Казань, село получало освобождение от налогов (действовало освобождение до 1720 года).


В 1704 году в селе строится богато украшенная каменными узорами Никольская церковь, которая стоит и поныне. На месте ямы Михаила Романова была поставлена часовня, а в 1736 году на месте могилы была выстроена еще одна церковь — Богоявленская. Внутри нее, у северной стены, хранилась важнейшая Ныробская реликвия — трехпудовые цепи, в которых Михаил содержался в яме. Местные жители были убеждены в их чудодейственности, по преданию от них исцелялись не только люди, но и домашний скот. При советской власти кандалы были перевезены в Чердынский краеведческий музей.


Интересно, что история с цепями на этом не закончилась. На рубеже 20 и 21 века патриарх Московский и Всея Руси Алексий обратился в министерство культуры с просьбой о передаче священной реликвии в Новоспасский монастырь. Неизвестно, было ли Чердынскому музею действительно нечего терять, кроме своих цепей, но, так или иначе, их он терять не захотел. Хочу такой сайт

Следующим после Михаила Романова известным узником Ныроба стал Клим Ворошилов, который попал в эти края в 1913 году, как раз к юбилею царствующего дома. Условия, в которых содержался Ворошилов, были гораздо менее вредными для здоровья, чем в случае с Михаилом Никитичем — в качестве тюрьмы выступала не земляная яма, а двухэтажный деревянный хорошо отапливаемый дом.

В начале XX века в Ныробе насчитывалось 109 дворов и 608 человек. Но тем масштабам это был, крупный населенный пункт" в Чердынском уезде, центр большой волости. Население занималось хлебопашеством, охотой, рыбной ловлей, лесозаготовками и извозом. В дореволюционное время в нем была почта, земская станция, училище, фельдшерский пункт, 5 торговых лавок, 4 кузницы, одно синильное заведение (красильня) и богадельня. Но самые значительные перемены в жизни Ныроба произошли после Великой Октябрьской социалистической революции. 18 февраля 1918 г. впервые образован Ныробский волостной Совет крестьянских депутатов, который возглавил все социалистические преобразования в крае. Пафосом новой жизни, горячим стремлением трудового народа создать новое общество веет от пожелтевших протоколов Совета, которые бережно сохраняются в фондах Чердынского краеведческого музея имени А. С. Пушкина. С волнением читаем резолюцию, принятую в первую годовщину Октября: «Мы, трудовое крестьянство с. Ныроба и селений Томиловой и Карпечевой, даём слово, что не выпустим Советскую власть из мозолистых рук до тех пор пока не осуществим диктатуру пролетариата и будем защищать с оружием в руках Советскую власть, которую мы и признаем единственной защитницей нашей жизни и объявляем всей буржуазии беспощадную борьбу вплоть до уничтожения её как класса».

В годы гражданской войны многие ныробцы отстаивали Советскую власть на Урале, в Сибири, на Украине. В 1923 году в Ныробе создается первое лесозаготовительное предприятие и с этого времени лесная промышленность становится определяющей в экономике края.

Подлинными патриотами своей Родины показали себя ныробцы в годы Великой Отечественной войны 1941-45 годов. Тысячи ныробцев сражались на фронтах, по ударному трудились в тылу. Многие из них за проявленное мужество и героизм награждены боевыми наградами, а трое удостоены звания Героя Советского Союза — А. В. Флоренко из Ныроба, И. В. Антонов из с. Искора, В. А. Суслов из д. Орловка. Землякам, не вернувшимся с фронтов, воздвигнута памятная стела. В 1963 году Ныроб был преобразован в поселок городского типа. За годы Советской власти в нём произошли большие социально-культурные перемены. Здесь работают средняя и вспомогательная школы, клуб, кинотеатр, музыкальная школа, предприятия бытового обслуживания, 2 больницы, детские сады и ясли, возводятся благоустроенные дома, принимаются две программы центрального телевидения. В Ныробе и его окрестностях сохранились и бережно охраняются памятники истории и культуры.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 24.12.2020

Дата обновления: 24.12.2020

Дата публикации: 24.12.2020

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

1

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».