Программа Музееведы

Оглавление
Пояснительная записка….................................................................................................................3
Обучение …………………………………………………………………………………………....5
Учебно-тематический план ………………………………………………………….…………….6
Календарный учебный график………………………………………………………………..........8
Обеспечение программы ……………………………………………………………….………….8
Список источников………………………………………………………………………………...14

2

Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа «Музееведы» разработана в
соответствии с требованиями следующих законодательных и нормативных актов Российской
Федерации:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28
«Об утверждении Санитарных Правил С.П.2.4. 36-48-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
- Концепция развития дополнительного образования до 2030 года (Распоряжение
Правительства РФ от 31 марта 2022 года №678-Р);
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015
№09-3242
«Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые)»;
- Приказ Минпросвещения РФ от 9.11.2018 г. N 196 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам» (с изм. и доп. от 30.09.2020 г.);
- Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных
общеобразовательных программ, способствующих социально – психологической
реабилитации,
профессиональному
самоопределению
детей
с
ограниченными
возможностями здоровья, включая детей инвалидов, с учетом их особых образовательных
потребностей;
- Устав и локальные акты МАОУ «СОШ № 16».
Данная программа соответствует образовательным интересам и запросам
обучающихся и образовательных организаций.
Настоящая программа разработана для обеспечения развития познавательных
способностей детей, подготовки их к учебно-познавательной деятельности и социальной
адаптации.
Программа «Музееведы» имеет Туристско-краеведческую направленность, т.к. ее
содержание ориентировано на общее развитие детей, их умственное и нравственное
воспитание, а также на совершенствование знаний в области краеведения и изучение
туристской привлекательности родного края. Программа дает совокупность знаний в области
общественных, гуманитарных, точных наук и связанных с ними практическими навыками и
умениями.
Актуальность программы.
Обучение по программе создаёт условия для развития у детей познавательных
интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него
чувство уверенности в своих силах; позволяет успешно решать проблемы комплексного
развития.

3

Программа является модифицированной и составлена на основе авторской программы
«Музейное дело» А. В. Барабановой, О. Я. Саютиной, авторского элективного курса И.И.
Еременко «Основы исследовательской деятельности». Данная программа предназначена для
ведения краеведческой работы через кружковую работу «Школьный музей» в рамках
учебно-воспитательного процесса. Содержание Программы направленно на развитие
исследовательских навыков у обучающихся творческого объединения, их склонности к
поисковой, работе. Патриотическое воспитание современных подростков становится одной
из наиболее острых проблем педагогики. Музейная педагогика может стать в этой связи
инструментом, позволяющим это сделать. Музей способствует социализации личности с
самых юных лет. Начальное изучение основ музейного дела с детьми среднего школьного
возраста, приобретение практических навыков работы в музее позволит в дальнейшем
учащимся расширить свой кругозор и творческий потенциал. Существование музея
позволяет, с одной стороны, наглядно продемонстрировать многие аспекты музейной
работы, а с другой стороны, способствует дальнейшему активному развитию музея,
позволяет формировать в определенной степени профессиональный актив обучающегося,
связанный с работой над индивидуальным и коллективным проектом музейной тематики.
Одним из направлений решения задач воспитания и социализации школьников, их
всестороннего развития является внеурочная деятельность, а школьный музей становится
центром формирования гражданственности и патриотизма. Для развития, обучения и
воспитания подрастающего человека исключительно важны связь с прошлыми поколениями
формирование культурной и исторической памяти. Чтобы учащийся мог проникнуться
такими чувствами, недостаточно только прочесть, посмотреть или услышать нужную
информацию, тут требуется прикоснуться к эпохе, потрогать ее руками и эмоционально
пережить артефакты. Помочь молодому поколению в решении этих проблем сегодня может
такой уникальный социальный институт, как музей. Музей – это своеобразная модель
системы культуры, играющая огромную роль в воспитании личности.Особенностью
Программы является индивидуальный подход и обучение учащихся. Индивидуальный
подход заложен в Программу и имеет два главных аспекта: Во-первых, воспитательное
взаимодействие строится с каждым обучающимся с учётом личных способностей. Вовторых, учитываются знания условий жизни каждого обучающегося, что важно в процессе
обучения. Каждый обучающийся является конструктором своего образования,
организатором своих знаний. Программа позволяет обучающимся проявить полученные
теоретические знания на практике. Обучение по программе ведется в разновозрастных
группах. В данном случае имеется ввиду учебные занятия, где в рамках учебного процесса,
взаимодействует постоянный состав обучающихся разного возраста, но одного уровня
подготовленности. Под разновозрастным обучением мы понимаем совместную деятельность
детей разного возраста, направленную на решение как общих для всех, так и частных, в
зависимости от возраста, образовательных и воспитательных задач. Отличительной
особенностью разновозрастной группы является качественно новый социальный опыт
межличностных взаимоотношений. В такой группе ребёнок на протяжении всего обучения
имеет естественную возможность не только наблюдать способы межличностных
взаимоотношений, но и быть активным их участником Воспитательный потенциал обучения
в разновозрастной группе существенно возрастает, так как обеспечивается взаимодействие,
общение обучающихся разного возраста, то есть удовлетворение важнейшей потребности
4

ребенка. Это возможно при организации совместной учебной деятельности детей, которая
создает основу разновозрастного обучения.
Адресат программы.
Программа предназначена для обучающихся 10 – 16 лет.
Объём и срок освоения программы.
Программа реализуется в течение 1 года (68 часов).
Формы обучения.
Форма обучения по программе очная. В режиме эпидемиологической обстановки
возможно дистанционное обучение с применением дистанционных образовательных систем
(платформ): Moodle, Zoom, Skype и других. Для организации занятий используются
коллективные, групповые и индивидуальные формы деятельности обучающихся.
Формы организации
образовательной деятельности по программе
индивидуальные и коллективные. Индивидуальные формы занятий – самостоятельная
работа, проектная работа, участие в конкурсах и т.п. Коллективные формы занятий теоретические занятия, тематические беседы, просмотр презентаций, мастер-классов,
экскурсии, встречи с интересными людьми, выполнение творческих и проектных работ.
Виды (формы) занятий. Основная форма обучения – комплексное учебное занятие,
включающее в себя вопросы теории и практики.
Наряду с традиционными формами организации учебной деятельности, такими как
беседы, самостоятельная работа, игры, программой предусмотрены и нетрадиционные:
рассказы, беседы, игры, экскурсии и фото экскурсии, задачи, графические задания, загадки,
словесные упражнения на внимание, иллюстрации, фото и видео презентации, упражнения
на развитие мелкой моторики.
Режим занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Длительность занятия 1 час.
Расписание и режим занятий утверждается директором учреждения.
Наполняемость объединения
Согласно санитарно-гигиеническим нормам и проектной наполняемости кабинета
количество человек в группе должно составлять не более 15 обучающихся.

Обучение
Цель программы: воспитание средствами музейной педагогики нравственной,
творческой, компетентной личности с активной гражданской позицией и создание условий
для её самореализации и интеграции в культурно-историческое пространство региона и
страны.
Задачи: Обучающие задачи: - познакомить теоретически и практически с мировым,
российским и региональным музейным наследием; - обучить музейной терминологии,
методам и приёмам музейной деятельности, и применению их в образовательном процессе; сформировать систему знаний, умений, навыков в области краеведения и музейной
практики.

5

Воспитательные задачи: - воспитать в учащихся осмысленное отношение к великой и
малой Родине, чувство сопричастности к судьбе Отечества, чувство гордости за свою семью,
свой народ; 6 - сформировать устойчивую и непрерывную связь поколений как средства
передачи культурно-исторической памяти, духовно-нравственных ценностей и традиций,
идентификацию себя как россиянина; -сформировать ценностно-смысловые установки,
навыки самоорганизации и самореализации.
Развивающие задачи: - развить способности к самообразованию посредством
самостоятельной работы с информацией (поиск, смысловое чтение, исследование и отбор,
предъявление результатов) и музейными предметами как её вещественными источниками; развить
коммуникативные,
эмоциональные
и
поведенческие
компетентности,
организаторские способности, навыки сотрудничества и работы в группе; - развить речевую
культуру и компетентности в области использования информационно-коммуникационных
технологий (ИКТ-компетенции), освоения методов исследовательской работы.
Школьный музей является одной из форм дополнительного образования,
развивающей сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора,
исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную
и познавательную ценность. Музей является центром военно-патриотического,
гражданского, этнокультурного воспитания подрастающего поколения, центром жизни
школы.
Воспитательный потенциал школьного музея реализуется по различным
направлениям: • работа с музейной аудиторией, направленная на формирование ценностного
отношения к военному наследию и привитие вкуса к общению с музейными ценностями; •
развитие способности воспринимать музейную информацию, понимать язык музейной
экспозиции; • воспитание эмоций, развитие воображения и фантазии, творческой активности
через активизацию исследовательской деятельности и участие в конкурсном движении; •
использование и популяризация новых технологий музейного образования в форме проектов.

Учебно-тематический план

№

Название
раздела, темы

Формы
организации
занятий

Формы
аттестации и
контроля

Учебное занятие
(беседа,
практические
упражнения,
игры)

Педагогическое
наблюдение.
Вступительная
диагностика

Количество часов
всего

теори прак
я
тика
I. Вводное занятие

1.

Давайте
познакомимся!

2

0,5

1,5

II. Юные краеведы
1.

История
Пермского края

4

1

3
6

Учебное
занятие,

Города Пермского
края
2.

4

1

3

6

2

4

6

1

5

20

5

15

Легенды Перми
Великой
3.

Военные действия
в истории страны,
края
4.

Итого:

просмотр
презентации,
работа с
литературой
Учебное
занятие,
просмотр
презентации,
работа с
литературой, с
архивными
документами.
Учебное
занятие,
просмотр
презентации,
работа с
литературой, с
архивными
документами.
Учебное
занятие,
просмотр
презентации,
работа с
литературой, с
архивными
документами.

III. Основы Музейного мастерства
1.

Правила работы с
экспонатами

6

1

5

2.

Основы
экспонирования

4

1

3

4

1

3

4

0,5

3,5

3.

4.

Дизайн
оформление
экспозиций
Этикетки

и

7

Учебное
занятие,
практикум, игра
Учебное
занятие,
практикум, игра
Учебное
занятие,
практикум, игра
Учебное
занятие,
практикум, игра
просмотр

Педагогическое
наблюдение

презентации,
Легенды
экспонатов

5.

4

1

3

Атибутирование
экспонатов
6.

6

7.

Документы
музее

8.

Инвентарная
книга
Основы
экскурсионного
дела
Итого:

9.

1

5

в
6

3

3

4

1

3

8

3

5

46

12,5

33,5

Учебное
занятие,
практикум, игра
Учебное
занятие,
практикум, игра,
проектная
работа
Учебное
занятие,
практикум, игра
Учебное
занятие,
практикум, игра
Учебное
занятие,
практикум, игра

Взаимоконтроль

Презентация
учебного
проекта
Самостоятельная
творческая
работа
Презентация
учебного
проекта
Самостоятельная
работа

Календарный учебный график
Календарный учебный график построен, исходя из следующего: начало учебного года – 01
сентября, конец учебного года –29 мая; начало учебных занятий не ранее 15 час, окончание
– не позднее 18 час; продолжительность учебного года 34 недели; объем программы 68
часов в год. Учебные занятия проводятся согласно расписанию.

Обеспечение программы
Диагностическое обеспечение
Вид диагностики
Цель
диагностики

Вступительная

Текущая

Определение уровня
подготовки
обучающегося

Подведение
промежуточных
результатов обучения,
оценка динамики
продвижения
обучающихся,
корректировка
программы

Наблюдение за
общением детей

8

Итоговая
Определение
результатов
освоения
образовательной
программы в конце
года, обновление
содержания
программы

Сроки
проведения
диагностики
Формы
диагностики

сентябрь

январь

май

- Творческое
упражнение «Мои
инициалы»
- Историкотворческий марафон

Историко творческий марафон

Система оценки

Система трех
уровней
(высокий, средний,
низкий)

- наблюдение за
успехами детей,
успеваемостью,
активной работой на
занятиях;
- контрольные
упражнения по
отдельным темам
программы;
- защита учебных
проектов.
Система трех уровней
(высокий, средний,
низкий)

Система трех
уровней
(высокий, средний,
низкий)

Оценочные материалы
Вступительная диагностика
Творческое упражнение «Мои инициалы». С детьми проводится беседа о значении
инициалов в имени для человека. Далее рассматриваются варианты оформления инициалов
собственного имени. Детям предлагается игра «Шифровальщик», дети зашифровывают свои
инициалы, указывая свои увлечения, способности. Педагог наблюдает над активностью
детей, самостоятельностью, проявлением фантазии, содержательностью.
Текущий контроль.
Осуществляется на занятиях или в конце изучения отдельных разделов, тем. Педагог
подбирает материал для осуществления контроля, пробелов знаний в виде интересных
заданий: конкурс кроссвордистов, марафон «Да-нет», анкеты, викторины, игры и т.п.
Итоговая аттестация
Историко -творческий марафон. Марафон состоит из 2х частей: интеллектуальной и
творческой.
Оценка сформированности приобретенных знаний и умений осуществляется по
следующим критериям:
 самостоятельность;
 проявленная фантазия и творческий подход;
 познавательный интерес;
 содержательный аспект.
Диагностические задания могут быть предложены детям как во время занятий, так и
возможна домашняя подготовка.
Критерии и показатели сформированности знаний и умений представлены в таблице.

9

Критерии
самостоятельность

проявленная фантазия
и творческий подход

познавательный
интерес

Оценка качества сформированности приобретенных знаний и умений
Уровни сформированности знаний и умений
Продолжительность
Показатели
формирования
Высокий
Средний
Низкий
 обучающийся не
прибегает к
помощи педагога;
 проявленный
интерес в
выполнении
задания;
 применение
красочных
инструментов
и
материалов
при
оформлении
работ;
 непохожесть
работы,
оригинальность;
 наличие
познавательных
вопросов
 эмоциональная
вовлеченность
ребенка в
деятельность
 длительность и
устойчивость
интереса к

В течение учебного проявление
процесса
инициативности,
самостоятельности,
интереса и желания
решать познавательные
задачи. В случае
затруднений дети не
В течение учебного отвлекаются, проявляли
упорство и
процесса
настойчивость в
достижении
результата, которое
приносит им
удовлетворение,
радость и гордость за
достижения.
В течение учебного Работы яркие,
красочные, с большим
процесса
количеством мелких
деталей.
В работе явна виден
оригинальный подход,
отсутствие
шаблонности.

10

большая степень
самостоятельности в
принятии задачи и
поиске способа ее
выполнения.
Испытывая трудности в
решении задачи, дети
не утрачивают
эмоционального
отношения к ним, а
обращаются за
помощью к
воспитателю, задают
вопросы для уточнения
условий ее выполнения
и получив подсказку,
выполняют задание до
конца, что
свидетельствует об
интересе ребенка к
данной деятельности и
о желании искать
способы решения
задачи, но совместно со
взрослым.
Работы выполнены с

не проявляют
инициативности и
самостоятельности
в процессе
выполнения
заданий,
утрачивают к ним
интерес при
затруднениях и
проявляли
отрицательные
эмоции (огорчение,
раздражение), не
задают
познавательных
вопросов;
нуждаются в
поэтапном
объяснении условий
выполнения
задания, показе
способа
использования той
или иной готовой
модели, в помощи
взрослого.


содержательный
аспект





проявленная смекалка






решению
познавательных
задач
инициативность в
познании
широкое
разнообразие
представленных
идей, материалов
индивидуальность
содержания
отсутствие ошибок
творческий подход
к
выполнению
задания;
оригинальность
выполнения

использованием
нескольких цветов,
некоторые элементы
работы приобретают
черты шаблона.
В течение учебного
процесса

В течение учебного
процесса

11

Для оформления
работы ребенок
может использовать
один имеющийся
цвет (ручка,
карандаш), работа
неаккуратна,
допущено много
ошибок.

Методическое обеспечение
В содержание программы интегрированы задания из различных областей
знаний. В основе заданий, которые предлагаются детям, лежит игра,
преподносимая на фоне познавательного материала. При этом идёт развитие
основных интеллектуальных качеств: умения анализировать, синтезировать,
обобщать, конкретизировать, а также развиваются все виды памяти, внимание,
воображение, речь, расширяется словарный запас.
Занятия строятся таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это
позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной
благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой.
На протяжении обучения формируются важные качества личности ребёнка:
самостоятельность,
наблюдательность,
находчивость,
сообразительность,
вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.
Принципы реализации программы:
- доступность (индивидуально личностный подход к каждому ребёнку),
- научность;
- систематичность и последовательность,
- наглядность.
- коллективизм;
- креативность (творчество);
При реализации программы используются следующие технологии:
1. Игровые технологии (интеллектуальные игры, сюжетно-ролевые игры, эрудиции,
подвижные игры).
2. Информационно-коммуникативные (видеофильмы, презентации, виртуальные
экскурсии, интерактивные викторины).
3. Здоровьесберегающие технологии (подвижные игры на переменах,
физкультминутки для зрения, смена видов деятельности на занятии, арт-терапия)
4. Технология коллективной творческой деятельности (групповая работа по
созданию учебных проектов)
5. Проектные технологии (решение проектных задач).
6. Технологии ТРИЗ (игры «Да-нетки», нетрадиционные техники рисования, игры на
решение изобретательских задач).
7. Технология дифференцированного подхода.
В программе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети,
участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких
учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).
Ребенок на занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый
положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться
выполнять предлагаемые задания.
Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется
другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение
урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее
утомляемой.
Материально-технические обеспечение

1. Методические комплексы, состоящие: из информационного материала и
конспектов; методических разработок и планов конспектов занятий; методических
указаний и рекомендаций к практическим занятиям.
2. Материалы для контроля и определения результативности занятий: тесты,
контрольные упражнения, диагностирующие задания, развивающие игры.
3. Проведение
диагностирующих процедур: тесты, диагностические и
психологические игры, кроссворды, ребусы и т.д.
4. Дидактические материалы (демонстрационные и раздаточные).
5. Литературный ряд: стихи, сказки, высказывания, поговорки и пословицы.
6. Музыкальный ряд: аудиодиски с подбором мелодий, соответствующих темам
занятий и способствующих созданию и поддержанию способностей и творческой
атмосферы.
7. Техническое и материальное оснащение: музыкальная колонка, компьютер, экран,
медиапроектор.

2

Список источников
Литература для педагога:
1. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе / Н.И. Дереклеева. – М.:
Вербум - М, 2001.- 48с.
2. Исследовательская деятельность учащихся в профильной школе/авт.-сост. Б.А.Татьянкин,
О.Ю.Макаренков и др./ Под ред. Б.А.Татьянкина. – М.: 5 за знания, 2006. – 272 с.
3. Исследовательская работа на «отлично». – Владимир, 1999.
4. Леонтович, А.В. В чем отличие исследовательской деятельности от других видов
творческой деятельности? / А.В. Леонтович// Завуч. – 2001. - №1. – С 105-107.
5. Леонтович А.В. Рекомендации по написанию исследовательской работы / А.В. Леонтович
// Завуч. – 2001. - №1. – С.102-105.
6. Масленникова, А.В. Материалы для проведения спецкурса «Основы исследовательской
деятельности учащихся» / А.В. Масленникова // Практика административной работы в
школе. – 2004. - №5. - С. 51-60.
7. Новожилова М.М. и др. Как корректно провести учебное исследование: От замысла к
открытию. – М.: 5 за знания, 2006. – 160 с.
8. Поддьянов А.Н. Поиск материалов по исследовательской деятельности учащихся в
электронных ресурсах: англоязычные источники / А.Н. Поддьянов // Исследовательская
работа школьников. – 2003. - №3. – С. 29-32.
9. Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М.:
Народное образование, 2001. – 272с.
10. Савенков А.И. Исследователь. Материалы для подростков по самостоятельной
исследовательской практике / А.И. Савенков // Практика административной работы в школе.
– 2004. - №5. - С. 61-66.
11. Соловьева Н.Н. основы организации учебно-исследовательской работы студента. – М.:
АПК и ППРО, 2003. – 55 с.
12. Счастная Т.Н. Рекомендации по написанию научно-исследовательских работ / Т.Н.
Счастная // Исследовательская работа школьников. – 2003. - №4. – С. 34-45.
13. Школьный реферат: каким он должен быть?. Методические рекомендации для учителя.
Департамент
образования
Владимирской
области.
Владимирский
институт
усовершенствования учителей. Лабораторий педагогических исследований. Владимир, 1998
г.
Литература для родителей:
1. 100 великих музеев мира. - М., 1999.
2. Юренева Т.Ю. Музей в мировой культуре. –М., 2003.
3. Юхневич М.Ю.Я поведу тебя в музей. - М., 2001.
Литература для учащихся:
1. Ивин А.А. Искусство правильно мыслить: Кн. Для учащихся. – М.: Просвещение, 1990. –
240 с.
2. Исследовательская работа на «отлично». – Владимир, 1999.
3. Гетманова А.Д. Учебник по логике. – М.: Гуманит. Изд. Центр «ВЛАДОС», 1995. – 303 с.
4. Никольская И.Л. Гимнастика для ума: Кн. Для учащихся/И.Л.Никольская, Л.И. Тигранова.
– М.: Просвещение, 1997. – 208 с.
5. Исследовательская работа на «Отлично». Учебно0справочное пособие для учащихся,
студентов, аспирантов. ВОИУУ, Владимир, 1999г.

3


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

1

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».