Рабочая программа Люблю тебя мой Соликамск 3 класс (2)

Пояснительная записка
Программа

разработана

на

основе

Федерального

государственного

образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых
результатов начального общего образования, на основе примерных программ внеурочной
деятельности. Начальное и основное образование, В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В.
Смирнов, Москва, Просвещение, 2011 г.
Воспитание гражданина, любящего свою Родину, не может обходиться без
изучения родного края. Любовь к родному краю, знание его истории, культуры, традиций
– вот основа, на которой осуществляется рост духовной культуры всего общества.
Пропаганда краеведения становится необходимостью в современной школе. Участие

школьников в краеведческой деятельности повышает уровень их самосознания, развивает
художественный вкус, эстетическую оценку, воспитывает уважение к культуре и истории своего
народа, чувство благодарности к старшему поколению, создает возможности для самореализации
учащихся в процессе этой деятельности.
Данная программа направлена на формирование патриотизма у подрастающего
поколения города Соликамск и соответствует задачам, определенным в новых
образовательных стандартах, «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания
гражданина Российской Федерации» и проекте Государственной программы
«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы».
Программа «Люблю, тебя, мой Соликамск!» составлена для обучающихся 3
классов и поддерживается одноименным учебным пособием для учащихся начальных
классов образовательных организаций Соликамского городского округа, выпущенным
издательством ООО ИПК «Лазурь» в 2020 г., рекомендовано Министерством образования
и науки Пермского края, приказ от 30.06.2020 № 26-01-06-119. Занятия проводятся 1 раз в
неделю, 34 часа в год.
Методическая особенность программы: структура каждого отдельного занятия
построена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, их увлечениями,
необходимостью

регулярной

работы

с

наблюдаемыми

объектами,

разрядки

и

восстановления сил после школьного дня. Большое внимание уделяется внеаудиторным
занятиям.
Структура занятия включает в себя составные части:
1. Теоретическую часть;
2. Практическую часть.
В ходе занятий используются разные виды деятельности детей: экскурсии,
рисование, викторины, выставки, праздники, исследования, создание проектов.
Цель программы: дать целостное представление о г. Соликамске, как частице
Родины, на основе знаний природоведческого, исторического, культурологического
характера, конструированных на краеведческом материале.
Задачи:


знакомство

с

географическим

положением,

историей

возникновения,

промышленностью, народными промыслами, творчеством, культурными объектами,
жителями г. Соликамска;


создание представлений о главных вехах в истории города;



раскрытие значения сохранения памятников истории и культуры города,

формирование уважения к культуре предков;
 формирование личностного (оценочного) отношения к явлениям прошлого и
настоящего, развитие желания познавать и сохранять семейные, родовые традиции и
ценности;
 соблюдение правил поведения в городе, музейной культуре;
 развитие логического мышления, воображения,

творческих данных в

благоприятном психологическом климате детского коллектива.
Планируемые результаты освоения программы:
Личностные результаты
 формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за
свою малую Родину, российский народ и историю России, за национальные свершения,
открытия, победы; осознание своей гражданской принадлежности;
 формирование основ знаний национальных ценностей, традиций, культуры родного
края;
 формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств, доброжелательности
и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей;
 формирование уважительного отношения к иному мнению;
 формирование

основ

социально-критического

мышления,

ориентации

в

особенностях социальных отношений и взаимодействий, установлении взаимосвязи
между общественными и политическими событиями;
 формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации
к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям
Метапредметные результаты
Регулятивные:
 овладение способностью принимать и

сохранять

цели и задачи

учебной

деятельности, поиска средств её осуществления;
 освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
 формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата;

 формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
 освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Познавательные:
 понимание роли города Соликамска в истории России;
 изучение истории возникновения и создания города Соликамск, улиц, культурных
центров, исторических памятников, памятников культуры;
 получение представлений об основных народных праздниках и традициях,
оценивание их роли в жизнедеятельности людей;
 владение информацией о знаменитых людях, прославивших Соликамск;
 активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий (ИКТ);
 владение

основами

ознакомительного,

творческого,

усваивающего

и

критического чтения.
 использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа,
передачи и интерпретации информации;
 овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
 овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов,
процессов

и

явлений

действительности

(природных,

социальных,

культурных,

технических и др.) в соответствии с содержанием курса;
 овладение базовыми межпредметными понятиями, отражающими существенные
связи и отношения между объектами и процессами.

Коммуникативные:
 умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
 умение формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и
координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего
решения в совместной деятельности;

 умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать
решения и делать выбор;
 умение аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не
враждебным для оппонентов образом;
 умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности
и сотрудничества с партнёром;
 умение адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей
деятельности;
 умение работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно
сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу
сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Предметные результаты
 овладение целостными представлениями об истории своего родного города,

понимание связи её с историей своей страны;
 умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и

современных источников;
 расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний

личностей и народов в истории своего города и своей страны;
 готовность

применять исторические знания для сохранения исторических и

культурных памятников своего города;
 формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной

самоидентификации личности обучающегося;
 овладение

базовыми историческими знаниями, а также представлениями о

закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в
социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; 
 развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в

различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего,
способностей определять и аргументировать своё отношение к ней;
 воспитание уважения к историческому наследию народов России.

Способы контроля и оценивания образовательных достижений учащихся.
Оценка личностных результатов в текущем образовательном процессе проводится
на основе соответствия ученика следующим требованиям:
- соблюдение норм и правил поведения, принятых в образовательном учреждении;
- прилежание и ответственность за результаты обучения;

- готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной
траектории;
- наличие позитивной ценностно-смысловой установки ученика, формируемой
средствами данного курса.
Оценивание метапредметных результатов ведется по следующим позициям:
- способность и готовность ученика к освоению знаний, их самостоятельному
пополнению, переносу и интеграции;
- способность к сотрудничеству и коммуникации;
- способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению
найденных решений в практику;
- способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
- способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Оценка достижения учеником метапредметных результатов может осуществляться
по итогам выполнения самостоятельных работ, в рамках системы текущей, тематической
и промежуточной оценки, а также промежуточной аттестации. Главной процедурой
итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового
индивидуального проекта.
Основным объектом оценки предметных результатов является способность ученика
к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач на основе изучаемого
учебного материала. Виды контроля учебных достижений по предмету: устный опрос,
тест,

самопроверка,

взаимопроверка,

самостоятельная работа,

терминологический

диктант, словарная работа, работа по предметным карточкам, кроссвордов и т.д.
Содержание программы
Тема 1. Введение. Знакомство с книгой «Люблю тебя, мой Соликамск!» (1
час).
Задача темы: знакомство с учебным пособием «Люблю тебя, мой Соликамск!»
Основные

понятия

и

термины:

предисловие,

содержание,

условные

обозначения.
Персоналии: герои - помощники Солик и Бумик.
Тема 2. Рассказ о Пермской земле и пермском зверином стиле (2 часа).
Задача темы: знакомство с уникальным явлением древней культуры – пермским
звериным стилем, историей жизни древнего коми – пермяцкого народа.
Основные понятия и термины: амулет, оберег, идол, конская упряжь, утварь,
Пермская земля, Соликамск, Чердынь.
Практическая часть – просмотр фильма о Пермской земле и зверином стиле.

Тема 3. Рассказ о первых народах Пермской земли и их вере (2 часа).
Задача темы: знакомство с первыми народами Пермской земли и их верой.
Основные понятия и термины: ханты, манси, вогулы, язычники, миссионеры,
летопись, православие.
Персоналии: Стефан Пермский – просветитель и политический деятель, первый
епископ Пермский.
Практическая часть – просмотр фильма о первых народах Пермской земли и их
вере.
Тема 4. Рассказ о том, как появился город Соликамск (3 часа).
Задача темы: знакомство с историей создания города Соликамска, откуда
произошло название города, кто его основатели.
Основные понятия и термины: пуд, памятник архитектуры, посадские люди,
оборонительные сооружения, Государева Сибирская дорога
Персоналии: Акинфий Ливонов, посадские люди Калинниковы, царь Михаил
Федорович, Михаил Турчанинов, Григорий Демидов, Алексей Турчанинов.
Практическая часть – просмотр фильма о том, как появился город Соликамск
(часть 1, 2, 3)
Тема 5. Рассказ о Государевой Бабиновской дороге (2 часа).
Задача темы: знакомство с историей создания Государевой Бабиновской дороги,
с её открывателем, понимание важности этого исторического события.
Основные понятия и термины: верста, гать, верстовой столб, Государева дорога,
подвода.
Персоналии: царь Федор Иванович, Артемий Бабинов, Михаил Богданов,
Даниэль Дефо, Робинзон Крузо.
Практическая часть – просмотр фильма о Государевой Бабиновской дороге.
Тема 6. Рассказ о добыче соли в Соликамске (2 часа).
Задача темы: знакомство с историей создания соляного промысла в Соликамске,
с особенностями добычи соли, особенностями её выварки, возникновения выражения
«пермяк – солёны уши».
Основные понятия и термины: соль, холст, вар, ларь.
Персоналии: Александр Васильевич Рязанцев.
Практическая часть – просмотр фильма о добыче соли в Соликамске.
Тема 7. Рассказ о поисках руды в Прикамье и о первом медеплавильном
заводе в России (1 час).
Задача темы: знакомство с историей добычи руды в Прикамье, появления

первого медеплавильного завода, его основателями.
Основные понятия и термины: амбар, четь, вотчина, запруда, приказчик, алтын,
деньга, кубок, воевода, окольничий, казна, экспедиция, фунт.
Персоналии: Джон Ватер, Василий Стрешнев, Илья Зубов, Василий Никитич
Татищев, Вилим Иванович Геннин, Петр Первый.
Практическая часть – просмотр фильма о поисках руды в Прикамье и о первом
медеплавильном заводе в России.
Тема 8. Рассказ о строительстве Троицкого медеплавильного завода и
фабрики медной посуды (2 часа).
Задача темы: знакомство с историей создания Троицкого медеплавильного
завода и фабрики медной посуды, с заслугами семьи Турчаниновых в развитии
горнозаводской промышленности России.
Основные понятия и термины: латунная посуда, Пыскор, челобитная, штирия.
Персоналии: Василий Татищев, Михаил Турчанинов, Алексей Турчанинов,
Елизавета Петровна.
Практическая

часть

–

просмотр

фильма

о

строительстве

Троицкого

медеплавильного завода и фабрики медной посуды.
Тема 9. Рассказ о том, как летом 1731 года на окраине города, в селе
Красном, Григорием Демидовым был заложен ботанический сад (2 часа).
Задача

темы:

знакомство

с историей

создания

ботанического

сада,

его

основателем, коллекцией редких растений, научной ценностью.
Основные

понятия

и

термины:

ботаника,

дендрарий,

дубликат,

естествоиспытатель, оранжерея, питомник, усадьба.
Персоналии: Акинфий Демидов, Настасья Суровцева, Иоганн Гмелин, Герард
Мюллер, Георг Стеллер , Карл Линней, Анатолий Михайлович Калинин.
Практическая часть – просмотр фильма о том, как летом 1731 года на окраине
города, в селе Красном, Григорием Демидовым был заложен ботанический сад.
Тема 10. Рассказ о том, как и кого обучали грамоте в далёком прошлом (2
часа).
Задача темы: знакомство с особенностями обучения в городе Соликамске, его
становлении и развитии, первыми школами и учителями.
Основные термины и понятия: розга, приход, келья, земство, цифирная школа,
церковно – приходская школа.
Основные понятия и термины: Степан Жеребцов, Елисей Саратовских, Пелагея
Санникова – Шайн, Алексей Ладанов.

Практическая часть – просмотр фильма о том, как и кого обучали грамоте в
далёком прошлом.
Тема

11.

Рассказ

о

том,

как

ХХ

век

ворвался

в

жизнь

тихого

провинциального городка (2 часа).
Задача темы: знакомство с жизнью города Соликамска в начале 20 века, его
населением, особенностями развития в период революции и гражданской войны.
Основные понятия и термины: мобилизация, национализация, советская власть.
Персоналии: епископ Феофан, Евдокия Ксенофонтова, Колчак,

А.В. Логинов,

И.А. Дегтянников.
Практическая часть – просмотр фильма о том, как ХХ век ворвался в жизнь
тихого провинциального городка.
Тема 12. Рассказ о возрождении славы Соликамска (2 часа).
Задача темы: знакомство

с историей

создания

крупных

промышленных

предприятий города Соликамска, становление города Соляной столицей России.
Основные понятия и термины: Людмилинская скважина, Соляная столица
России.
Персоналии: Николай Павлович Рязанцев, Иван Николаевич Глушков, Павел
Преображенский.
Практическая часть – просмотр фильма о возрождении славы Соликамска
Тема 13. Рассказ о том, как Соликамск не остался в стороне во время
Великой Отечественной войны (3 часа).
Задача темы: знакомство с жизнью Соликамска и его граждан в суровые годы
Великой Отечественной войны; с работой крупных промышленных предприятий,
внёсших свой неоценимый вклад в дело Великой Победы.
Основные понятия и термины: Фонд обороны, система «Катюша», эскадрилья,
танковый корпус.
Практическая часть – просмотр фильмов о том, как в Соликамске
зарождался целлюлозно-бумажный комбинат, как в Соликамске создаётся газетная
бумага.
Тема 14. Рассказ о том, как изменилась жизнь соликамских школьников в
годы войны (1 час).
Задача темы: знакомство с жизнью соликамских школьников в годы войны;
обучение в военное время.
Основные понятия и термины: эвакогоспиталь, эвакуация, эвакуированные.
Тема 15. Рассказ о том, как в годы войны в Соликамске работало пять

эвакогоспиталей (2 часа).
Задача темы: знакомство с работой 5 эвакогоспиталей Соликамска в годы войны;
историей создания Мемориала умершим от ран.
Основные

понятия

и

термины:

эвакогоспиталь,

медсестра,

донор.

Персоналии: Вера Михайловна Исакова, Нина Ивановна Томаш (Варушкина).
Практическая часть – просмотр фильма о том, как в годы войны в Соликамске
работало пять эвакогоспиталей.
Тема 16. Рассказ о каменной сказке Соликамска (1 час).
Задача темы: знакомство со знаменитыми архитектурными памятниками города
Соликамска, историей их создания, неповторимыми особенностями.
Основные понятия и термины: «жучковый» орнамент, утварь, изразцы, Бурло,
Лебедь, Веселил (колокола).
Персоналии: В.В. Косточкин, П.И. Мельников – Печерский, Д. Н. Мамин –
Сибиряк, К. Г. Паустовский, В. Беринг, братья Суровцевы, Евдокия Щепоткина,
Логин Корсаков, Иван Горбовский.
Практическая часть – проект учащихся – сообщение о любом архитектурном
памятнике города Соликамска.
Тема 17. Рассказ о символах города Соликамска (2 часа).
Задача темы: знакомство с символикой Соликамска, её тесная связь с историей
города, его традициями и культурой.
Основные понятия и термины: герб, флаг, гимн, Соликамский городской округ,
Знак Соли.
Персоналии: Борис Давидович Готлиб – автор музыки и слов гимна города
Соликамска.
Практическая часть

– просмотр фильма о

каменной сказке и символах

Соликамска.
Тема 18. Итоговый урок (1 час).
Задача темы: подведение итогов работы по данному учебному пособию.

КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КУРСУ
3 КЛАСС
Количество часов
№
п/п

Тема урока

Всего

Теория

Практи
ка

Дата
изуч
ения

Электрон
ные
цифровые
образоват
ельные
ресурсы

Воспита
тельный
аспект

Профори
еантацио
нный
аспект

1

Введение.
Знакомство
с книгой
«Люблю
тебя, мой
Соликамск!
»

2

Рассказ о
Пермской
земле и
пермском
зверином
стиле.

1

1

3

Рассказ о
Пермской
земле и
пермском
зверином
стиле.

1

4

Рассказ о
первых
народах
Пермской
земли и их
вере.

1

5

Рассказ о
первых
народах
Пермской
земли и их
вере.

1

1

-

1

1

Видеоматер
иалы к
книге
«Люблю
тебя, мой
Соликамск!
»
https://xn-80acetbakebg
ocacsiqsig8b.
xn-p1ai/knigi/ly
ublyutebya,mojsolikamsk!/vi
deomaterialyi

1

1

Видеоматер
иалы к
книге
«Люблю
тебя, мой
Соликамск!
»

Воспитат
ельный
аспект
достигает
ся через
формиро
вание
уважител
ьного
отношен
ия к
истории
своей
малой
Родины,
создателя
м
учебника
Воспитат
ельный
аспект
достигает
ся через
знакомст
во с
пермски
м
звериным
стилем,
являющи
мся
характер
ной
особенно
стью
народов,
прожива
ющих
историче
ски в
данной
местност
и.

Актуализ
ация
знаний о
професси
и
историка,
краеведа,
археолог
а.

https://xn-80acetbakebg
ocacsiqsig8b.
xn-p1ai/knigi/ly
ublyutebya,mojsolikamsk!/vi
deomaterialyi

6

7

Рассказ о
том, как
появился
город
Соликамск.
Рассказ о
том, как
появился
город
Соликамск.

8

Рассказ о
том, как
появился
город
Соликамск.

9

Рассказ о
Государевой
Бабиновской
дороге.

1

1

1

1

1

1

10

Рассказ о
Государевой
Бабиновской
дороге.

1

11

Рассказ о

1

1

Видеоматер
иалы к
книге
«Люблю
тебя, мой
Соликамск!
»
https://xn-80acetbakebg
ocacsiqsig8b.
xn-p1ai/knigi/ly
ublyutebya,mojsolikamsk!/vi
deomaterialyi

1

1

1

Видеоматер
иалы к
книге
«Люблю
тебя, мой
Соликамск!
»
https://xn-80acetbakebg
ocacsiqsig8b.
xn-p1ai/knigi/ly
ublyutebya,mojsolikamsk!/vi
deomaterialyi

Воспитат
ельный
аспект
достигает
ся через
знакомст
во с
историей
родного
края,
истоками
лежащим
в основе
создания
города
Соликам
ска.

Актуализ
ация
знаний о
професси
и
строител
я,
архитект
ора.

Формиро
вание
основ
российск
ой
гражданс
кой идентичности,
чувства
гордости
за свою
малую
Родину,
за
национал
ьные
свершени
я, открытия,
победы.

Актуализ
ация
знаний о
професси
и
дорожны
х
строител
ей.

Формиро

Актуализ

добычи соли
в
Соликамске

12

Рассказ о
добычи соли
в
Соликамске

13

Рассказ о
поисках
руды в
Прикамье и о
первом
медеплавиль
ном заводе в
России

14

Рассказ о
строительств
е Троицкого
медеплавиль
ного завода
и фабрики
медной
посуды.

15

Рассказ о
строительств
е Троицкого
медеплавиль
ного завода
и фабрики
медной
посуды.

16

Рассказ о
том, как
летом 1731
года на

1

1

1

1

1

1

1

1

Видеоматер
иалы к
книге
«Люблю
тебя, мой
Соликамск!
»
https://xn-80acetbakebg
ocacsiqsig8b.
xn-p1ai/knigi/ly
ublyutebya,mojsolikamsk!/vi
deomaterialyi

1

1

Видеоматер
иалы к
книге
«Люблю
тебя, мой
Соликамск!
»
https://xn-80acetbakebg
ocacsiqsig8b.
xn-p1ai/knigi/ly
ublyutebya,mojsolikamsk!/vi
deomaterialyi

вание
основ
российск
ой
гражданс
кой идентичности,
чувства
гордости
за свою
малую
Родину,
за
национал
ьные
свершени
я, открытия,
победы.

ация
знаний о
професси
ях людей,
работаю
щих на
Калийно
м
комбинат
е.

Формиро
вание
основ
российск
ой
гражданс
кой идентичности,
чувства
гордости
за свою
малую
Родину,
за
национал
ьные
свершени
я, открытия,
победы.

Актуализ
ация
знаний о
професси
ях
геолога,
металлур
га.

Формиро
вание
эстетичес
ких

Актуализ
ация
знаний о
професси

Актуализ
ация
знаний о
професси
ях
геолога,
металлур
га,
художни
ка по
росписи
посуды.

окраине
города, в
селе
Красном,
Григорием
Демидовым
был заложен
ботанически
й сад

17

18

19

20

21

Рассказ о
том, как
летом 1731
года на
окраине
города, в
селе
Красном,
Григорием
Демидовым
был заложен
ботанически
й сад

Рассказ о
том, как и
кого обучали
грамоте в
далёком
прошлом

Рассказ о
том, как и
кого обучали
грамоте в
далёком
прошлом
Рассказ о
том, как ХХ
век ворвался
в жизнь
тихого
провинциаль
ного городка
Рассказ о
том, как ХХ

1

1

1

1

Видеоматер
иалы к
книге
«Люблю
тебя, мой
Соликамск!
»
https://xn-80acetbakebg
ocacsiqsig8b.
xn-p1ai/knigi/ly
ublyutebya,mojsolikamsk!/vi
deomaterialyi
Видеоматер
иалы к
книге
«Люблю
тебя, мой
Соликамск!
»
https://xn-80acetbakebg
ocacsiqsig8b.
xn-p1ai/knigi/ly
ublyutebya,mojsolikamsk!/vi
deomaterialyi

потребно
стей,
ценносте
йи
чувств,
эмоциональн
онравстве
нной
отзывчив
ости.

Расшире
ние
знаний о
професси
ях
учителя,
воспитат
еля

1

1

1

1

1

Видеоматер
иалы к

ях
ботаника,
садовода,
экскурсо
вода..

Формиро
вание
основ
социальн
окритичес
кого
мышлени
я,

век ворвался
в жизнь
тихого
провинциаль
ного городка

22

23

24

24

Рассказ о
возрождении
славы
Соликамска

книге
«Люблю
тебя, мой
Соликамск!
»
https://xn-80acetbakebg
ocacsiqsig8b.
xn-p1ai/knigi/ly
ublyutebya,mojsolikamsk!/vi
deomaterialyi

1

1

1

1

Видеоматер
иалы к
книге
«Люблю
тебя, мой
Соликамск!

Формиро
вание
основ
российск
ой
гражданс
кой идентичности,
чувства
гордости
за свою
малую
Родину,
российск
ий народ

1

Рассказ о
возрождении
славы
Соликамска

Рассказ о
том, как
Соликамск
не остался в
стороне во
время
Великой
Отечественн
ой войны.
Рассказ о
том, как
Соликамск
не остался в
стороне во
время

Видеоматер
иалы к
книге
«Люблю
тебя, мой
Соликамск!
»
https://xn-80acetbakebg
ocacsiqsig8b.
xn-p1ai/knigi/ly
ublyutebya,mojsolikamsk!/vi
deomaterialyi

ориентац
ии в
особенно
стях
социальн
ых
отношен
ий и
взаимоде
йствий,
установл
ении
взаимосв
язи
между
обществе
нными и
политиче
скими
событиям
и
Формиро
вание
основ
российск
ой
гражданс
кой идентичности,
чувства
гордости
за свою
малую
Родину,
за
национал
ьные
свершени
я, открытия,
победы.

1

1

Расшире
ние
знаний о
ведущих
професси
ях
градообр
азующих
предприя
тий
родного
города.

Расшире
ние
знаний о
професси
ях,
востребо
ванных,
осваивае
мых
подростк
ами во
времена
Великой
Отечеств
енной

Великой
Отечественн
ой войны

26

27

28

29

Рассказ о
том, как
Соликамск
не остался в
стороне во
время
Великой
Отечественн
ой войны

Рассказ о
том, как
изменилась
жизнь
соликамских
школьников
в годы
войны.
Рассказ о
том, как в
годы войны
в
Соликамске
работало
пять
эвакогоспита
лей.

Рассказ о
том, как в
годы войны
в
Соликамске
работало
пять
эвакогоспита
лей.

1

1

1

-

1

1

1

»
https://xn-80acetbakebg
ocacsiqsig8b.
xn-p1ai/knigi/ly
ublyutebya,mojsolikamsk!/vi
deomaterialyi
Видеоматер
иалы к
книге
«Люблю
тебя, мой
Соликамск!
»
https://xn-80acetbakebg
ocacsiqsig8b.
xn-p1ai/knigi/ly
ublyutebya,mojsolikamsk!/vi
deomaterialyi

1

1

Видеоматер
иалы к
книге
«Люблю
тебя, мой
Соликамск!
»
https://xn-80acetbakebg
ocacsiqsig8b.
xn-p1ai/knigi/ly
ublyu-

и
историю
России,
за
национал
ьные
свершени
я, открытия,
победы;
осознани
е своей
гражданс
кой
принадле
жности

войны.

Формиро
вание
основ
российск
ой
гражданс
кой идентичности,
чувства
гордости
за свою
малую
Родину,
российск
ий народ
и
историю
России,
за
национал
ьные
свершени
я, открытия,
победы;
осознани
е своей
гражданс
кой
принадле
жности

Расшире
ние
знаний о
професси
ях,
востребо
ванных,
осваивае
мых
подростк
ами во
времена
Великой
Отечеств
енной
войны.

tebya,mojsolikamsk!/vi
deomaterialyi

30

Рассказ о
каменной
сказке
Соликамска

1

31

Рассказ о
каменной
сказке
Соликамска

1

32

Рассказ о
символах
города
Соликамска

1

33

34

Рассказ о
символах
города
Соликамска

Итоговый
урок.
ИТОГО

1

1

Видеоматер
иалы к
книге
«Люблю
тебя, мой
Соликамск!
»
https://xn-80acetbakebg
ocacsiqsig8b.
xn-p1ai/knigi/ly
ublyutebya,mojsolikamsk!/vi
deomaterialyi

1

Видеоматер
иалы к
книге
«Люблю
тебя, мой
Соликамск!
»
https://xn-80acetbakebg
ocacsiqsig8b.
xn-p1ai/knigi/ly
ublyutebya,mojsolikamsk!/vi
deomaterialyi

1

1

1

-

1

34

19

15

Методическое обеспечение программы

Современ
ные
професси
и на
предприя
тиях
города.
Актуализ
ация
знаний о
професси
и
реставрат
ора,
зодчего,
дизайнер
а.

1. М.А.Денисова, Н.М. Савенкова, Л.В. Фисюк. Люблю тебя, мой Соликамск. Учебное
издание для учащихся начальных классов образовательных организаций Соликамского
городского округа – ООО ИПК «Лазурь», 2020
2. Учебные видеоролики по истории Соликамска
• Рассказ о Пермской земле и пермском зверином стиле
• Рассказ о первых народах Пермской земли и их вере
• Рассказ о том, как появился город Соликамск (часть 1, 2, 3)
• Рассказ о Государевой Бабиновской дороге
• Рассказ о добыче соли в Соликамске
• Рассказ о строительстве Троицкого медеплавильного завода и фабрики медной
руды
• Рассказ о том, как летом 1731 года на окраине города, в селе Красном, Григорием
Демидовым был заложен ботанический сад
• Рассказ о том, как и кого обучали грамоте в далёком прошлом
• Рассказ о том, как XX век ворвался в жизнь тихого провинциального городка
• Рассказ о возрождении славы Соликамска
• Рассказ о том, как в Соликамске зарождался целлюлозно-бумажный комбинат
• Рассказ о том, как в Соликамске создаётся газетная бумага
• Рассказ о том, как в годы войны в Соликамске работало пять эвакогоспиталей
• Рассказ о каменной сказке и символах Соликамска
Дидактический материал, используемый в работе:
•

карта Пермского края, карты-схемы Соликамска;

•

фотографии предприятий и их продукции;

•

фотографии памятников и мемориалов;

•

портреты персоналий;

•

гербарии растений края;

•

викторины,

кроссворды,

тесты,

краеведческие задачи по каждому

изучаемому разделу.
Литература для учителя:
1. Бординских Г.А. Белые пятна истории Соликамска. – Соликамск, 2006
2. Бординских Г.А. Легенды и предания земли Соликамской. Соликамск, 2006.
3. Бординских Г.А. Первый в России, первый на Урале. – Соликамск, 2006
4. Бубнов Е. Русское народное зодчество Урала. – М., 1988

5. Головчанский Г.П., Мельничук А.Ф. Строгановские городки, острожки, села.
Пермь, 2005.
6. Горбацевич Н.П., Шатрова Н.В. Прикамье: странички далеких и близких времен.
Методическое пособие для учителя. – Пермь «Книжный мир», 2005
7. История Урала: в 2 т. / под общ. ред. И. С. Капцуговича. Пермь, 1976–1977.
8. Кривощекова-Гантман А. Географические названия Верхнего Прикамья. – Пермь,
1983
9. Фомичев М.Г. Путь начинался с Урала. М., 1976
Литература для обучающихся:
1. Агафонов П. Святой Стефан, епископ Пермский. – Пермь, 1996. – Приложение
2. Белавин А. Страницы истории земли Пермской. – Пермь, 1997
3. Всемирная история: Иллюстрированная энциклопедия для всей семьи. – М.;
Ридерз Дайджест, 2001
4. Когда, как и почему это произошло: Историческая энциклопедия. – М.; Ридерз
Дайджест, 1998
5. Косточкин В. Чердынь, Соликамск, Усолье. – М., 1988
6. Кривощекова-Гантман А. Географические названия Верхнего Прикамья. – Пермь,
1983
7. Николаев С. Все Верхнекамье. – Пермь, 1978
8. Соколов А. Соликамск: Путеводитель. – Пермь, 1975
9. Терехин А. Памятники каменной архитектуры XVI-XVIII веков в Соликамске. –
Пермь, 1971
10. Чагин Г. Культура и быт русских крестьян Среднего Урала в XIX-XX веках. –
Пермь, 1992


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

1

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».