Пояснительная записка
Программа спортивно-оздоровительного направления курса «Общей физической подготовки»
по внеурочной деятельности для обучающихся 5-9 классов составлена в соответствии с учетом
авторских программ по учебному предмету «Физическая культура» (Физическая культура.
Рабочие программы. Примерная линия учебников М.Я. Виленского, В.И. Ляха. 5-9 классы:
пособие для учителей общеобразовательных организаций/ В.И. Лях. – 9е изд. – М.: Просвещение,
2019),
Программа курса «Общей физической подготовки» по внеурочной деятельности для
обучающихся 6-9 классов, рассчитана на периодичность занятий 1 раз в неделю, 34 часа в год, с
учётом требований, предъявляемых к содержанию программ Федеральными государственными
образовательными стандартами. Темы и разделы выбраны с учетом имеющейся материальной
базы и местных климатических условий, предусматривает проведение теоретических занятий по
каждому разделу, изучение и дальнейшее совершенствование специальных движений на
практических занятиях.
Программа составлена на основе материала, который обучающиеся изучают на уроках
физической культуры в общеобразовательной школе, дополняя его с учетом их интересов (в
зависимости от возраста, пола, времен года и местных особенностей) к тем видам спорта, которые
пользуются популярностью в повседневной жизни. Для занимающихся по программе
предусматриваются теоретические, практические занятия, выполнение контрольных нормативов
и нормативов ВФСК ГТО, участие в соревнованиях, инструкторская и судейская практика.
Направленность образовательной программы:
Направленность дополнительной и образовательной программы учебного курса «ОФП»
(общефизической подготовки) - одно из важных средств - всестороннего воспитания детей
школьного возраста. Характерная ее особенность - комплексность воздействия на организм и на все
стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное,
нравственное, эстетическое и трудовое воспитание. Урок общей физической подготовки является
одной из форм дополнительной работы по предмету «Физическая культура» и переходной
ступенью к специализированным занятиям спортом. Она создает для желающих улучшить свою
физическую подготовленность и определить интересы и возможности для специализации в том или
ином виде спорта.
Общая характеристика программы ОФП (общая физическая подготовка)
Занятия направлены на то, чтобы развить у занимающего такие качества, как: сила, выносливость,
резкость, прыгучесть, гибкость, координация. Эти физические качества преимущественно
осуществляются с помощью спортивных, подвижных игр и эстафет определенной направленности.
Все эти качества необходимы для гармоничного развития физических качеств и здоровья младших
школьников.
Актуальность программы заключается в том, что у взрослого и детского населения России в
последнее десятилетие значительно понижаются показатели критериев здоровья, мотивации
здорового образа жизни, пристрастие к вредным привычкам и наркотическим веществам. Поэтому
вовлечение и привитие мотивации к здоровому образу жизни необходимо начинать с младшего
школьного возраста. Программа актуальна на сегодняшний день, так как ее реализация восполняет
недостаток двигательной активности, имеющийся у детей в связи с высокой учебной нагрузкой,
имеет оздоровительный эффект, а также благотворно воздействует на все системы детского
организма.
Педагогическая целесообразность: занятия ОФП дисциплинируют, воспитывают чувство
коллективизма, волю, целеустремленность, являются хорошей школой движений, проводятся
занятия с целью укрепления здоровья и закаливания занимающихся, достижения всестороннего
развития.
Адресат программы: Данная программа разработана для группы: 6-9 классов, желающих
обучаться общей физической подготовкой независимо от уровня способностей. Срок обучения по
программе составляет 1 год, процесс обучения осуществляется в группе. Занятия проводятся 1 раз в
неделю. Продолжительность учебных занятий установлена с учетом возрастных особенностей
учащихся, допустимой нагрузки в соответствии с санитарными нормами и правилами.
Цель физического воспитания:
Формирование у школьников устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему
здоровью. В целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании
средств физической культуры в организации здорового образа жизни.
Привлечение школьников к систематическим занятиям физической культурой и спортом.
Задачи образовательной программы
Укрепление здоровья, улучшение физической подготовленности;
Формирование волевых качеств личности и интереса к регулярным занятиям физической
культурой;
Воспитание сознательного и активного отношения к здоровью и здоровому образу жизни как
к ценностям;
Содействие
гармоничному
физическому
развитию,
подготовленности и укреплению здоровью учащихся;
Повышение тренировочных и соревновательных нагрузок уровня владения навыками игры в
процессе многолетней подготовки;
Воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями;
Достижение высоких показателей в физической и технической подготовках;
Воспитание нравственных и волевых качеств;
Воспитание активности, сознательности и самодисциплины и на их основе создание
дружного, боеспособного коллектива;
Воспитание трудолюбия, благородства и умения переживать неудачи и радости побед;
Развитие чувства ответственности за себя, за коллектив, за спортивные достижения команды;
Развитие физических качеств и психических свойств личности.
Игры помогают ребенку расширять и углублять свои представления об окружающей
действительности. Выполняя различные роли, дети практически используют свои знания о
повадках животных, птиц, насекомых, о явлениях природы, о средствах передвижения, о
современной технике. В процессе игр создаются возможности для развития речи,
упражнения в счете и т. д.
всесторонней
физической
Результаты освоения курса
В соответствии с требованиями к результатам освоения курса внеурочной
деятельности данная программа направлена на достижение учащимися личностных,
метапредметных и предметных результатов по физической культуре.
Личностные результаты освоения предмета физической культуры.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах
учащихся, которые приобретаются в процессе освоения программы. Эти качественные
свойства проявляются, прежде всего, в положительном отношении учащихся к занятиям
двигательной (физкультурной) деятельностью, накоплении необходимых знаний, а также в
умении использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных
интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом
совершенстве.
Метапредметные результаты освоения физической культуры.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности качественных
универсальных способностей учащихся, проявляющихся в активном применении знаний и
умений в познавательной и предметно-практической деятельности. Приобретенные на базе
освоения содержания предмета «Физическая культура»,
в единстве с освоением
программного материала других образовательных дисциплин, универсальные способности
потребуются как в рамках образовательного процесса (умение учиться), так и в реальной
повседневной жизни учащихся.
Предметные результаты освоения физической культуры.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в творческой двигательной
деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета
«Физическая культура», внеурочной деятельности. Приобретаемый опыт проявляется в знаниях
и способах двигательной деятельности, умениях творчески их. применять при решении
практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий
физической культурой.
-
Планируемые результаты
формирование установок здорового образа жизни;
формирование навыков самоконтроля, самонаблюдения и саморегуляции;
снижение заболеваемости простудными заболеваниями и гриппом;
знание и соблюдени6е правил спортивных игр (пионербол, баскетбол, футбол);
умение играть в спортивные игры (пионербол, баскетбол, футбол);
воспитание
и
формирование
лидерских
качеств
личности,
способной
взаимодействовать в команде;
отсутствие вредных привычек.
Ожидаемые результаты
Личностные:
- оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых
норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
- уметь выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать.
Регулятивные:
- определять и формировать цель деятельности с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий во время занятия;
- учиться работать по определенному алгоритму.
Познавательные:
- умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Коммуникативные:
- умение оформлять свои мысли в устной форме
- слушать и понимать речь других;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах
поведения и общения и следовать им;
- учиться работать в паре, группе, выполнять различные роли (лидера
исполнителя).
Система отслеживания и оценивания результатов обучения
- участие обучающихся в спортивных праздниках, конкурсах, соревнованиях и
мероприятиях школы;
- открытые занятия, внеклассные мероприятия данной направленности.
Отличительные особенности данной программы
В отличие от основной образовательной программы, рабочая программа по общей физической
подготовке дополнена с учетом интересов детей (в зависимости от возраста, пола, времен года и
местных особенностей) к тем видам спорта, которые пользуются популярностью в повседневной
жизни. Включено большое количество подвижных игр.
Главным направлением учебно-тренировочного процесса является:
1. Создание условий для развития личности занимающихся.
2. Укрепление здоровья обучающихся, соблюдение требований личной и общественной
гигиены, организация врачебного контроля.
3. Воспитание морально-волевых качеств, дисциплинированности и ответственности.
4. Формирование знаний, умений и навыков при выполнении упражнений.
5. Привитие любви к систематическим занятиям спортом.
Условия реализации программы
Набор детей в группу осуществляется с 12-15 лет, с различным уровнем физической подготовки,
относящихся к основной и подготовительной группе здоровья и имеющих медицинский допуск
врача. Наполняемость группы – 15 -17 человек.
Принципы реализации программы:
принцип гармонического воспитания личности;
принцип постепенности и последовательности, от простого к сложному;
принцип успешности;
принцип соразмерности нагрузки уровню и состоянию здоровья сохранения здоровья
ребенка;
принцип творческого развития;
принцип доступности;
принцип ориентации на особенности и способности
принцип индивидуального подхода;
принцип практической направленности.
Формы проведения занятий
Групповые, теоретические и практические занятия,
Соревнования различного уровня (тренировочные, школьные, районные),
Подвижные игры,
Эстафеты.
Структура спортивного занятия
Занятие состоит из трех частей: вводная (разминка – разогревание мышц); основная (работаотработка определенного двигательного действия); заключительная (закрепление пройденного
материала).
В программе использованы различные методы работы, такие как наглядно-слуховой, нагляднозрительный, практический. Данные методы способствуют целостному развитию обучающихся,
формированию у них практических умений и навыков, представлений, развитию креативности.
Для повышения общего творческого потенциала учеников, стимулирования их деятельности
важным моментом является участие в соревнованиях районного уровня.
Содержание курса
Учебный материал программы распределен по разделам: основы знаний, легкая атлетика
(легкоатлетические упражнения), спортивные игры (элементы спортивных игр), подвижные игры,
гимнастика.
Общая физическая подготовка – форма занятий физическими упражнениями по
укреплению здоровья человека. Ходьба, бег, прыжки, лазанье, ползание, ходьба на лыжах, как
жизненно важные способы передвижения человека. Правила предупреждения травматизма во
время занятий физическими упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды, обуви и
инвентаря.
Физические упражнения.
Физические упражнения, их влияние на физическое развитие и развитие физических
качеств. Физическая подготовка и ее связь с развитием основных физических качеств.
Характеристика основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости и
равновесия. Физическая нагрузка и ее влияние на повышение частоты сердечных сокращений.
Самостоятельные занятия.
Составление режима дня. Выполнение простейших закаливающих процедур, комплексов
упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища, развития
основных физических качеств; проведение оздоровительных занятий.
Самостоятельные
наблюдения
за
физическим
развитием
и
физической
подготовленностью.
Измерение длины и массы тела, показателей осанки и физических качеств.
Измерение частоты сердечных сокращений во время занятий ОФП.
Самостоятельные игры и развлечения.
Организация и проведение подвижных игр.
Раздел «Основы знаний» содержит перечень теоретических тем для изучения в
соответствии с основными направлениями развития познавательной деятельности
обучающихся.
Раздел «Оздоровительная и корригирующая гимнастика» ориентирован на укрепление
здоровья. Данный раздел включает:
- упражнения для формирования правильной осанки: общие, оказывающие общее
укрепляющее воздействие, и специальные, направленные на выработку мышечносуставного чувства правильной осанки (у стены, на гимнастической стенке, в
движении, в положении лежа на спине и на животе, с гимнастической палкой и др.);
- упражнения для повышения функциональных возможностей органов дыхания,
-
положительно влияющие на все функциональные системы организма (с
произношением гласных и согласных звуков, звукосочетаний на выдохе; соотношение
вдоха и выдоха 1:1, 1:2; грудной, брюшной, смешанный тип дыхания; правильное
дыхание; дыхание при различных движениях);
общеразвивающие упражнения; упражнения для мышц шеи, спины, брюшного пресса,
туловища, ног и плечевого пояса;
- упражнения для повышения функциональных возможностей сердечнососудистой
системы (все виды ходьбы; дозированный бег; общеразвивающие упражнения в
положении лежа, сидя и стоя в спокойном темпе без задержки дыхания).
Раздел «Легкая атлетика» содержит дозированную ходьбу и бег, прыжковые
упражнения, упражнения в метании правой и левой рукой в цель и на дальность. Ходьба и
дозированный бег являются наиболее оптимальными средствами для развития и
совершенствования сердечнососудистой и дыхательной систем, повышения функциональных
возможностей организма, развития выносливости. Прыжковые упражнения имеют большое
значение для развития ловкости, прыгучести, координации движений, укрепляют нервную
систему. Упражнения в метании развивают скоростно- силовые качества верхних
конечностей, координацию движений, ловкость, оказывают положительное влияние на
органы зрения. Ограничиваются упражнения на развитие скоростных качеств, общей и
специальной выносливости за счет уменьшения дистанции и скорости в ходьбе и беге.
Исключены прыжки с разбега в длину и в высоту так как имеют противопоказания при
нарушениях осанки, заболеваниях сердечнососудистой системы и органов зрения.
Раздел «Гимнастика» содержит строевые упражнения; общеразвивающие
упражнения; элементы акробатики и танцевальные движения; упражнения в лазанье и
перелезании. Благодаря возможности довольно точного регулирования нагрузки, общего и
локального воздействия на организм, гимнастические упражнения имеют корригирующее и
лечебное значение. Ограничены упражнения в равновесии, висах и упорах.
Разделы «Подвижные игры» и «Спортивные игры» содержат перечень рекомендуемых
подвижных и спортивных игр, перечень упражнений для овладения техникой и тактикой
игры в волейбол и баскетбол. При правильной методике проведения игр и эстафет они с
успехом используются для воздействия на различные системы организма, развивают
ловкость, быстроту реакции, способность приспосабливаться к меняющимся условиям,
повышают эмоциональный уровень.
Весь программный материал направлен на решение оздоровительных задач, развитие
физических качеств, формирование двигательных умений и навыков, освоение
обучающимися теоретических знаний.
Программа предусматривает разумное увеличение двигательной активности и обеспечивает
физическую подготовку, необходимую при переводе обучающихся в подготовительную и
основную медицинские группы для дальнейшего физического совершенствования.
Содержание занятий на каждом этапе должно быть связано с содержанием предыдущего и
последующего этапов, поэтому используется не столько предметный способ прохождения
материала (поочередно по видам), сколько комплексный, предусматривающий применение
одновременно средств 2-3 видов физической подготовки.
Комплексность содержания занятий обеспечивает их значительную эффективность и
непрерывность развития у обучающихся основных физических качеств, повышения уровня
функциональных возможностей и физической подготовленности.
Знания о физической культуре.
История физической культуры. Достижения отечественных спортсменов на Олимпийских
играх. Краткая характеристика видов спорта, входящих в программу Олимпийских игр.
Физическая культура (основные понятия).
Физическое развитие человека. Физическая подготовка и ее связь с укреплением здоровья,
развитием физических качеств. Организация и планирование самостоятельных занятий по
развитию физических качеств. Всестороннее и гармоничное физическое развитие. Здоровье и
здоровый образ жизни.
Физическая культура человека.
Режим дня, его основное содержание и правила планирования. Закаливание организма.
Правила безопасности и гигиенические требования. Влияние занятий физической культурой на
формирование положительных качеств личности. Проведение самостоятельных занятий по
коррекции осанки и телосложения. Доврачебная помощь во время занятий физической
культурой и спортом.
Способы двигательной (физкультурной) деятельности
Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой.
Подготовка к занятиям физической культурой. Выбор упражнений и составление
индивидуальных комплексов для утренней зарядки, физкультминуток, физкульпауз.
Тематическое планирование
№
урока
1
2
Тема
Кол-во
часов
Знания о физической культуре 1 час
Техника безопасности, правила поведения в
спортивном зале. Подвижные игры.
Легкая атлетика 3 часа
Терминология, Снаряды и их
устройство.
1
3
4
5
6
7
8
9
10
эстафеты.
Упражнения
на
развитие
ловкости.
Соревнование.
Спортивные игры (баскетбол) 10 часов
Упражнения на развитие силы. Игровые
эстафеты.
Знания о физической культуре
презентация 1 час
Гигиена и самоконтроль. Игровые эстафеты.
Упражнения
на
Игровые эстафеты
Упражнения
на
развитие
выносливости.
развитие
быстроты.
Соревнование.
Упражнения на развитие ловкости. Наклоны
на гибкость, поднимание туловища.
Упражнения на развитие силы. Сгибание и
разгибание рук в упоре лежа.
Знать
1
1
1
1
1
1
1
1
1
инструктаж
выполнять правила ТБ
Знать
Личная гигиена
Упражнения на развитие быстроты, игровые
Основные виды
деятельности
терминологию,
выполнять
правила
личной гигиены
Уметь
пробегать
с
максимальной скоростью
Выполнять
правила
соревнований
Выполнять
правильно
эстафету
Выполнять
правила
личной гигиены
Выполнять
правильно
эстафету
Выполнять
соревнований
Выполнять
правила
правильно
заданные тупражнения
Выполнять
правильно
заданные тупражнения
11
12
13
14
15
Подтягивание
на
упражнения.
Упражнения на
перекладине.
развитие
Игровые
выносливости.
Игровые эстафеты
Контрольные упражнения. Сдача нормативов.
Упражнения
на
развитие
быстроты.
Соревнование.
Упражнения на развитие ловкости. Игровые
1
1
1
1
1
эстафеты.
Выполнять
правильно
заданные упражнения
Выполнять
правильно
эстафету
Знать
и
выполнять
нормативы
Выполнять
правила
соревнований
Выполнять
правильно
заданные упражнения
Гимнастика 4 часа
16
17
18
19
20
21
22
Упражнения на развитие силы. Соревнование.
Упражнения
на
развитие
выносливости.
Игровые эстафеты
Знания о физической культуре теория
1 час
Гигиена и самоконтроль. Игровые эстафеты.
1
1
1
Упражнения на развитие быстроты. Игровые
эстафеты.
Упражнения на развитие ловкости и силы.
1
1
Спортивные игры (волейбол) 10 часов
Упражнения на развитие выносливости и
быстроты.
Упражнения на развитие ловкости и силы.
1
1
Выполнять
соревнований
Выполнять
правила
правильно
заданные упражнения
Выполнять
правильно
заданные упражнения
Выполнять
правильно
заданные упражнения
Выполнять
правильно
заданные упражнения
Выполнять
правильно
заданные упражнения
Выполнять
правильно
заданные упражнения
Знания о физической культуре 1 час
23
24
25
26
27
28
Режим дня. Игровые эстафеты.
1
Упражнения на развитие выносливости и
быстроты.
Упражнения на развитие ловкости и силы.
Упражнения
на
развитие
Игровые эстафеты
Упражнения на развитие
1
выносливости.
быстроты
ловкости.
Личная гигиена. Игровые эстафеты.
1
и
1
1
1
Уметь составлять режим
дня
Выполнять
правильно
заданные упражнения
Выполнять
правильно
заданные упражнения
Выполнять
правильно
заданные упражнения
Выполнять
правильно
заданные упражнения
Выполнять
правильно
заданные упражнения
29
30
31
32
33
34
Упражнения
на
развитие
силы
и
выносливости.
Упражнения на развитие быстроты. Игровые
эстафеты.
Упражнения на развитие ловкости. Сдача
нормативов ГТО
Легкая атлетика 3 часа
Упражнения на развитие силы.
Сдача
нормативов ГТО
Упражнения на развитие Сдача нормативов
ГТО
Контрольные
эстафеты.
упражнения.
Игровые
1
1
1
1
1
1
Выполнять
правильно
заданные упражнения
Выполнять
правильно
эстафету
Выполнять
правильно
эстафету
Выполнять
правильно
эстафету
Выполнять
правильно
эстафету
Выполнять
правильно
эстафету
Информационные источники
1. Гужаловский А.А. Основы теории и методики физической культуры. - М.: Физкультура и
спорт, 2016.
2. Коротков Н. М. Подвижные игры для детей. -М.: Советская Россия, 2017.
3. Лукьяненко В. П. Физическая культура: основа знаний. Учебное пособие.- М.: Советский
спорт, 2014.
4. Лях В.И. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов
общеобразовательной школы. –М.: Просвещение, 2019.
5. Столбов В. В. История физической культуры и спорта. -М.: Физкультура и спорт, 2015.