МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕIЦЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ОВДЕРАЦИИ
Управление образования администрации
Соликамского муниципального округа
МАоУ (соШ
СОГJIАСОВАНО
педагогическим советом
ЛЬlб>
у
д
Протокол J\b12
от <28> августа 2025 г.
П1
у "сош
Jфl6"
Е.В.Емельянова
от к29> 08.2025 г.
Рабочая программа учебного курса
<Функциональная грамотность)> для S-9-x классов
Срок освоения программы:
'/
Соликамск 2025
5 лет (5-9
классы)
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Функциональная грамотность» для обучающихся 5-х
–9-х классов МАОУ «СОШ № 16» разработана в соответствии с требованиями:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
приказа Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования»;
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28;
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»,
утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2;
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Рабочая программа учебного курса «Функциональная грамотность» для
обучающихся 5–9-х классов составлена на основе Требований к результатам освоения
программы основного общего образования ФГОС ООО и ориентирована на целевые
приоритеты, сформулированные в рабочей программе воспитания МАОУ «СОШ №16»
Учебный курс «Функциональная грамотность» входит в часть учебного плана,
формируемую участниками образовательных отношений.
Учебный курс «Функциональная грамотность» рассчитан на 170 часов, изучается на
протяжении всего периода реализации ООП ООО с 5-го по 9-й класс (1 час в неделю, 34
часа в год). Учебный курс имеет модульную структуру, в состав учебного курса входят
четыре модуля:
читательская грамотность;
математическая грамотность;
финансовая грамотность;
естественно-научная грамотность.
В каждом классе обучающиеся осваивают содержание всех четырех модулей.
Последовательность изучения содержания модулей определяет образовательная
организация. Содержание каждого модуля предполагает поэтапное развитие различных
умений, составляющих основу функциональной грамотности.
В 5-м классе обучающиеся учатся находить и извлекать информацию различного
предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных
как на бумажных, так и электронных носителях. Используются тексты различные по
оформлению, стилистике, форме. Информация представлена в различном контексте
(семья, дом, друзья, природа, учеба, работа и производство, общество и др.).
В 6-м классе формируется умение применять знания о математических, естественнонаучных, финансовых и общественных явлениях для решения поставленных перед
учеником практических задач.
В 7-м классе обучающиеся учатся анализировать и обобщать (интегрировать)
информацию различного предметного содержания в разном контексте. Проблемы,
которые ученику необходимо проанализировать и синтезировать в единую картину, могут
иметь как личный, местный, так и национальный и глобальный аспекты. Школьники
должны овладеть универсальными способами анализа информации и ее интеграции в
единое целое.
В 8-м классе школьники учатся оценивать и интерпретировать различные поставленные
перед ними проблемы в рамках предметного содержания.
В 9-м классе формируется умение оценивать, интерпретировать, делать выводы и строить
прогнозы относительно различных ситуаций, проблем и явлений в отрыве от предметного
содержания.
Для реализации программы используются УМК, пособия:
1. Для педагога:
1.Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5—7 классы: учебная
программа. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020.
2.Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5—7 классы:
методические рекомендации для учителя. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020.
3.Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5—7 классы:
материалы для родителей. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020.
4.Ковалева Г.С., Рябинина Л.А., Сидорова Г.А. и др. Читательская грамотность. Сборник
эталонных заданий;
5.Ковалева Г.С., Рослова Л.О., Рыдзе О.А. и др. Математическая грамотность. Сборник
эталонных заданий;
6.Ковалева Г.С., Рутковская Е.Л., Половникова А.В. и др. Финансовая грамотность.
Сборник эталонных заданий;
7.Ковалева Г.С., Рутковская Е.Л., Половникова А.В. и др. Естественно-научная
грамотность. Сборник эталонных заданий;
8.Ляпцев А.В., Абдулаева О.А. / Под ред. Алексашиной И.Ю. Естественно-научная
грамотность. Физические системы. Тренажер. 7–9 классы;
9.Математическая грамотность. Математика на каждый день. Тренажер. 6–8 классы;
10.Сергеева Т.Ф. Финансовая грамотность. В поисках финансового равновесия. Тренажер.
6–8 классы;
2. Для обучающихся:
1. Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5—7 классы:
материалы для родителей. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020.
2.Липсиц И., Вигдорчик Е. Финансовая грамотность. 5—7 классы: материалы для
учащихся. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020.
Электронные образовательные ресурсы и цифровые образовательные ресурсы:
Функциональная грамотность. Банк заданий. Основное общее образование. 7–9
класс, АО Издательство «Просвещение» media.prosv.ru/fg;
Электронные учебно-методические комплекты по финансовой грамотности,
разработанные в рамках проекта Минфина России. // https://vashifinancy.ru/books/
Учебно-методические комплекты по финансовой грамотности в формате
электронного учебника // https://школа.вашифинансы.рф;
КиноПАКК: учебные фильмы по финансовой грамотности для УМК //
https://edu.pacc.ru/kinopacc/.
I.Содержание учебного курса
5-й класс
Читательская грамотность. Определение основной темы в фольклорном произведении.
Пословицы, поговорки как источник информации. Сопоставление содержания текстов
разговорного стиля. Личная ситуация в текстах. Работа с текстом: как выделить главную
мысль текста или его частей? Типы задач на грамотность чтения. Примеры задач.
Математическая грамотность. Сюжетные задачи, решаемые с конца. Задачи на
переливание (задача Пуассона) и взвешивание. Логические задачи: задачи о «мудрецах», о
лжецах и тех, кто всегда говорит правду. Простейшие геометрические фигуры. Наглядная
геометрия. Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение объекта на части и
составление модели. Размеры объектов окружающего мира (от элементарных частиц до
Вселенной) длительность процессов окружающего мира. Комбинаторные задачи.
Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков.
Финансовая грамотность. Как появились деньги? Что могут деньги? Деньги в разных
странах. Деньги настоящие и ненастоящие. Как разумно делать покупки? Кто такие
мошенники? Личные деньги. Сколько стоит «свое дело»?
Естественно- научная грамотность. Строение вещества. Движение и взаимодействие
частиц. Признаки химических реакций. Природные индикаторы. Вода. Уникальность
воды. Углекислый газ в природе и его значение. Земля и земная кора. Минералы. Земля,
внутреннее строение Земли. Знакомство с минералами, горной породой и рудой.
Атмосфера Земли. Живая природа. Уникальность планеты Земля. Условия для
существования жизни на Земле. Свойства живых организмов. Звуковые явления. Звуки
живой и неживой природы. Слышимые и неслышимые звуки. Устройства динамика
Современнные акустические системы. Шум и его воздействие на человека.
6-й класс
Читательская грамотность. Определение основной темы
и идеи в эпическом
произведении. Сопоставление содержания художественных текстов. Определение
авторской позиции в художественных текстах. Работа с текстом: как понимать
информацию, содержащуюся в тексте? Типы задач на грамотность. Интерпретационные
задачи. Работа с несплошным текстом: таблицы и карты.
Математическая грамотность. Текстовые задачи, решаемые арифметическим способом:
части, проценты, пропорции, движение, работа. Логические задачи, решаемые с помощью
таблиц. Геометрические задачи на построение
и на изучение свойств фигур:
геометрические фигуры на клетчатой бумаге, конструирование. Элементы логики, теории
вероятности, комбинаторики: таблицы, диаграммы, вычисление вероятности.
Финансовая грамотность. Удивительные факты и истории о деньгах. Нумизматика.
«Сувенирные» деньги. Фальшивые деньги: история и современность. Откуда берутся
деньги? Виды доходов. Заработная плата. Почему у всех она разная? От чего это зависит?
Собственность и доходы от нее. Арендная плата, проценты, прибыль, дивиденты.
Социальные выплаты: пенсии, пособия. Как заработать деньги. Мир профессий и для чего
нужно учиться? Личные деньги.
Естественно- научная грамотность. Строение вещества. Тело и вещество. Агрегатные
состояния вещества. Масса. Измерение массы тел. Строение вещества. Атомы и молекулы.
Модели атома. Тепловые явления. Тепловое расширение тел. Использование явление
теплового расширения для измерения температуры. Плавление и отвердевание. Испарение
и конденсация. Кипение. Земля. Солнечная система и вселенная. Представление о
Вселенной. Модель Вселенной. Модель Солнечной системы. Живая природа. Царство
живой природы.
7-й класс
Читательская грамотность. Определение основной темы и идеи в лирическом
произведении. Поэтический текст как источник информации. Работа с текстом: как
преобразовывать текстовую информацию с учетом цели дальнейшего использования?
Поиск комментариев, подтверждающих основную мысль текста, предложенного для
анализа. Типы задач на грамотность. Позиционные задачи. Работа с несплошным текстом:
Информационные листы и объявления, графики и диаграммы.
Математическая грамотность. Моделирование изменений окружающего мира с
помощью линейной функции. Геометрические задачи на построения и на изучение
свойств фигур, возникающих в ситуациях повседневной жизни, задач практического
содержания. Решение задач на вероятность событий в реальной жизни. Элементы теории
множеств как объединяющее основание многих направлений математики. Решение
геометрических задач исследовательского характера.
Финансовая грамотность. Что такое налоги и почему мы их должны платить?
Подоходный налог. Какие налоги уплачиваются в вашей семье? Пени и налоговые льготы.
Что такое государственный бюджет? На что расходуются налоговые сборы? Виды
социальных пособий. Если человек потерял работу. История возникновения банков. Как
накопить? Что купить? Все про кредит. Вклады: как сохранить и приумножить?
Пластиковая карта – твой безопасный банк в кармане.
Естественно- научная грамотность. Структура и свойства вещества. Почему все тела
Нам кажутся сплошными: молекулярное строение твердых тел, жидкостей и газов.
Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Механические явления. Силы и движение.
Механическое движение. Инерция. Закон Паскаля. Гидростатический парадокс.
Деформация тел. Виды деформации. Землятрясения, цунами. Исследование океана.
Генная модификация растений. Многообразие птиц. Перелетные птицы. Сезонная
миграция.
8-й класс
Читательская грамотность. Определение основной темы и идеи в драматическом
произведении. Учебный текст как источник информации. Сопоставление содержания
текстов официально-делового стиля. Деловые ситуации в текстах. Работа с текстом.
Типы текстов. Информационные задачи. Работа с несплошным текстом: формы, анкеты,
договоры.
Математическая грамотность. Работа с информацией, представленной в форме таблиц,
диаграмм столбчатой и круговой, схем. Вычисление расстояний на местности в
стандартных ситуациях и применение формул в повседневной жизни. Интерпретация
трехмерных изображений, построение фигур.
Финансовая грамотность. Потребление или инвестии? Активы в тех измерениях. Как
сберечь личный капитал? Модель трех капиталов. Бизнес и его формы. Риски
предпринимательства. Бизнес-инкубатор. Бизнес-план. Государство и малый бизнес.
Бизнес подростков. Кредит и депозит. Расчетно –кассовые операции и риски, связанные с
ними.
Естественно- научная грамотность. Структура и свойства вещества (электрические
явления). Занимательное электричество. Электромагнитные явления. Производство
электроэнергии. Магнетизм и электромагнетизм. Нетрадиционные виды энергетики,
объединенные энергосистемы. Биология человека (здоровье, гигиена, питание). Системы
жизнедеятельности человека.
9-й класс
Читательская грамотность. Формирование читательских умений с опорой на текст и
внетекстовые знания. Электронный текст как источник информации. Сопоставление
содержания текстов научного стиля. Типы текстов: текст- аргументация (комментарий,
научное обоснование). Работа со смешанным текстом.
Математическая грамотность. Построение мультикативной модели с тремя
составляющими. Задачи с лишними данными. Количественные рассуждения, связанные со
смыслом числа, разными представлениями чисел. Решение стереометрических задач.
Вероятностные, статистические явления и зависимости.
Финансовая грамотность. Ценные бумаги. Векселя и облигации. Риски акций и
управление ими. Биржи и брокеры. Фондовые индексы. Страхование для физических лиц.
Выбор и юридические аспекты отношений с финансовым посредником.
Естественно- научная грамотность. Структура и свойства вещества. Радиактивность.
Химические изменения вещества. Наследственность биологических объектов.
Биогенетический закон. Закономерности наследования признаков. Закономерности
изменчивости. Эволюция биосферы. Основы рационального природопользования.
II.Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты
Личностные результаты освоения программы учебного курса характеризуются:
Патриотическое воспитание:
проявлением интереса к прошлому и настоящему российской науки, ценностным
отношением к достижениям российских ученых и к использованию этих достижений
в прикладных сферах.
Гражданское и духовно-нравственное воспитание:
готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,
представлением об основах функционирования различных структур, явлений, процедур
гражданского общества (выборы, опросы и пр.);
готовностью к обсуждению этических проблем, связанных с практическим
применением достижений науки, осознанием важности морально-этических принципов
в деятельности ученого.
Трудовое воспитание:
установкой на активное участие в решении практических задач , осознанием
важности образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной
деятельности и развитием необходимых умений; осознанным выбором и построением
индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных
интересов и общественных потребностей.
Эстетическое воспитание:
способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию объектов, задач,
решений, рассуждений; умению видеть закономерности в искусстве.
Ценности научного познания:
ориентацией в деятельности на современную систему научных представлений об
основных закономерностях развития человека, природы и общества, пониманием науки
как сферы человеческой деятельности, этапов ее развития и значимости для развития
цивилизации; овладением научным языком как средством познания мира; овладением
простейшими навыками исследовательской деятельности.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
готовностью применять знания в интересах своего здоровья, ведения здорового
образа жизни (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и отдыха,
регулярная физическая активность); сформированностью навыка рефлексии,
признанием своего права на ошибку и такого же права другого человека.
Экологическое воспитание:
ориентацией на применение знаний для решения задач в области сохранности
окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для
окружающей среды; осознанием глобального характера экологических проблем и путей
их решения.
Личностные
результаты,
обеспечивающие
адаптацию
обучающегося
к
изменяющимся условиям социальной и природной среды:
готовностью к действиям в условиях неопределенности, повышению уровня своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других
людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из
опыта других;
необходимостью в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи,
понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать
дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие;
способностью осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать стрессовую
ситуацию как вызов, требующий контрмер, корректировать принимаемые решения и
действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт.
Метапредметные результаты
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1) базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и
сравнения, критерии проводимого анализа;
с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной
задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько
вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно
выделенных критериев);
2) базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным
состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент,
небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинноследственных связей и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе
исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного
наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности
полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их
развитии в новых условиях и контекстах;
3) работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и
заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию
различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же
идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и
иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой
и их комбинациями;
оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим
работником или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение системой универсальных учебных познавательных действий обеспечивает
сформированность когнитивных навыков у обучающихся.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
1) общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
целями и условиями общения;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных
знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать
конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в
корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы
и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности
общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента,
исследования, проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные
тексты с использованием иллюстративных материалов;
2) совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых
форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить,
выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи
между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен
мнениями, мозговые штурмы и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему
направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в
достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к
предоставлению отчета перед группой.
Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий обеспечивает
сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное,
принятие решения в группе, принятие решений группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать
способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных
возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об
изучаемом объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение;
2) самоконтроль:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при
решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать
оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся
ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям;
3) эмоциональный интеллект:
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
регулировать способ выражения эмоций;
4) принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
принимать себя и других, не осуждая;
открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать все вокруг.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает
формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и
жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого
поведения).
Предметные результаты
5-й класс
-находит и извлекает математическую информацию в различном контексте;
-находит и извлекает математическую информацию в различном контексте;
-находит и извлекает информацию о естественнонаучных явлениях в различном контексте;
-находит и извлекает финансовую информацию в различном контексте.
6-й класс
- применяет извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем;
- применяет математические знания для решения разного рода проблем;
- объясняет и описывает естественнонаучные явления на основе имеющихся научных
знаний;
-применяет финансовые знания для решения разного рода проблем
7-й класс
-анализирует и интегрирует информацию, полученную из текста;
-формулирует математическую проблему на основе анализа ситуации;
-распознает и исследует личные, местные, национальные, глобальные проблемы в
различном контексте;
- анализирует информацию в финансовом контексте.
8-й класс
- оценивает форму и содержание текста в рамках предметного содержания;
- интерпретирует и оценивает математические данные в контексте лично значимой
ситуации;
- интерпретирует и оценивает личные, местные, национальные, глобальные
естественнонаучны е проблемы в различном контексте в рамках предметного содержания;
- оценивает финансовые проблемы в различном контексте.
9-й класс
- оценивает форму и содержание текста в рамках метапредметного содержания;
- интерпретирует и оценивает математические результаты в контексте национальной или
глобальной ситуации;
- интерпретирует и оценивает, делает выводы и строит прогнозы о личных, местных,
национальных, глобальных естественнонаучны х проблемах в различном контексте в
рамках метапредметного содержания;
- оценивает финансовые проблемы, делает выводы, строит прогнозы, предлагает пути
решения
III. Тематическое планирование
5-й класс
№
п/п
Тема/раздел
Количеств
о
академиче
ских
часов,
отводимы
х
на
освоение
темы
Количест ЭОР и ЦОР
во
оценочны
х
процедур
Деятельность учителя с учетом рабочей
программы воспитания
Модуль 1. Читательская грамотность
1.1.
Определение
основной темы в
фольклорном
произведении.
Пословицы,
поговорки как
источник
информации
1
1.2.
Сопоставление
1
содержания текстов
разговорного стиля.
Личная ситуация в
текстах
1.3.
Работа с текстом:
как выделить
главную
1
мысль текста или
его частей?
1.4.
Типы текстов:
текст-описание
(художественное и
техническое)
1
1.5.
Что такое вопрос?
Виды вопросов
1
1.6.
Типы задач на
1
грамотность чтения.
2
Функциональная
грамотность.
Банк
заданий.
Основное
общее образование. 7–9
класс, АО Издательство
«Просвещение» media.pr
osv.ru/fg;
Установление доверительных отношений с
обучающимися,
способствующих
позитивному восприятию обучающимися
требований
и
просьб
учителя,
привлечению их внимания к обсуждаемой
на уроке информации, активизации их
познавательной деятельности;
побуждение обучающихся соблюдать на
уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими и
сверстниками,
принципы
учебной
дисциплины и самоорганизации;
привлечение внимания обучающихся к
ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их работы с
получаемой на уроке социально значимой
информацией;
включение в урок игровых процедур с
целью
поддержания
мотивации
обучающихся к получению знаний,
налаживанию позитивных межличностных
отношений в классе.
№
п/п
Тема/раздел
Количеств
о
академиче
ских
часов,
отводимы
х
на
освоение
темы
Количест ЭОР и ЦОР
во
оценочны
х
процедур
Деятельность учителя с учетом рабочей
программы воспитания
2
Установление доверительных отношений с
обучающимися,
способствующих
позитивному восприятию обучающимися
требований
и
просьб
учителя,
привлечению их внимания к обсуждаемой
на уроке информации, активизации их
познавательной деятельности;
побуждение обучающихся соблюдать на
уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими и
сверстниками,
принципы
учебной
дисциплины и самоорганизации;
привлечение внимания обучающихся к
ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их работы с
получаемой на уроке социально значимой
информацией;
включение в урок игровых процедур с
целью
поддержания
мотивации
обучающихся к получению знаний,
налаживанию позитивных межличностных
отношений в классе.
Примеры задач
1.7.
Работа со
сплошным текстом
1
1.8.
Повторение
1
Модуль 2. Математическая грамотность
2.1.
Применение чисел и
действий над ними.
1
Счет и десятичная
система счисления
2.2.
Сюжетные задачи,
решаемые с конца
1
2.3.
Задачи на
переливание (задача
Пуассона) и
взвешивание
1
2.4.
Логические задачи:
1
задачи о «мудрецах»,
о лжецах и тех, кто
всегда говорит правду
2.5.
Первые шаги в
геометрии.
Простейшие
геометрические
фигуры. Наглядная
геометрия. Задачи на
разрезание и
перекраивание.
Разбиение объекта на
части и составление
модели
1
2.6.
Размеры объектов
окружающего мира
(от элементарных
1
Функциональная
грамотность.
Банк
заданий.
Основное
общее образование. 7–9
класс, АО Издательство
«Просвещение» media.pr
osv.ru/fg;
№
п/п
Тема/раздел
Количеств
о
академиче
ских
часов,
отводимы
х
на
освоение
темы
Количест ЭОР и ЦОР
во
оценочны
х
процедур
Деятельность учителя с учетом рабочей
программы воспитания
2
Функциональная
грамотность.
Банк
заданий.
Основное
общее образование. 7–9
класс, АО Издательство
«Просвещение» media.pr
osv.ru/fg;
Установление доверительных отношений с
обучающимися,
способствующих
позитивному восприятию обучающимися
требований
и
просьб
учителя,
привлечению их внимания к обсуждаемой
на уроке информации, активизации их
познавательной деятельности;
побуждение обучающихся соблюдать на
уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими и
сверстниками,
принципы
учебной
дисциплины и самоорганизации;
привлечение внимания обучающихся к
ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их работы с
получаемой на уроке социально значимой
информацией;
включение в урок игровых процедур с
целью
поддержания
мотивации
обучающихся к получению знаний,
налаживанию позитивных межличностных
отношений в классе.
Функциональная
грамотность.
Банк
заданий.
Основное
общее образование. 7–9
класс, АО Издательство
Установление доверительных отношений с
обучающимися,
способствующих
позитивному восприятию обучающимися
требований
и
просьб
учителя,
привлечению их внимания к обсуждаемой
частиц до Вселенной)
длительность
процессов
окружающего мира
2.7.
Комбинаторные
1
задачи.
Представление
данных в виде таблиц,
диаграмм, графиков
2.8.
Повторение
1
Модуль 3. Финансовая грамотность
3.1.
Деньги. Как
появились деньги?
Что могут деньги?
1
3.2.
Деньги в разных
странах
1
3.3.
Деньги настоящие и 1
ненастоящие
3.4.
Как разумно делать
покупки?
1
3.5.
Кто такие
мошенники?
1
3.6.
Личные деньги
1
3.7.
Сколько стоит «свое 1
дело»?
3.8.
Повторение
1
Модуль 4. Естественно-научная грамотность
4.1.
Движение и
взаимодействие
частиц. Признаки
химических
реакций.
1
2
№
п/п
Тема/раздел
Количеств
о
академиче
ских
часов,
отводимы
х
на
освоение
темы
Количест ЭОР и ЦОР
во
оценочны
х
процедур
Природные
индикаторы
4.2.
Вода. Уникальность 1
воды
4.3.
Углекислый газ в
природе и его
значение
4.4.
Земля, внутреннее
1
строение Земли.
Знакомство с
минералами, горной
породой и рудой
4.5.
Атмосфера
1
Земли. Уникальност
ь планеты Земля.
Условия для
существования
жизни на Земле.
Свойства живых
организмов
4.6.
Звуковые явления.
Звуки живой и
неживой природы.
Слышимые и
неслышимые звуки
4.7.
Устройство
1
динамика.
Современные
акустические
системы. Шум и его
воздействие
на человека
4.8.
Повторение
1
5.
Решение
практических задач
2
Деятельность учителя с учетом рабочей
программы воспитания
«Просвещение» media.pr на уроке информации, активизации их
osv.ru/fg;
познавательной деятельности;
побуждение обучающихся соблюдать на
уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими и
сверстниками,
принципы
учебной
дисциплины и самоорганизации;
привлечение внимания обучающихся к
ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их работы с
получаемой на уроке социально значимой
информацией;
включение в урок игровых процедур с
целью
поддержания
мотивации
обучающихся к получению знаний,
налаживанию позитивных межличностных
отношений в классе.
1
1
2
Функциональная
грамотность.
Банк
заданий.
Основное
общее образование. 7–9
Установление доверительных отношений с
обучающимися,
способствующих
позитивному восприятию обучающимися
требований
и
просьб
учителя,
№
п/п
Тема/раздел
Количеств
о
академиче
ских
часов,
отводимы
х
на
освоение
темы
Количест ЭОР и ЦОР
во
оценочны
х
процедур
Деятельность учителя с учетом рабочей
программы воспитания
класс, АО Издательство привлечению их внимания к обсуждаемой
«Просвещение» media.pr на уроке информации, активизации их
osv.ru/fg;
познавательной деятельности;
побуждение обучающихся соблюдать на
уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими и
сверстниками,
принципы
учебной
дисциплины и самоорганизации.
Итого
34
10
6-й класс
№
п/п
Тема/раздел
Количество
Количество
академических оценочных
часов,
процедур
отводимых на
освоение темы
ЭОР и ЦОР
Деятельность учителя с учетом
рабочей программы воспитания
Функциональная
грамотность.
Банк
заданий.
Основное
общее образование. 7–
9
класс,
АО
Издательство
«Просвещение» media.
prosv.ru/fg;
Установление
доверительных
отношений
с обучающимися,
способствующих
позитивному
восприятию
обучающимися
требований и просьб учителя,
привлечению их внимания к
обсуждаемой
на
уроке
информации, активизации
их
познавательной деятельности;
Модуль 1. Читательская грамотность
1.1. Основная тема и
основная идея в
эпическом
произведении
1
1.2. Древнерусская
летопись как
источник
информации о
реалиях времени
1
1.3. Сопоставление
1
содержания
художественных
текстов. Определение
авторской позиции в
художественных
текстах
1.4. Работа с текстом: как 1
понимать
информацию,
содержащуюся в
тексте?
2
побуждение
обучающихся
соблюдать
на
уроке
общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими и
сверстниками, принципы учебной
дисциплины и самоорганизации;
привлечение
внимания
обучающихся
к
ценностному
аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их работы с
получаемой на уроке социально
значимой информацией;
включение в урок игровых
процедур с целью поддержания
№
п/п
Тема/раздел
Количество
Количество
академических оценочных
часов,
процедур
отводимых на
освоение темы
1.5. Типы текстов: текстповествование
(рассказ, отчет,
репортаж)
1
1.6. Типы задач на
грамотность.
Интерпретационные
задачи
1
ЭОР и ЦОР
Деятельность учителя с учетом
рабочей программы воспитания
мотивации
обучающихся
к
получению знаний, налаживанию
позитивных
межличностных
отношений в классе.
1.7. Работа с несплошным 1
текстом: таблицы и
карты
1.8. Повторение
1
Модуль 2. Математическая грамотность
2.1. Числа и единицы
измерения: время,
деньги, масса,
температура,
расстояние
1
2.2. Вычисление
величины,
применение
пропорций прямо
пропорциональных
отношений для
решения проблем
1
2.3. Текстовые задачи,
решаемые
арифметическим
способом: части,
проценты,
пропорция,
движение, работа
1
2.4. Инварианты: задачи
на четность
(чередование,
разбиение на пары)
1
2
Функциональная
грамотность.
Банк
заданий.
Основное
общее образование. 7–
9
класс,
АО
Издательство
«Просвещение» media.
prosv.ru/fg;
Установление
доверительных
отношений
с обучающимися,
способствующих
позитивному
восприятию
обучающимися
требований и просьб учителя,
привлечению их внимания к
обсуждаемой
на
уроке
информации, активизации
их
познавательной деятельности;
побуждение
обучающихся
соблюдать
на
уроке
общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими и
сверстниками, принципы учебной
дисциплины и самоорганизации;
привлечение
внимания
обучающихся
к
ценностному
аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их работы с
получаемой на уроке социально
значимой информацией;
2.5. Логические задачи,
1
решаемые с помощью
включение в урок игровых
процедур с целью поддержания
мотивации
обучающихся
к
получению знаний, налаживанию
позитивных
межличностных
отношений в классе.
№
п/п
Тема/раздел
Количество
Количество
академических оценочных
часов,
процедур
отводимых на
освоение темы
ЭОР и ЦОР
Деятельность учителя с учетом
рабочей программы воспитания
Функциональная
грамотность.
Банк
заданий.
Основное
общее образование. 7–
9
класс,
АО
Издательство
«Просвещение» media.
prosv.ru/fg;
Установление
доверительных
отношений
с обучающимися,
способствующих
позитивному
восприятию
обучающимися
требований и просьб учителя,
привлечению их внимания к
обсуждаемой
на
уроке
информации, активизации
их
познавательной деятельности;
таблиц
2.6. Графы и их
применение в
решении задач
1
2.7. Геометрические
1
задачи на построение
и на изучение свойств
фигур:
геометрические
фигуры на клетчатой
бумаге,
конструирование
2.8. Элементы логики,
1
теории вероятности,
комбинаторики:
таблицы, диаграммы,
вычисление
вероятности
Модуль 3. Финансовая грамотность
3.1. Удивительные факты 1
и истории о деньгах.
Нумизматика.
«Сувенирные»
деньги. Фальшивые
деньги: история и
современность
3.2. Откуда берутся
деньги? Виды
Заработная плата.
Почему у всех она
разная? От чего это
зависит?
1
3.3. Собственность и
доходы от нее.
Арендная плата.
проценты, прибыль,
дивиденды
1
3.4. Проценты, прибыль,
1
2
побуждение
обучающихся
соблюдать
на
уроке
общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими и
сверстниками, принципы учебной
дисциплины и самоорганизации;
привлечение
внимания
обучающихся
к
ценностному
аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их работы с
получаемой на уроке социально
значимой информацией;
№
п/п
Тема/раздел
Количество
Количество
академических оценочных
часов,
процедур
отводимых на
освоение темы
ЭОР и ЦОР
дивиденды
3.5. Социальные
выплаты: пенсии,
пособия
Деятельность учителя с учетом
рабочей программы воспитания
включение в урок игровых
процедур с целью поддержания
мотивации
обучающихся
к
получению знаний, налаживанию
позитивных
межличностных
отношений в классе.
1
3.6. Как заработать
1
деньги? Мир
профессий и для чего
нужно учиться?
3.7. Личные деньги
1
3.8. Повторение
1
Модуль 4. Естественно-научная грамотность
4.1. Тело и вещество.
1
Агрегатные вещества
4.2. Масса. Измерение
массы тел
1
4.3. Строение вещества.
Атомы и молекулы.
Модели атома
1
4.4. Тепловые явления.
1
Тепловое расширение
тел. Использование
явления теплового
расширения для
измерения
температуры
4.5. Плавление и
отвердевание.
Испарение и
конденсация.
Кипение
1
4.6. Представления о
Вселенной. Модель
Вселенной
1
4.7. Модель Солнечной
1
2
Функциональная
грамотность.
Банк
заданий.
Основное
общее образование. 7–
9
класс,
АО
Издательство
«Просвещение» media.
prosv.ru/fg;
Установление
доверительных
отношений
с обучающимися,
способствующих
позитивному
восприятию
обучающимися
требований и просьб учителя,
привлечению их внимания к
обсуждаемой
на
уроке
информации, активизации
их
познавательной деятельности;
побуждение
обучающихся
соблюдать
на
уроке
общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими и
сверстниками, принципы учебной
дисциплины и самоорганизации;
привлечение
внимания
обучающихся
к
ценностному
аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их работы с
получаемой на уроке социально
значимой информацией;
включение в урок игровых
процедур с целью поддержания
мотивации
обучающихся
к
получению знаний, налаживанию
позитивных
межличностных
отношений в классе.
№
п/п
Тема/раздел
Количество
Количество
академических оценочных
часов,
процедур
отводимых на
освоение темы
ЭОР и ЦОР
Деятельность учителя с учетом
рабочей программы воспитания
Функциональная
грамотность.
Банк
заданий.
Основное
общее образование. 7–
9
класс,
АО
Издательство
«Просвещение» media.
prosv.ru/fg;
Установление
доверительных
отношений
с обучающимися,
способствующих
позитивному
восприятию
обучающимися
требований и просьб учителя,
привлечению их внимания к
обсуждаемой
на
уроке
информации, активизации
их
познавательной деятельности;
побуждение
обучающихся
соблюдать
на
уроке
общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими и
сверстниками, принципы учебной
дисциплины и самоорганизации.
ЭОР и ЦОР
Деятельность учителя с учетом
рабочей программы воспитания
Функциональная
грамотность.
Банк
заданий.
Основное
общее образование. 7–9
класс, АО Издательство
«Просвещение» media.p
rosv.ru/fg;
Установление
доверительных
отношений с обучающимися,
способствующих
позитивному
восприятию
обучающимися
требований и просьб учителя,
привлечению их внимания к
обсуждаемой
на
уроке
информации, активизации
их
познавательной деятельности;
побуждение
обучающихся
соблюдать
на
уроке
общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими и
сверстниками, принципы учебной
дисциплины и самоорганизации;
привлечение
внимания
обучающихся
к
ценностному
аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их работы с
системы
4.8. Царства живой
природы
1
5.
2
2
35
10
Решение
практических задач
Итого
7-й класс
№ Тема/раздел
п/п
Количество
Количество
академических оценочных
часов,
процедур
отводимых на
освоение темы
Модуль 1. Читательская грамотность
1.1. Определение
основной темы и
идеи в лирическом
произведении.
Поэтический текст
как источник
информации
1
1.2. Сопоставление
1
содержания текстов
публицистического
стиля. Общественная
ситуация в текстах
1.3. Работа с текстом: как 1
преобразовывать
2
№ Тема/раздел
п/п
Количество
Количество
академических оценочных
часов,
процедур
отводимых на
освоение темы
ЭОР и ЦОР
текстовую
информацию с
учетом цели
дальнейшего
использования
Деятельность учителя с учетом
рабочей программы воспитания
получаемой на уроке социально
значимой информацией;
включение в урок игровых
процедур с целью поддержания
мотивации
обучающихся
к
получению знаний, налаживанию
позитивных
межличностных
отношений в классе.
1.4. Типы текстов: текст- 1
объяснение
(объяснительное
сочинение, резюме,
толкование,
определение)
1.5. Поиск комментариев, 1
подтверждающих
основную мысль
текста,
предложенного для
анализа
1.6. Типы задач на
1
грамотность.
Позиционные задачи
1.7. Работа с
несплошным
текстом:
информационные
листы и объявления,
графики и
диаграммы
1
1.8. Повторение
1
Модуль 2. Математическая грамотность
2.1. Арифметические и
1
алгебраические
выражения: свойства
операций и принятых
соглашений
2.2. Моделирование
изменений
окружающего
мира с помощью
линейной функции
1
2
Функциональная
грамотность.
Банк
заданий.
Основное
общее образование. 7–9
класс, АО Издательство
«Просвещение» media.p
rosv.ru/fg;
Установление
доверительных
отношений с обучающимися,
способствующих
позитивному
восприятию
обучающимися
требований и просьб учителя,
привлечению их внимания к
обсуждаемой
на
уроке
информации, активизации
их
познавательной деятельности;
побуждение
обучающихся
соблюдать
на
уроке
общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими и
сверстниками, принципы учебной
№ Тема/раздел
п/п
Количество
Количество
академических оценочных
часов,
процедур
отводимых на
освоение темы
2.3. Задачи практикоориентированного
содержания: на
движение, на
совместную работу
1
2.4. Геометрические
задачи на
построение и на
изучение свойств
фигур
1
ЭОР и ЦОР
Деятельность учителя с учетом
рабочей программы воспитания
дисциплины и самоорганизации;
привлечение
внимания
обучающихся
к
ценностному
аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их работы с
получаемой на уроке социально
значимой информацией;
включение в урок игровых
процедур с целью поддержания
мотивации
обучающихся
к
получению знаний, налаживанию
позитивных
межличностных
отношений в классе.
2.5. Решение задач на
1
вероятность событий
в реальной жизни
2.6. Элементы теории
множеств как
объединяющее
основание многих
направлений
математики
1
2.7. Статистические
явления,
представленные в
различной форме:
текст, таблица,
столбчатые и
линейные
диаграммы,
гистограммы
1
2.8. Решение
геометрических
задачи
исследовательского
характера
1
Модуль 3. Финансовая грамотность
3.1. Налоги. Виды
1
налогов. Какие
налоги уплачиваются
в вашей семье
3.2. Какие налоги
уплачиваются в
1
2
Функциональная
грамотность.
Банк
заданий.
Основное
общее образование. 7–9
класс, АО Издательство
«Просвещение» media.p
rosv.ru/fg;
Установление
доверительных
отношений с обучающимися,
способствующих
позитивному
восприятию
обучающимися
требований и просьб учителя,
привлечению их внимания к
обсуждаемой
на
уроке
информации, активизации
их
№ Тема/раздел
п/п
Количество
Количество
академических оценочных
часов,
процедур
отводимых на
освоение темы
ЭОР и ЦОР
вашей семье. Пени и
налоговые льготы
3.3. Что такое
государственный
бюджет. На что
расходуются
налоговые сборы
1
3.4. Виды социальных
пособий. Если
человек потерял
работу
1
3.5. Банк. История
возникновения
банков. Как
накопить, чтобы
купить? Все про
кредит
1
3.6. Вклады: как
сохранить и
приумножить
1
3.7. Вклады: как
сохранить и
приумножить?
Пластиковая карта –
твой безопасный
банк в кармане
1
3.8 Повторение
1
Деятельность учителя с учетом
рабочей программы воспитания
познавательной деятельности;
побуждение
обучающихся
соблюдать
на
уроке
общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими и
сверстниками, принципы учебной
дисциплины и самоорганизации;
привлечение
внимания
обучающихся
к
ценностному
аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их работы с
получаемой на уроке социально
значимой информацией;
включение в урок игровых
процедур с целью поддержания
мотивации
обучающихся
к
получению знаний, налаживанию
позитивных
межличностных
отношений в классе.
Модуль 4. Естественно-научная грамотность
4.1. Почему все тела нам 1
кажутся сплошными:
молекулярное
строение твердых
тел, жидкостей и
газов. Диффузия в
газах, жидкостях и
твердых телах
4.2. Механическое
движение.
Инерция. Закон
1
2
Функциональная
грамотность.
Банк
заданий.
Основное
общее образование. 7–9
класс, АО Издательство
«Просвещение» media.p
rosv.ru/fg;
Установление
доверительных
отношений с обучающимися,
способствующих
позитивному
восприятию
обучающимися
требований и просьб учителя,
привлечению их внимания к
обсуждаемой
на
уроке
информации, активизации
их
познавательной деятельности;
побуждение
обучающихся
соблюдать
на
уроке
общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими и
сверстниками, принципы учебной
№ Тема/раздел
п/п
Количество
Количество
академических оценочных
часов,
процедур
отводимых на
освоение темы
ЭОР и ЦОР
Паскаля.
Гидростатический
парадокс
4.3. Деформация тел.
Виды деформации.
Усталость
материалов
1
4.4. Атмосферные
явления. Ветер.
Направление ветра.
Ураган, торнадо.
Землетрясение,
цунами, объяснение
их происхождения
1
Деятельность учителя с учетом
рабочей программы воспитания
дисциплины и самоорганизации;
привлечение
внимания
обучающихся
к
ценностному
аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их работы с
получаемой на уроке социально
значимой информацией;
включение в урок игровых
процедур с целью поддержания
мотивации
обучающихся
к
получению знаний, налаживанию
позитивных
межличностных
отношений в классе.
4.5. Давление воды в
1
морях и океанах.
Состав воды морей и
океанов. Структура
подводной сферы.
Исследование
океана.
Использование
подводных дронов
4.6. Растения. Генная
модификация
растений
1
4.7. Внешнее строение
1
дождевого червя,
моллюсков,
насекомых. Внешнее
и внутреннее
строение рыбы. Их
многообразие.
Пресноводные и
морские рыбы
4.8. Эволюция птиц.
Многообразие птиц.
Перелетные птицы.
Сезонная миграция
1
5.
2
Решение
2
Функциональн Установление
ая грамотность. Банк отношений с
доверительных
обучающимися,
№ Тема/раздел
п/п
Количество
Количество
академических оценочных
часов,
процедур
отводимых на
освоение темы
практических задач
Итого
ЭОР и ЦОР
заданий.
Основное
общее образование.
7–9
класс,
АО
Издательство
«Просвещение» medi
a.prosv.ru/fg;
34
Деятельность учителя с учетом
рабочей программы воспитания
способствующих
позитивному
восприятию
обучающимися
требований и просьб учителя,
привлечению их внимания к
обсуждаемой
на
уроке
информации, активизации
их
познавательной деятельности;
побуждение
обучающихся
соблюдать
на
уроке
общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими и
сверстниками, принципы учебной
дисциплины и самоорганизации;
10
8-й класс
№ Тема/раздел
п/п
Количество
Количество
академических оценочных
часов,
процедур
отводимых на
освоение темы
ЭОР и ЦОР
Деятельность учителя с учетом
рабочей программы воспитания
Функциональная
грамотность.
Банк
заданий.
Основное
общее образование. 7–9
класс, АО Издательство
«Просвещение» media.pr
osv.ru/fg;
Установление
доверительных
отношений с обучающимися,
способствующих
позитивному
восприятию
обучающимися
требований и просьб учителя,
привлечению их внимания к
обсуждаемой
на
уроке
информации, активизации
их
познавательной деятельности;
побуждение
обучающихся
соблюдать
на
уроке
общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими и
сверстниками, принципы учебной
дисциплины и самоорганизации;
привлечение
внимания
обучающихся
к
ценностному
аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их работы с
получаемой на уроке социально
значимой информацией;
включение в урок игровых
процедур с целью поддержания
мотивации
обучающихся
к
получению знаний, налаживанию
позитивных
межличностных
отношений в классе.
Модуль 1. Читательская грамотность
1.1. Определение
основной темы и
идеи в
драматическом
произведении.
Учебный текст как
источник
информации
1
1.2. Сопоставление
содержания текстов
1
официальноделового стиля.
Деловые
ситуации в текстах
1.3. Работа с текстом: как 1
применять
информацию
из текста в
2
№ Тема/раздел
п/п
Количество
Количество
академических оценочных
часов,
процедур
отводимых на
освоение темы
ЭОР и ЦОР
Деятельность учителя с учетом
рабочей программы воспитания
Функциональная
грамотность.
Банк
заданий.
Основное
общее образование. 7–9
класс, АО Издательство
«Просвещение» media.pr
osv.ru/fg;
Установление
доверительных
отношений с обучающимися,
способствующих
позитивному
восприятию
обучающимися
требований и просьб учителя,
привлечению их внимания к
обсуждаемой
на
уроке
информации, активизации
их
познавательной деятельности;
побуждение
обучающихся
соблюдать
на
уроке
общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими и
сверстниками, принципы учебной
дисциплины и самоорганизации;
привлечение
внимания
обучающихся
к
ценностному
аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их работы с
получаемой на уроке социально
значимой информацией;
включение в урок игровых
процедур с целью поддержания
мотивации
обучающихся
к
получению знаний, налаживанию
измененной ситуации
1.4. Типы текстов: текст- 1
инструкция (указания
к выполнению
работы, правила,
уставы, законы)
1.5. Поиск ошибок в
1
предложенном тексте
1.6. Типы задач на
грамотность.
Информационные
задачи
1
1.7. Работа с
несплошным
текстом: формы,
анкеты, договоры
1
1.8. Повторение
1
Модуль 2. Математическая грамотность
2.1. Работа с
1
информацией,
представленной в
форме таблиц,
диаграмм столбчатой
или круговой, схем
2.2. Вычисление
расстояний на
местности в
стандартных
ситуациях и
применение формул
в повседневной
жизни
1
2.3. Квадратные
уравнения,
аналитические и
неаналитические
методы решения
1
2
№ Тема/раздел
п/п
Количество
Количество
академических оценочных
часов,
процедур
отводимых на
освоение темы
2.4. Алгебраические
связи между
элементами фигур:
теорема Пифагора,
соотношения между
сторонами
треугольника,
относительное
расположение,
равенство
1
ЭОР и ЦОР
Деятельность учителя с учетом
рабочей программы воспитания
позитивных
межличностных
отношений в классе.
2.5. Математическое
1
описание
зависимости между
переменными в
различных процессах
2.6. Интерпретация, пост 1
роение трехмерных ф
игур
2.7. Определение ошибки 1
измерения,
определение шансов
наступления того или
иного события
2.8. Решение типичных
математических
задач, требующих
прохождения этапа
моделирования
1
Модуль 3. Финансовая грамотность
3.1. Потребление или
инвестиции. Активы
в трех измерениях
1
3.2. Как сберечь личный 1
капитал. Модель трех
капиталов
3.3. Бизнес и его формы.
Риски
предпринимательства
1
2
Функциональная
грамотность.
Банк
заданий.
Основное
общее образование. 7–9
класс, АО Издательство
«Просвещение» media.pr
osv.ru/fg;
Установление
доверительных
отношений с обучающимися,
способствующих
позитивному
восприятию
обучающимися
требований и просьб учителя,
привлечению их внимания к
обсуждаемой
на
уроке
информации, активизации
их
познавательной деятельности;
побуждение
обучающихся
соблюдать
на
уроке
общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими и
сверстниками, принципы учебной
дисциплины и самоорганизации;
привлечение
внимания
№ Тема/раздел
п/п
Количество
Количество
академических оценочных
часов,
процедур
отводимых на
освоение темы
ЭОР и ЦОР
3.4. Бизнес-инкубатор.
1
Бизнес-план.
Государство и малый
бизнес
3.5. Бизнес подростков и
идеи. Молодые
предприниматели
1
3.6. Кредит и депозит
1
3.7. Расчетно-кассовые
операции и риски,
связанные с ними
1
.
3.8 Повторение
Деятельность учителя с учетом
рабочей программы воспитания
обучающихся
к
ценностному
аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их работы с
получаемой на уроке социально
значимой информацией;
включение в урок игровых
процедур с целью поддержания
мотивации
обучающихся
к
получению знаний, налаживанию
позитивных
межличностных
отношений в классе.
1
Модуль 4. Естественно-научная грамотность
4.1. Занимательное
электричество
1
4.2. Магнетизм и
электромагнетизм
1
4.3. Строительство
1
плотин.
Гидроэлектростанци
и. Экологические
риски при
строительстве
гидроэлектростанций
4.4. Нетрадиционные
виды энергетики,
объединенные
энергосистемы
1
4.5. Внутренняя среда
1
организма.
Кровь. Наследственн
ость
4.6. Иммунитет
1
4.7. Наследственность
1
2
Функциональная
грамотность.
Банк
заданий.
Основное
общее образование. 7–9
класс, АО Издательство
«Просвещение» media.pr
osv.ru/fg;
Установление
доверительных
отношений с обучающимися,
способствующих
позитивному
восприятию
обучающимися
требований и просьб учителя,
привлечению их внимания к
обсуждаемой
на
уроке
информации, активизации
их
познавательной деятельности;
побуждение
обучающихся
соблюдать
на
уроке
общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими и
сверстниками, принципы учебной
дисциплины и самоорганизации;
привлечение
внимания
обучающихся
к
ценностному
аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их работы с
получаемой на уроке социально
значимой информацией;
включение в урок игровых
процедур с целью поддержания
мотивации
обучающихся
к
получению знаний, налаживанию
позитивных
межличностных
отношений в классе.
№ Тема/раздел
п/п
Количество
Количество
академических оценочных
часов,
процедур
отводимых на
освоение темы
4.8. Системы
жизнедеятельности
человека
1
5.
2
2
34
10
Решение
практических задач
Итого
ЭОР и ЦОР
Деятельность учителя с учетом
рабочей программы воспитания
Функциональная
грамотность.
Банк
заданий.
Основное
общее образование. 7–9
класс, АО Издательство
«Просвещение» media.pr
osv.ru/fg;
Установление
доверительных
отношений с обучающимися,
способствующих
позитивному
восприятию
обучающимися
требований и просьб учителя,
привлечению их внимания к
обсуждаемой
на
уроке
информации, активизации
их
познавательной деятельности;
побуждение
обучающихся
соблюдать
на
уроке
общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими и
сверстниками, принципы учебной
дисциплины и самоорганизации;
привлечение
внимания
обучающихся
к
ценностному
аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их работы с
получаемой на уроке социально
значимой информацией.
9-й класс
№ Тема/раздел
п/п
Количество
Количество
академических оценочных
часов,
процедур
отводимых на
освоение темы
ЭОР и ЦОР
Деятельность учителя с учетом
рабочей
программы
воспитания
Функциональная
грамотность.
Банк
заданий. Основное общее
образование. 7–9 класс,
АО
Издательство
«Просвещение» media.pro
sv.ru/fg;
Установление
доверительных
отношений с обучающимися,
способствующих позитивному
восприятию
обучающимися
требований и просьб учителя,
привлечению их внимания к
обсуждаемой
на
уроке
информации, активизации их
познавательной деятельности;
побуждение
обучающихся
соблюдать
на
уроке
общепринятые
нормы
поведения, правила общения со
старшими
и
сверстниками,
принципы учебной дисциплины
Модуль 1. Читательская грамотность
1.1. Формирование
1
читательских умений
с опорой на текст и
внетекстовые знания
1.2. Электронный текст
как источник
информации
1
1.3. Сопоставление
содержания текстов
научного стиля.
Образовательные
1
2
№ Тема/раздел
п/п
Количество
Количество
академических оценочных
часов,
процедур
отводимых на
освоение темы
ЭОР и ЦОР
ситуации в текстах
Деятельность учителя с учетом
рабочей
программы
воспитания
и самоорганизации;
привлечение
внимания
обучающихся к ценностному
аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их работы
с
получаемой
на
уроке
социально
значимой
информацией;
включение в урок игровых
процедур с целью поддержания
мотивации
обучающихся
к
получению
знаний,
налаживанию
позитивных
межличностных отношений в
классе.
1.4. Работа с текстом: как 1
критически
оценивать степень
достоверности
содержащейся в
тексте информации
1.5. Типы текстов: текст- 1
аргументация (комме
нтарий, научное
обоснование)
1.6. Составление плана на 1
основе исходного
текста
1.7. Типы задач на
1
грамотность.
Аналитические (конс
труирующие) задачи
1.8. Работа со
1
смешанным текстом.
Составные тексты
Модуль 2. Математическая грамотность
2.1. Представление
данных в виде
таблиц. Простые и
сложные вопросы
1
2.2. Представление
1
данных в виде
диаграмм. Простые и
сложные вопросы
2.3. Построение
1
мультипликативной
модели с
тремя составляющим
и
2.4. Задачи с лишними
данными
1
2
Функциональная
грамотность.
Банк
заданий. Основное общее
образование. 7–9 класс,
АО
Издательство
«Просвещение» media.pro
sv.ru/fg;
Установление
доверительных
отношений с обучающимися,
способствующих позитивному
восприятию
обучающимися
требований и просьб учителя,
привлечению их внимания к
обсуждаемой
на
уроке
информации, активизации их
познавательной деятельности;
побуждение
обучающихся
соблюдать
на
уроке
общепринятые
нормы
поведения, правила общения со
старшими
и
сверстниками,
принципы учебной дисциплины
и самоорганизации;
привлечение
внимания
обучающихся к ценностному
аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их работы
с
получаемой
на
уроке
социально
значимой
№ Тема/раздел
п/п
Количество
Количество
академических оценочных
часов,
процедур
отводимых на
освоение темы
ЭОР и ЦОР
2.5. Решение типичных
1
задач через систему
линейных уравнений
информацией;
включение в урок игровых
процедур с целью поддержания
мотивации
обучающихся
к
получению
знаний,
налаживанию
позитивных
межличностных отношений в
классе.
2.6. Количественные
1
рассуждения,
связанные со
смыслом числа,
различными
представлениями
чисел, изяществом
вычислений,
вычислениями в уме,
оценкой разумности
результатов
2.7. Решение
стереометрических
задач
1
2.8. Вероятностные,
статистические
явления и
зависимости
1
Деятельность учителя с учетом
рабочей
программы
воспитания
Модуль 3. Финансовая грамотность
3.1. Ценные бумаги.
1
Векселя и облигации:
российская
специфика
3.2. Биржа и брокеры.
Фондовые индексы
1
3.3. Паевые
инвестиционные
фонды. Риски и
управление ими
1
3.4. Инвестиционное
профилирование.
Формирование
инвестиционного
портфеля и его
пересмотр
1
2
Функциональная
грамотность.
Банк
заданий. Основное общее
образование. 7–9 класс,
АО
Издательство
«Просвещение» media.pro
sv.ru/fg;
Установление
доверительных
отношений с обучающимися,
способствующих позитивному
восприятию
обучающимися
требований и просьб учителя,
привлечению их внимания к
обсуждаемой
на
уроке
информации, активизации их
познавательной деятельности;
побуждение
обучающихся
соблюдать
на
уроке
общепринятые
нормы
поведения, правила общения со
старшими
и
сверстниками,
принципы учебной дисциплины
и самоорганизации;
привлечение
внимания
обучающихся к ценностному
аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их работы
с
получаемой
на
уроке
социально
значимой
информацией;
№ Тема/раздел
п/п
Количество
Количество
академических оценочных
часов,
процедур
отводимых на
освоение темы
3.5. Типичные ошибки
инвесторов
1
3.6. Участники
страхового рынка.
Страхование для
физических лиц
1
ЭОР и ЦОР
Деятельность учителя с учетом
рабочей
программы
воспитания
включение в урок игровых
процедур с целью поддержания
мотивации
обучающихся
к
получению
знаний,
налаживанию
позитивных
межличностных отношений в
классе.
3.7. Государственное и
1
негосударственное
пенсионное
страхование. Выбор
и юридические
аспекты отношений с
финансовым
посредником
3.8. Повторение
1
Модуль 4. Естественно-научная грамотность
4.1. Радиоактивность. Ис 1
кусственная
радиоактивность
4.2. Изменения состояния 1
веществ. Физические
явления и
химические
превращения.
Отличие химических
реакций от
физических явлений
4.3. Размножение
1
организмов.
Индивидуальное
развитие организмов.
Биогенетический
закон.
Закономерности
наследования
признаков
4.4. Вид и популяции.
Общая
характеристика
популяции.
1
2
Функциональная
грамотность.
Банк
заданий. Основное общее
образование. 7–9 класс,
АО
Издательство
«Просвещение» media.pro
sv.ru/fg;
Установление
доверительных
отношений с обучающимися,
способствующих позитивному
восприятию
обучающимися
требований и просьб учителя,
привлечению их внимания к
обсуждаемой
на
уроке
информации, активизации их
познавательной деятельности;
побуждение
обучающихся
соблюдать
на
уроке
общепринятые
нормы
поведения, правила общения со
старшими
и
сверстниками,
принципы учебной дисциплины
и самоорганизации;
привлечение
внимания
обучающихся к ценностному
аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их работы
с
получаемой
на
уроке
социально
значимой
информацией;
включение в урок игровых
процедур с целью поддержания
мотивации
обучающихся
к
получению
знаний,
налаживанию
позитивных
межличностных отношений в
классе.
№ Тема/раздел
п/п
Количество
Количество
академических оценочных
часов,
процедур
отводимых на
освоение темы
ЭОР и ЦОР
Деятельность учителя с учетом
рабочей
программы
воспитания
Функциональная
грамотность.
Банк
заданий. Основное общее
образование. 7–9 класс,
АО
Издательство
«Просвещение» media.pro
sv.ru/fg;
Установление
доверительных
отношений с обучающимися,
способствующих позитивному
восприятию
обучающимися
требований и просьб учителя,
привлечению их внимания к
обсуждаемой
на
уроке
информации, активизации их
познавательной деятельности;
побуждение
обучающихся
соблюдать
на
уроке
общепринятые
нормы
поведения, правила общения со
старшими
и
сверстниками,
принципы учебной дисциплины
и самоорганизации;
привлечение
внимания
Экологические
факторы и условия
среды обитания.
Происхождение
видов
4.5. Закономерности
изменчивости:
модификационная и
мутационная
изменчивости.
Основные методы
селекции растений,
животных и
микроорганизмов
1
4.6. Антропогенное
воздействие на
биосферу. Основы
рационального
природопользования
1
4.7. Закономерности
изменчивости:
модификационная и
мутационная
изменчивости
1
4.8. Основные методы
селекции растений,
животных и
микроорганизмов
1
5.
2
Решение
практических задач
2
№ Тема/раздел
п/п
Количество
Количество
академических оценочных
часов,
процедур
отводимых на
освоение темы
ЭОР и ЦОР
Деятельность учителя с учетом
рабочей
программы
воспитания
обучающихся к ценностному
аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их работы
с
получаемой
на
уроке
социально
значимой
информацией;
включение в урок игровых
процедур с целью поддержания
мотивации
обучающихся
к
получению
знаний,
налаживанию
позитивных
межличностных отношений в
классе.
Итого
34
10
МУНИЦИПАЛЬНОЕБЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА НОВОСИИРСКА «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
№182
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ЛИТЕРАТУРЫ И МАТЕМАТИКИ»
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
на заседании методической кафедры (далее-МК)
учителей естественно-географического
Руководитель МК
Костяева И.Ю./ ФИО
с зам. директора по УВР
Протокол от «_____» ________202______ г
№______
_________________________________ФИО
«____» ______________ 202_________г.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»
для 6 класса
Педагог дополнительного образования
Лютиков Сергей Алексеевич
Количество часов по учебному плану
за 2022/2023 уч.год всего - 35 часов;
в неделю –1 час
(недель в учебном году - 35)