Рабочая программа педагоа-психолога Ющенко Т.А.

Содержание
1.
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
1.5.
2.
2.1.
3.
3.1.
3.2.
3.3.

Целевой раздел
Пояснительная записка
Цель программы
Основные принципы формирования программы
Возрастные особенности и новообразования дошкольного детства
Особенности развития детей с ОВЗ, детей инвалидов
Содержательный раздел
Проектирование образовательной деятельности: образовательные задачи,
содержание психолого-педагогической работы по образовательным областям
Организационный раздел
Мониторинг результатов коррекционно-развивающей работы
Оснащение материально-техническими и методическими средствами кабинета
педагога-психолога.
Список литературы

1

2
2
4
5
9
9
9
9
23
23
25
27

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.
1.1. Пояснительная записка.
Рабочая программа педагога-психолога разработана в соответствии с Федеральной
адаптированной образовательной программой дошкольного образования. Продолжительность
реализации программы – 1 год.
Рабочая программа педагога-психолога МАОУ «СОШ № 16» (далее Программа)
определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога по следующим
направлениям психологического сопровождения: психопрофилактика, психодиагностика,
психокоррекция, психологическое консультирование и поддержка деятельности ДОУ в
работе с детьми от 2 до 7 лет, родителями воспитанников и педагогами ДОУ.
По

результатам

диагностического

обследования

образовательного

учреждения

ежегодно выявляются дети:
- с низким уровнем интеллектуального развития (по результатам скринингового
обследования МЭДИС детей 5-6 лет);
- с низким уровнем готовности к началу обучения в школе (по результатам
скринингового обследования по методике Е.А. Екжановой);
- с низким уровнем умственного развития детей раннего возраста 2-3 лет (по методике
Е.А. Стребелевой);
- с низким уровнем усвоения ООП (по запросу родителей и педагогов);
-с

нарушениями

эмоционально-волевой

сферы:

агрессивость,

гиперактивность,

тревожность (по запросу родителей и педагогов);
- потенциально-одаренные дети: интеллектуальная, творческая одаренность (Векслер,
Торренс, Юркевич). Психолого-педагогическое сопровождение данной категории детей
строится по ИОМ.
Программа разработана в соответствии с документами:
• Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012
г. N 273-ФЗ;
– Закон РФ от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2

– приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1022 "Об утверждении
федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";
– приказ Министерства образования Российской Федерации от 17.10.2013 №1155 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования»;
– Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи (утверждены
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28
сентября 2020 г. № 28, зарегистрировано в Минюсте России 18 декабря 2020 г.,
регистрационный № 61573);
‒Устав Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя
общеобразовательная школа №16» СП «Центр развития ребенка – детский сад»;
‒Программа развития Муниципального автономного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №16».
Программа направлена на организацию психологического сопровождения деятельности
ДОУ по основным направлениям: физическому, социально-личностному, познавательному,
речевому

и

художественно-эстетическому,

обеспечивает

единство

воспитательных,

развивающих и обучающих целей и задач образования.
Программа реализуется на государственном (русском) языке Российской Федерации.
Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности для
обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР).

3

1.2. Цель программы.
Цель программы: обеспечение условий для дошкольного образования, определяемых
общими и особыми потребностями обучающегося раннего и дошкольного возраста с ОВЗ,
индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Программа

содействует

взаимопониманию

и

сотрудничеству

между

людьми,

способствует реализации прав обучающихся дошкольного возраста на получение доступного
и качественного образования, обеспечивает развитие способностей каждого ребенка,
формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе
духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального,
духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его
образовательных потребностей и интересов.
Задачи Программы:
- реализация содержания АОП ДО для обучающихся с ЗПР;
- коррекция недостатков психофизического развития обучающихся с ЗПР;
- охрана и укрепление физического и психического здоровья обучающихся с ЗПР, в т.ч.
их эмоционального благополучия;
- обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка с ЗПР в период
дошкольного образования независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального
статуса;
- создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными,
психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого
потенциала каждого ребенка с ЗПР как субъекта отношений с педагогическим работником,
родителями (законными представителями), другими детьми;
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе
духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм
поведения в интересах человека, семьи, общества;
- формирование общей культуры личности обучающихся с ЗПР, развитие их социальных,
нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности,
самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной
деятельности;
4

-формирование

социокультурной

среды,

соответствующей

психофизическим

и

индивидуальным особенностям развития обучающихся с ЗПР;
-обеспечение

психолого-педагогической

поддержки

родителей

(законных

представителей) и повышение их компетентности в вопросах развития, образования,
реабилитации (абилитации), охраны и укрепления здоровья обучающихся с ЗПР;
- обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного и начального
общего образования.
Основная идея программы – интеграция и систематизация психологического материала,
что предполагает объединение различных направлений деятельности психолога детского
сада. Для этого была выделена следующая цель деятельности:
- содействие в создании единой образовательной среды развития, учитывающей
возрастные особенности воспитанников и обеспечивающей психологические условия для
охраны здоровья и развития личности всех участников образовательного процесса.
Задачи деятельности педагога-психолога:
1.

Повысить уровень развития психологических процессов детей ОВЗ.

2.

Повысить уровень развития познавательных и личностных способностей детей

ОВЗ всех возрастных групп, снизить риски школьной дезадаптации.
3.

Оказать психологическую помощь детям ОВЗ с нарушением поведения,

проблемами личностного развития, коммуникативными проблемами.
4.

Формировать у педагогов и родителей психолого-педагогическую компетентность

в вопросах взаимодействия с детьми ОВЗ.
5.

Создать взаимодействие всех участников образовательных отношений в

сопровождении

воспитанников

с

особыми

образовательными

потребностями

(возможностями) в условиях реализации ИОМов.
1.3. Основные принципы формирования программы.
В соответствии с ФГОС ДО Программа построена на следующих общих принципах:
1. Поддержка разнообразия детства.
2. Сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем
развитии человека.
3. Позитивная социализация ребенка.
5

4. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия педагогических
работников и родителей (законных представителей), педагогических и иных работников
Организации) и обучающихся.
5. Содействие и сотрудничество обучающихся и педагогических работников, признание
ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
6. Сотрудничество Организации с семьей.
7. Возрастная адекватность образования. Данный принцип предполагает подбор
образовательными организациями содержания и методов дошкольного образования в
соответствии с возрастными особенностями обучающихся.
Специфические принципы и подходы к формированию АОП ДО для обучающихся с
ЗПР:
1. Принцип социально-адаптирующей направленности образования: коррекция и
компенсация недостатков развития рассматриваются в образовательном процессе не как
самоцель, а как средство наиболее полной реализации потенциальных возможностей ребенка
с ЗПР и обеспечения его самостоятельности в дальнейшей социальной жизни.
2. Этиопатогенетический принцип: для правильного построения коррекционной работы
с ребенком необходимо знать этиологию (причины) и патогенез (механизмы) нарушения. У
обучающихся с ЗПР, особенно в дошкольном возрасте, при различной локализации
нарушений возможна сходная симптоматика. Причины и механизмы, обусловливающие
недостатки познавательного и речевого развития различны, соответственно, методы и
содержание коррекционной работы должны отличаться.
3. Принцип системного подхода к диагностике и коррекции нарушений: для построения
коррекционной работы необходимо разобраться в структуре дефекта, определить иерархию
нарушений. Следует различать внутрисистемные нарушения, связанные с первичным
дефектом, и межсистемные, обусловленные взаимным влиянием нарушенных и сохранных
функций. Эффективность коррекционной работы во многом будет определяться реализацией
принципа системного подхода, направленного на речевое и когнитивное развитие ребенка с
ЗПР.
4. Принцип комплексного подхода к диагностике и коррекции нарушений: психологопедагогическая

диагностика

является

важнейшим
6

структурным

компонентом

педагогического процесса. В ходе комплексного обследования ребенка с ЗПР, в котором
участвуют различные специалисты психолого-медико-педагогической комиссии (далее ПМПК), собираются достоверные сведения о ребенке и формулируется заключение,
квалифицирующее состояние ребенка и характер имеющихся недостатков в его развитии. Не
менее важна для квалифицированной коррекции углубленная диагностика в условиях
Организации силами разных специалистов. Комплексный подход в коррекционной работе
означает, что она будет эффективной только в том случае, если осуществляется в комплексе,
включающем лечение, педагогическую и психологическую коррекцию. Это предполагает
взаимодействие в педагогическом процессе разных специалистов: учителей-дефектологов,
педагогов-психологов,
физкультурных

специально

руководителей,

а

подготовленных
также

сетевое

воспитателей,
взаимодействие

музыкальных
с

и

медицинскими

учреждениями.
5. Принцип опоры на закономерности онтогенетического развития: коррекционная
психолого-педагогическая работа с ребенком с ЗПР строится по принципу «замещающего
онтогенеза». При реализации названного принципа следует учитывать положение о
соотношении функциональности и стадиальности детского развития. Функциональное
развитие происходит в пределах одного периода и касается изменений некоторых
психических свойств и овладения отдельными способами действий, представлениями и
знаниями. Стадиальное, возрастное развитие заключается в глобальных изменениях детской
личности, в перестройке детского сознания, что связано с овладением новым видом
деятельности, развитием речи и коммуникации. За счет этого обеспечивается переход на
следующий, новый этап развития. Обучающиеся с ЗПР находятся на разных ступенях
развития речи, сенсорно-перцептивной и мыслительной деятельности, у них в разной степени
сформированы пространственно-временные представления, они неодинаково подготовлены к
счету, чтению, письму, обладают различным запасом знаний об окружающем мире. Поэтому
программы образовательной и коррекционной работы с одной стороны опираются на
возрастные нормативы развития, а с другой - выстраиваются как уровневые программы,
ориентирующиеся на исходный уровень развития познавательной деятельности, речи,
деятельности обучающихся с ЗПР.
6. Принцип единства в реализации коррекционных, профилактических и развивающих
7

задач: не позволяет ограничиваться лишь преодолением актуальных на сегодняшний день
трудностей и требует построения ближайшего прогноза развития ребенка с ЗПР и создания
благоприятных условий для наиболее полной реализации его потенциальных возможностей.
7. Принцип реализации деятельностного подхода в обучении и воспитании: предполагает
организацию обучения и воспитания с опорой на ведущую деятельность возраста.
Коррекционный образовательный процесс организуется на наглядно-действенной основе.
Обучающихся с ЗПР обучают использованию различных алгоритмов (картинно-графических
планов, технологических карт).
8. Принцип необходимости специального педагогического руководства: познавательная
деятельность ребенка с ЗПР имеет качественное своеобразие формирования и протекания,
отличается особым содержанием и поэтому нуждается в особой организации и способах ее
реализации. Только специально подготовленный педагог, зная закономерности, особенности
развития и познавательные возможности ребенка, с одной стороны, и возможные пути и
способы коррекционной и компенсирующей помощи ему - с другой, может организовать
процесс образовательной деятельности и управлять им. При разработке Программы
учитывается, что приобретение дошкольниками с ЗПР социального и познавательного опыта
осуществляется как в процессе самостоятельной деятельности ребенка, так и под
руководством педагогических работников в процессе коррекционно-развивающей работы.
9. Принцип вариативности коррекционно-развивающего образования: образовательное
содержание предлагается ребенку с ЗПР через разные виды деятельности с учетом зон его
актуального и ближайшего развития, что способствует развитию, расширению как явных, так
и скрытых возможностей дошкольника.
Принцип инвариантности ценностей и целей при вариативности средств реализации и
достижения целей Программы: ФГОС ДО и ФАОП ДО задают инвариантные ценности и
ориентиры,

с

учетом

которых

Организация

разрабатывает

свою

адаптированную

образовательную программу. При этом за Организацией остается право выбора способов их
достижения, выбора образовательных программ, учитывающих разнородность состава групп
обучающихся с ЗПР, их психофизических особенностей, запросов родителей (законных
представителей).
8

1.4. Возрастные особенности и новообразования дошкольного детства.
Содержание рабочей программы учитывает возрастные и индивидуальные особенности
контингента детей, воспитывающихся в дошкольном образовательном учреждении:
1-2 года

2-3 года

Ведущая
деятельност
ь

общение

общение

Ведущая
деятельност
ь

предметноманипулятивная

предметноманипулятивна
я

Ведущая
функция

восприятие

восприятие

3-4 года
общение, в
уважении, в
признание
самостоятельности
ребенка
игровая, переход
от манипулятивной игры к
ролевой
восприятие

4-5 года

5-6 лет

6-7 лет

познавательная
активность,
потребность в
общении

общение

общение

сюжетноролевая игра

сюжетноролевая игра

сюжетноролевая игра

нагляднообразное
мышление

воображение

воображение

1.5. Особенности развития детей с ОВЗ, детей инвалидов.
В дошкольном образовательном учреждении развиваются дети с ограниченными
возможностями здоровья, которые испытывают трудности в усвоении образовательной
программы. К таким «особым» детям относятся дети с задержкой психического развития. Для
них требуется создание специальных условий обучения и воспитания, и возникает
необходимость комплексного сопровождения таких детей в условиях образовательных
учреждений. Организация процесса воспитания и обучения предусматривает реализацию
адаптированной программы для ребенка с ОВЗ (по решению ПМПК). Адаптированная
программа разработана на основании нормативно-правовых документов, регламентирующих
функционирование системы дошкольного и коррекционного образования в Российской
Федерации, а также на основе заключения ТПМПК.

2. Содержательная часть.
2.1.

Проектирование

образовательной

деятельности:

образовательные

задачи,

содержание психолого-педагогической работы по направлениям деятельности.
Режим работы педагога – психолога, согласно нормативному объему нагрузки
представлен в циклограмме. Приложение 1.
Психологическое

сопровождение

образовательных

областей

осуществляется

в

соответствии с образовательной программой дошкольного образовательного учреждения,
9

содержание которой обеспечивает психическое развитие ребенка – становление его
деятельности, сознания и личности в различных видах деятельности

по основным

направлениям деятельности:
- психопрофилактика и психологическое просвещение;
- психологическое консультирование;
- психологическая диагностика;
- коррекционно-развивающая работа;
- методическая работа.
ПСИХОПРОФИЛАКТИКА И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ
Цель: разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по
оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей детей ОВЗ. В связи с возрастанием количества детей с
пограничными и ярко выраженными проблемами в психическом развитии, перед
психологической службой стоит задача в рамках психопрофилактического направления
содействовать первичной профилактике и интеграции этих детей в социум.
Психологическая профилактика и просвещение предусматривают следующую
деятельность:
 работа на улучшение психологического климата в группе и психической сохранности
детей ОВЗ;
 работа по адаптации детей ОВЗ к ДОУ;
 выявление

случаев

психологического

неблагополучия

педагогов

и

разработка

совместно с администрацией путем устранения причин данного состояния в рабочей
ситуации;

 информирование
семьи,

с

педагогов

целью

о

оптимизации

выявленных

особенностях

взаимодействия

ребенка

участников

ОВЗ

и

воспитательно-

образовательной деятельности;

 проведение психологического просвещения родителей в форме родительских собраний,
круглых столов, практикумов, открытых просмотров занятий с детьми ОВЗ,
информационных листовок.
10

В рамках реализации данного направления педагог-психолог заботится о создании
психологически благоприятного климата в дошкольном учреждении, комфортных условий
для участников образовательного процесса: детей ОВЗ, педагогов и родителей. Особое
внимание уделяют стилю взаимодействия взрослых и детей ОВЗ, изучение которого включает
и личностные особенности педагогов. Но также важным является и изучение особенностей
взаимодействия в коллективе сотрудников. Основным условием эффективного общения с
родителями является взаимное уважение и открытость дошкольного учреждения.
Примерный перечень тем профилактической деятельности
Родители

Педагоги

1.Тренинг «Я и мой ребёнок»
2. Консультация «Особенности детей с ОВЗ ».
3.Мастер-класс «Будем вместе заниматься, и играть,
и развиваться».
4.Тренинг «Родительская любовь».
5. Беседа «Безусловная любовь и ответственность».
6.Тренинг «Мы вместе».

Рекомендации-памятки педагогам:
1. «Психологические особенности детей с ОВЗ»
(сентябрь).
2.
«Построение
коррекционной
среды
для
дошкольников с ОВЗ» (ноябрь).
3. Особенности и образовательные потребности детей
с ЗПР (январь)
4. «Критерии готовности детей с ОВЗ к школьному
обучению» (март).

Родительские
собрания
особенности дошкольников».

«Психологические Психологические семинары-практикумы и тренинги:
1.
Тренинг-игра, который познакомит педагогов и
родителей в начале учебного года (октябрь).
Родительское собрание «Портрет моего ребенка».
2.
Семинар «Познай себя» (декабрь).
3.
Тренинг для педагогов с использованием
Родительское собрание «Навстречу школе».
метафорических ассоциативных карт (февраль).
Родительское собрание «Что надо знать об
4.
Семинар-практикум
«Обучаем
педагогов
адаптации детей к детскому саду».
правилам публичного выступления» (март).
5. Игровой тренинг для педагогов ««Методы снятия
психоэмоционального напряжения после работы»
(май).

ПСИХОКОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
Цель: оказание помощи педагогам и родителям в процессе воспитания и образования
детей с ОВЗ дошкольного возраста.
Примерный перечень тем консультационной деятельности
Проблема

Содержание психологической помощи

Консультирование по проблемам трудностей Развитие познавательной активности, любознательности,
в обучении.
наблюдательности, рассуждений. Детские вопросы как форма
11

познавательной
активности.
Приемы
повышения
работоспособности, тренировки памяти. Развитие элементов
произвольного внимания. Учет детских интересов в процессе
обучения. Развитие представлений об окружающем,
обогащение
впечатлений.
Развитие
самоорганизации
деятельности.
Консультирование по проблемам детскородительских взаимоотношений.

Учет особенностей дошкольного возраста в организации
взаимодействия с детьми: импульсивность, отвлекаемость,
неустойчивость
внимания,
повышенная
двигательная
активность, эмоциональное «заражение» и т.п. Определение
оптимальных требований к ребенку. Эффективные стратегии
поведения в трудных воспитательных ситуациях, учет типа
темперамента ребенка. Взаимодействие с членами семьи, в
том числе с братьями и сестрами.

Консультирование по проблемам
межличностного взаимодействия в
образовательном процессе.

Преодоление конфликтов. Эффективные стратегии поведения
в конфликтных ситуациях. Приемы саморегуляции
психоэмоциональных состояний. Выбор стиля общения,
позиции в общении. Приемы продуктивного делового
общения. Противодействие манипуляциям.

Консультирование по проблемам
адаптации/дезадаптации детей.

Психологические условия успешной адаптации. Преодоление
негативного отношения к детскому саду, страха разных видов
деятельности, неуверенности. Черты акцентуаций по
гипертимному, сензитивному, истероидному, неустойчивому
и другими типами личности. Проблемы популярных и
изолированных дошкольников.
Необоснованные претензии на лидерство как проявление
дезадаптации. Преодоление у ребенка самоизоляции, высокой
тревожности, страхов, агрессивности, конфликтности,
неорганизованности,
нарушения
норм
поведения,
неадекватной самооценки, негативного отношения к
общению, в том числе с конкретным взрослым, сверстником.

Консультирование по проблемам раннего
развития детей.

Организация развивающих занятий с детьми, предметноразвивающей среды в семье. Организация игрового общения с
детьми.
Организация
художественно-творческой
деятельности ребенка в семье. Интеллектуальное развитие
ребенка в семье. Проявления склонностей, способностей и
одаренности.
Особенности
организации
предметного
пространства и взаимодействия с одаренным ребенком,
создание безопасной психологической базы, преодоление
трудностей во взаимоотношениях с окружающими.

Консультирование по проблемам
психологической готовности ребенка к
обучению в школе

Формирование компонентов готовности к школе. Проявление
кризиса 7 лет и выбор оптимальной стратегии взаимодействия
с ребенком. Психологические требования к организации
взаимодействия с ребенком в период адаптации к школьному
обучению.
12

Кризисное консультирование.

Оказание психологической помощи семьям с детьми ОВЗ в
преодолении острых кризисных ситуаций, которые оказывают
или могут оказать негативное влияние на психическое и/или
физическое здоровье ребенка, а также нанести вред его
развитию.

Темы консультаций для педагогов
Дата

Тема

Сентябр
ь

«Интеллектуальное развитие детей с ОВЗ и
психологическая готовность к обучению к школе»
(по результатам диагностик). Рекомендации,
формирование коррекционных подгрупп.
Консультация «Как организовать психологопедагогическое сопровождение детей с ОВЗ».
1. Консультация «Особенности построения
развивающей предметно-пространственной среды
для детей с ОВЗ».
2. Консультация «Как развивать мотивацию к
познавательной и учебной деятельности у детей с
ОВЗ».
1. Консультация «Как работать по
адаптированной образовательной программе».

Октябрь
Ноябрь

Декабрь

С кем проводится
(группа)
Педагоги старших
и
подготовительных
групп
Педагоги
Все педагоги

Форма
Индивидуальное
консультирование

Консультация
Консультация

Педагоги

Январь

2. Консультация по результатам диагностики
(автор Стребелева) в младших группах.
Индивидуальные консультации (по запросу).

Педагоги старших
и подготовительных групп
Педагоги младших
групп
Педагоги

Февраль

Индивидуальные консультации (по запросу).

Педагоги

Март

Особенности работы с леворукими детьми.

Педагоги

Индивидуальные
консультации
Индивидуальные
консультации
Консультация

Апрель

Индивидуальные консультации по проблеме
обращения в психологическую службу.
Индивидуальные консультации по проблеме
обращения в психологическую службу.

Педагоги

Рекомендации

Педагоги

Рекомендации

Май

Консультация

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА
Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление
индивидуальных особенностей и проблем участников образовательной деятельности.
Проводится:
13

Диагностика плановая и по запросу

Диагностические методы

• интеллектуальная сфера;
• эмоционально-волевая сфера и поведение;
• детско-родительские отношения в семье;
• готовность к школьному обучению;
• межличностные отношения в детской группе;
• диагностика в период адаптации

• естественный эксперимент;
• тестирование;
• изучение продуктов детской деятельности;
• наблюдения;
• беседы со специалистами, воспитателями;
• изучение взаимодействия в детском обществе;
• беседы с родителями;
• индивидуальная коррекционная работа.

Дополнительно: по запросам родителей, воспитателей, администрации ДОУ и личным
наблюдениям психолог проводит углубленную диагностику развития ребенка, детского,
педагогического, родительского коллективов с целью выявления и конкретизации проблем
участников воспитательно-образовательного процесса.
Диагностика предполагает следующие направления:
1.

«Диагностическая

работа

по

проблемам

психического

развития

дошкольников.

Определение детей «группы риска» – октябрь (по запросу родителей, педагогов – в течение
всего

учебного

года).

Цель:

выявление

проблем

в

развитии,

факторов

риска

психологическому здоровью.
2. «Диагностическая работа с воспитанниками в период возрастных кризисов 3 и 7 лет». В
течение всего учебного года – по запросам родителей.
3. «Диагностика психологической готовности к обучению в школе» (воспитанники 6-7 летначало и конец учебного года). Цель: выявление сформированности компонентов
психологической готовности к обучению в школе; мониторинг результатов освоения
ООПДО.
4. «Диагностика детей в период адаптации» (воспитанники, вновь поступившие в ДОУ –
август-октябрь). Цель: своевременное выявление проблем дезадаптации.
Скрининговое обследование предполагает:
 Обследование

детей

младших,

средних

группы

для

определения

уровня

психологического развития и выстраивания индивидуальной траектории развития
ребенка.

14

 Диагностика

воспитанников

старшей

группы

с

целью

определения

уровня

психического развития для организации и координации работы в подготовительной
группе.
 Диагностика психологической готовности к обучению в школе детей подготовительной
группы.
Диагностический минимум на учебный год:
сентябрь

1. Наблюдение за адаптацией детей.
2. Скрининговая диагностика познавательной сферы детей в подготовительных группах.
3. Диагностика мотивационной готовности к школе детей подготовительных групп.
4. Скрининговая диагностика для определения уровня развития детей 5-6 лет по МЭДИС.

октябрь

1.Углубленное психологическое обследование детей по запросу ПМПк, воспитателей и
родителей (выявление детей группы риска).
2. Мониторинг адаптации детей, поступивших в ДОУ.
Скрининговая диагностика для выявления уровня развития детей
2 – 3 лет по методике
Е.А.Стребелевой.
Динамическая диагностика детей сопровождаемых ПМПк (дети группы риска, дети группы
компенсирующей направленности)
Обследование детей по запросу ПМПк.

ноябрь
декабрь
январь
февраль

апрель

Углубленное психологическое обследование детей средних групп с нарушением речи,
направленных на городскую ПМПК и ПМПк.
1. Скрининговая диагностика готовности к школе по методике Е.А.Екжановой
подготовительных группах.
2. Исследование мотивации учения Методика М.Р.Гинзбург.
3. Скрининговая диагностика для определения уровня развития детей 5-6 лет по МЭДИС.
Динамическая диагностика детей с ОВЗ, сопровождаемых ПМПк.

май

1. Динамическая диагностика детей с ОВЗ, посещающих коррекционно-развивающие занятия.

март

в

Психологическая диагностика – это углубленное психолого-педагогическое изучение
детей на протяжении всего времени пребывания в ДОУ, определения их индивидуальных
возможностей в ходе образовательного процесса в ДОУ, разработка рекомендаций педагогам,
родителям по окончанию помощи в вопросах образования.
Комплекс диагностических методик для обследования всех групп:
№

Название методики

1.

10 слов

2.

Исследование
зрительной памяти
Корректурная проба

3.

Основная направленность
методики (теста)
Исследование объема и
скорости слухоречевого
запоминания
Выявление особенностей
зрительного восприятия
Исследование
15

Авторы методики

Литературный источник

Лурия А.Г.

Диагностический комплект.
Семаго

Семаго М.М.

Диагностический комплект.
Семаго
Диагностический комплект.

Пьерон — Рузер

4.

Простые аналогии

5.

Исключение понятий
и предметов

6.

Чего недостает

устойчивости внимания
Невербальное и
вербально логическое
мышление
Невербальное и
вербально логическое
мышление
Исследование внимания

7.

Дорисуй

Исследование восприятия

Головина Т.Н.

Последовательность
событий
9. Заборчик (Продолжи
узор)
10. Почини коврик

Исследование процессов
мышления
Исследование мышления

Берштейн А.Н.

11. Исключение лишнего

Исследование мышления

12. Установление
закономерностей
13. Оценка
мотивационной
готовности к
обучению в школе
14. экспресс-диагностика
развития
психических
процессов у детей
дошкольного
возраста.

Исследование мышления

8.

Исследование мышления

Семаго

Семаго
Диагностический комплект.
Семаго

Семаго

Диагностический комплект.
Семаго

Векслер

Практический материал для
проведения пп
обследования детей. С.Д.
Забрамная, О.В. Боровик
Практический материал для
проведения пп
обследования детей. С.Д.
Забрамная, О.В. Боровик
Коррекционноразвивающие
занятия. Шарохина В.Л.
«От диагностики к
развитию»
«От диагностики к
развитию»
«От диагностики к
развитию»
«От диагностики к
развитию»
К школьной жизни готов.
Каменская В.Г., Зверева
С.В.

Забрамная С.Д.,
Боровик О.В.
Забрамная С.Д.,
Боровик О.В.
Забрамная С.Д.,
Боровик О.В.
Забрамная С.Д.,
Боровик О.В.
Солдатов Д.В.

диагностика развития
психических процессов у
детей дошкольного
возраста.

в
Экспресс- Экспресс-диагностика
детском
саду:
диагностика
Н.Н.
Комплект материалом
Павлова,
Л.Г.
для
педагоговРуденко.
психологов
детских

15. Тест Тулуз-Пьерона

Выявление особенностей
внимания и
работоспособности

Тест Тулуз-Пьерона
(особенности
нейродинамики,
внимания,
работоспособности).

16. Тест «Тревожности»

Определение уровня
тревожности ребёнка

Тест «Тревожности» Диагностические карты
(Р.
Тэммпл,
В. (Р. Тэммпл, В. Амен, М.
Амен, М. Дорки).
Дорки).

17. Методика «Секрет»

Выявление положения
социометрического
статуса ребёнка в группе

Диагностическая
методика «Секрет»
(«Подарок»)
(Т.А.Репина) /

16

дошкольных
образовательных
учреждений. — М.:
Генезис, 2008. — 80с.

Психологическая служба в
дошкольном учреждении. /
Авторы-составители:
Н.П.Смелянская,
Е.И.Кравцова.
–
Луганск:
Янтарь, 2003. – 128 с.

Диагностика с педагогами
Дата

Тема

Форма

Сентябрь Анкетирование педагогов
«Изучение запросов».
Октябрь Изучение запросов воспитателей и специалистов ДОУ.

Анкета

Ноябрь

Диагностика

Опрос

Январь

Диагностика личностных качеств педагогов, работающих с
детьми с ОВЗ.
Изучение запросов воспитателей и специалистов ДОУ.
Психогеометрический тест.
Индивидуальная и групповая диагностика по запросу.

Февраль

Тест «Самооценка педагога. Дерево».

Индивидуальные
диагностики
Тест

Март

«Проверьте, какой вы педагог»(тест СтанкинМ.И).

Тест

Апрель

Тестирование «Уровень рефлексивности» по методике В.В.
Понамаревой.
Индивидуальная и групповая диагностика по запросу.

тест

Декабрь

Май

Тест

Индивидуальные
диагностики

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА
Коррекционно-развивающая работа строится на основе комплексного психологомедико-педагогического подхода, который выражается в следующем:
• комплексная диагностика интеллектуального и личностного развития воспитанников;
• анализ личных дел воспитанников и медицинских карт;
• развивающие и коррекционные занятия с детьми;
• сотрудничество с центрами психолого-педагогической реабилитации и коррекции;
• участие в ПМПк с предоставлением материалов.
Цель

коррекционно-развивающей

работы:

коррекция

недостатков

развития,

выявление резервных возможностей ребенка для обеспечения индивидуального подхода и
обеспечение нормального развития в соответствии с нормой развития в соответствующем
возрасте.
17

Для этого предусмотрено:
 коррекция отношений между детьми;
 коррекция индивидуально-психологических отклонений в поведении, общении,
развитии ребёнка;
 коррекционная работа по развитию эмоционально-чувствительной сферы ребёнка;
 поддержка детей группы риска с повышенной тревожностью, агрессивностью,
депрессивностью;
 помощь в урегулировании отношений детей и родителей.
Направление реализуется по следующим разделам:
 «Развитие интегративных качеств в соответствии с образовательными областями»;
 «Развивающая работа по коррекции проблем в развитии дошкольников (группа риска)»
(в течение года);
 «Развивающая работа в период адаптации ребенка в ДОУ» (август-ноябрь);
 «Психокоррекционная работа с детьми с ОВЗ по индивидуальным программам» (в
течение года);
 «Развивающая работа в рамках психологической подготовки к школьному обучению»
(в течение года);
Коррекционные задачи:
 создание условий для развития адекватного поведения, коррекция нарушений
поведения;
 коррекция эмоционально-волевых нарушений, связанных с особенностями семейного
воспитания, нарушением адаптации к ДОО, неблагоприятным преодолением кризиса
трехлетнего возраста и т. д.;
 коррекция интеллектуальных и физических нарушений, обусловленных особенностями
нейропсихологического статуса ребенка или ранней педагогической запущенностью.
Представленные коррекционно-развивающие программы основаны на необходимости
решения изложенных задач в работе с детьми старших и подготовительных групп.
Название
программы,
автор
Коррекционно-

Цель, задачи
Развитие

Формы работы
Подрупповая (3-4
18

Продолжительность

Особенности
программы

16 занятий по 20–40 Программа

развивающие
занятия в
младшей, средней
и старшей
группах (В.Л.
Шарохина)

психических
функций и
личностных качеств
у детей с
трудностями
формирования
познавательной
сферы, а также с
проблемами
коммуникации;
развитие зрительного
восприятия (цвет,
форма, величина),
мышления,
внимания, памяти,
речи, общей и
мелкой моторики;
совершенствование
навыков общения;
развитие эмпатии.

человека) и
индивидуальная
работа с детьми
ЗПР 3–7 лет.

Программа
коррекционноразвивающих
занятий в
подготовительной
группе (Л.И.
Катаева)

Коррекция и
развитие
познавательной
сферы,
формирование
произвольности;
развитие восприятия,
внимания, памяти,
речи, воображения,
моторики;
формирование
способности к
согласованному
взаимодействию.

Подгрупповая (3 4 человек)
и
индивидуальная с
детьми ЗПР 5–7
лет.

Программа
коррекционных
занятий с
гиперактивными
детьми старших и
подготовительных групп.

Коррекция
психологических
проблем детей,
отличающихся
гиперактивностью;
управление
двигательной

Групповая
и
индивидуальная
работа с детьми
ЗПР 4–5 и 5–7 лет.

19

мин (в зависимости реализуется в два
от возраста детей) этапа (по 8 занятий в
два раза в неделю.
каждом)
с
длительным
перерывом,
например:
группа
посещает занятия в
октябре,
далее
следует перерыв, с
февраля
занятия
возобновляются.
Двухэтапный подход
позволяет
детям
интегрировать
полученный
на
занятиях опыт, а
педагогу-психологу
– выявить качество
его усвоения.
Группы
комплектуются
по
результатам
диагностики.
Автором приведены
диагностические
методики
для
каждого возраста.
27 занятий по 35 мин Для некоторых
один-два
раза
в занятий требуется
неделю.
демонстрационный
материал из
комплектов В.Л.
Шарохиной. В
основе программы –
игры и игровые
задания,
направленные на
развитие
познавательных
процессов и
эмоциональноличностной сферы, а
также
релаксационные
упражнения.
16 занятий по 30 мин Условия реализации:
один-два
раза
в занятия
рекомендуется
неделю.
проводить в зале с
ковровым
покрытием. Объем
помещения должен

(И.Л.
Арцишевская)

активностью;
развитие
произвольности и
самоконтроля,
внимания и
воображения,
согласованности
движений,
эмоциональновыразительных
движений; снятие
психоэмоционального
напряжения.

Программы
коррекции
тревожности с
детьми (Л.М.
Костина).

Развитие восприятия
целостной картины
окружающего
мира.

Подгрупповые;
индивидуальные;
фронтальные.

20

быть достаточно
большим. Педагогпсихолог должен
обеспечить
безопасные условия
для проведения
занятия, обратить
внимание на то,
чтобы в зале не было
предметов, которые
могут отвлекать
детей.
Психокоррекционная
работа с
гиперактивными
детьми требует
длительного времени
и соответственно
большего количества
занятий. Данный
комплекс
рассматривается как
ориентировочный, из
отдельных частей
которого можно
составить
дополнительные
занятия.
Поводом для
зачисления ребенка в
коррекционную
группу служат:
диагноз врача,
заключение
педагога-психолога,
наблюдения и
отзывы
воспитателей,
пожелания
родителей.
Включают три коррекционные программы:
1) «Сказочная шкатулка» (10 занятий по 30
мин).
2) «Самочувствие» (13 занятий по 30 мин) –
использование групповой формы возможно
после первоначального прохождения детьми
данного тренинга индивидуально.
Программа направлена на выработку у детей
уверенности в своих силах; повышение
навыков самоконтроля; осознание
собственных чувств, переживаний; освоение
социально приемлемых стратегий

поведения.
3) «Это Я» (10 занятий по 40 мин) –
программа направлена на повышение
активности, самоценности ребенка;
овладении способами установления
отношений с другими детьми; помощь в
различении и определении собственных
чувств, переживаний; развитие
эмоционального самовыражения. Первый
цикл программы (4 занятия) рассчитан на
индивидуальную работу с ребенком. Второй
(3 занятия) требует включения ребенка в
группу сверстников. Для групповой работы
желательно подобрать детей, с которыми
тревожный ребенок не находится в
конфликтных отношениях. На занятиях
третьего цикла (3 занятия) может быть
использована как индивидуальная, так и
групповая форма работы. Количество игр и
числа их проведения могут изменяться в
зависимости от желаний и индивидуальных
возможностей ребенка, а также от
продолжительности занятия.

Каждое занятие содержит в себе следующие этапы:
- Организационный этап: создание эмоционального настроя в группе, упражнения и
игры с целью привлечения внимания детей;
- Мотивационный этап: сообщение темы занятия, прояснение тематических понятий,
выяснения исходного уровня знаний детей по данной теме);
- Практический этап: подача новой информации на основе имеющихся данных,
задания

на

развитие

познавательных

процессов

(восприятия,

памяти,

мышления,

воображения) и творческих способностей, обработка полученных навыков на практике;
- Рефлексивный этап: обобщение полученных знаний;
- Подведение итогов занятия.
Формы всех коррекционно-развивающих занятий: индивидуальная, подгрупповая.
Время поведения групповых занятий:
 1 раз в неделю – подгрупповое занятие, 1 раз – индивидуальное;
 группа раннего возраста – 10-15 минут, старшая и подготовительная группа – 2030 минут.

21

Максимальное число участников: ранний возраст –10-15 человек, старший возраст - 6-7
человек, индивидуально – 1 человек.
В Приложении 5 представлены тематические планирования коррекционных занятий:
- в старшей группе (В.Л. Шарохина);
- в подготовительной группе (Л.И.Катаева);
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Тема самообразования: Психолого-педагогическое сопровождение воспитанников с
особыми образовательными потребностями (возможностями)
Цель: повышение уровня профессиональной ИКТ – компетентности.
Задачи:
1.Определить содержательную основу индивидуальных образовательных маршрутов
для детей с особыми образовательными потребностями и возможностями.
2.Организовать распространение инновационного опыта и взаимообмен методическими
материалами в вопросах сопровождения детей с особыми образовательными потребностями и
возможностями.
3. Формировать навыки командной работы специалистов ДОУ.
Этапы, сроки

I.
Подготовительный
Октябрь 2024 –
Декабрь 2024 г.

II. Практический
Январь 2025 –

Содержание

Результат

1.Нормативная
база,
определяющая
реализацию
инклюзивного
подхода
в
российском образовании.
Требования ФГОС ДО по
организации
деятельности
с
детьми,
имеющими
индивидуальные потребности.
2. Выявление потребностей и
проблем педагогов в психологопедагогическом сопровождении
воспитанников с ООП(В).
3. Теоретические и практические
основы психологопедагогического сопровождения
детей с ООП(В) .
4.Модели взаимодействия
специалистов и педагогов ДОУ.
1. Индивидуальный
образовательный маршрут как
средство психолого-

Повышение
педагогической
компетентности.

22

Распространение ценного опыта.

Выявление и
опыта работы.

распространение

сентябрь 2025 г.

педагогического сопровождения
детей с особыми
образовательными
потребностями (возможностями)
2. Деятельность рабочих групп по
проектированию
индивидуальных
образовательных маршрутов для
детей с ООП(В).
3.Презентация ценного
педагогического опыта по
взаимодействия участников
образовательных отношений в
сопровождении воспитанников с
особыми образовательными
потребностями (возможностями)
по реализации ИОМов.

3. Организационный раздел.
3.1. Мониторинг результатов коррекционно-развивающей работы.
Коррекционно-развивающая деятельность имеет следующую структуру:

23

Мониторинг представляет систему диагностических методик, проводимых в различные
периоды с целью отслеживания результатов педагогических воздействий на здоровье,
психическое развитие дошкольников с нарушениями.
Система мониторинга обеспечивает комплексный подход к оценке итоговых и
промежуточных результатов коррекционной работы, позволяет осуществлять оценку
динамики достижений детей на каждом этапе коррекционного воздействия.
Основная задача мониторинга – выявить индивидуальные особенности развития
каждого ребёнка и наметить при необходимости индивидуальный маршрут коррекционнообразовательной работы для максимального раскрытия потенциала детской личности.
Мониторинг представляет полную информацию о процессе психического развития,
происходящем в результате коррекционной работы.
Мониторинг включает в себя оценку развития общих способностей: познавательных,
коммуникативных и регуляторных. Диагностика познавательных способностей включает
диагностику перцептивного развития и интеллектуального развития.
Мониторинг динамики развития детей проводится не реже 2-3 раз в год: на начало года
24

диагностика проводится с целью выявления уровня развития детей, в конце – с целью
сравнения полученного и желаемого результатов. Возможна и промежуточная диагностика –
с

целью

корректировки

содержания

индивидуальных

образовательных

маршрутов.

Долгосрочные наблюдения и контроль за качественными характеристиками психического
развития детей способствуют составлению прогноза возможных изменений в коррекционной
работе с детьми с нарушениями зрения. В проведении мониторинга участвуют педагоги и
медицинские работники.
При наличии достоверной информации об уровне развития психических процессов
имеется возможность отслеживать результаты диагностики на протяжении 4-х лет
пребывания ребёнка в детском саду, делать выводы об их динамике, прогнозировать
успешность коррекционной работы.
В ходе мониторинга педагоги заполняют динамические таблицы.
Для наблюдения за динамикой развития

дошкольников используются следующие

диагностики:
1. Исследование объема и скорости слухоречевого запоминания. Методика «10 слов»,
автор Лурия А.Г.
2. Выявление особенностей зрительного восприятия. Методика «Исследование
зрительной памяти», автор Семаго М.М.
3. Исследование устойчивости внимания. Методика «Корректурная проба», автор
Пьерон-Рузен.
4. Исследование мышления. Методика «Исключение лишнего», авторы Забрамная С.Д.,
Боровик О.В.
По итогам скринингового обследования формируются подгруппы, с каждой из них
проводятся коррекционно-развивающие занятия.
3.2. Оснащение материально-техническими и методическими средствами
кабинета педагога-психолога.
Площадь кабинета педагога-психолога – 26,3 м 2, площадь интерактивного
кабинета – 25,8 м2.
Технические данные кабинета педагога-психолога:
- детский стол – 6 шт.
25

- детский стул – 17 шт.
- рабочий стол для педагога-психолога – 1 шт.
- рабочий стул – 1 шт.
- полка-стеллаж – 2 шт.
- шкаф – 1 шт.
- рабочая магнитная доска – 1 шт.
- шторы на окнах (тюлевые) – 1 шт.
- зеркало для детей – 1 шт.
Технические данные интерактивного кабинета:
- детский стол – 12 шт.
- детский стул – 24 шт.
- шторы на окнах – 2 шт.
- шторы на окнах (тюлевые) – 2 шт.
- интерактивная доска;
- проектор;
- ноутбук.
Для осуществления психологического сопровождения в кабинете педагогапсихолога выделяются 3 основные пространства:
1) Пространство взаимодействия с детьми:
- сенсорная зона (сухой бассейн, «центр тактильности», набор объемных
геометрических фигур);
- зона развивающих игр и упражнений (детские столы и стульчики, полки для игр,
игрушек и пособий, дидактические игры, головоломки, лего-конструктор, настенная
магнитная доска, ковер);
- релаксационная зона (магнитофон, зеркало, мягкие игрушки, зеленый сад,
кинестетический материал для индивидуальной работы);
- рабочая зона педагога-психолога (письменный стол и стул, шкаф для документации,
компьютерная техника).
2) Пространство организационно-планирующей деятельности:
- картотека игр и упражнений для развития психических процессов (творческого и
логического мышления, внимания, памяти);
- литература по проблемам развития детей, особенностей их поведения, семейных
взаимоотношений;
- литература по проблемам школьной готовности, адаптации к социальным условиям;
- стимульный материал к диагностико-коррекционным методикам.
3) Пространство взаимодействия с взрослыми:
- мягкое кресло, журнальный столик, настольная лампа.
26

Технические средства кабинета педагога-психолога:
- компьютер;
- колонки.
Технические средства интерактивного кабинета с аудиовизуальным оборудованием:
- интерактивная доска;
- проектор;
- ноутбук.
Методические средства:
- картотека психодиагностических методик, используемых в работе;
- методическая копилка (папки с материалами) по темам: работа с родителями,
работа с педагогами, социальная служба, наглядный материал к занятиям,
коррекционная работа, отчетная документация;
- дидактические игры «Контрасты», «Что лишнее», «Развиваем мышление»,
«Лабиринты» и др.;
- большие мягкие кубики;
- мягкие игрушки.

3.3. Список литературы
1. Алябьева Е.А. «Психогимнастика в детском саду» М., ТЦ Сфера, 2003.
2. Архипова И. А. «Подготовка ребёнка к школе: книга для родителей будущего
первоклассника. – Екатеринбург: У-Фактория, 2006. – 224 с.
3. Арцишевская И.Л. «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду» М.,
2004.
4. Безруких М.М. Ступеньки к школе. М.: Дрофа,2001.
5. Венгер А.Л. Психологическое обследование младших школьников. – М.: «Владос»,
2003.
6. Глазунов Д.А. Психология. 1 класс. Развивающие занятия. Методическое пособие с
электронным приложением. – М.: Глобус, 2008. – 240 с.
7. Здравствуй, школа! Адаптационные занятия с первоклассниками: Практическая
психология учителю. / Под ред. Пилипко Н.В. – М.: УЦ «Перспектива», 2002. – 64 с.
8. Катаева Л.И. .«Коррекционно -развивающие занятия в подготовительной группе» М.,
Книголюб, 2004г.
27

9. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
Приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002 № 393.
10.Письмо Министерства образования Российской Федерации от 24 декабря 2001 года N
29/1886-6 «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного
учреждения».
11.Письмо

Министерства

общего

и

профессионального

образования

Российской

Федерации от 7 января 1999 г. N 70/23-16 «О практике проведения диагностики
развития ребенка в системе дошкольного образования».
12.Постановление

Правительства

Российской

Федерации

от

04.10.2000

№

751.

Национальная доктрина образования в Российской Федерации./ Нормативные и
правовые материалы, 2006, № 6.
13.Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима
работы дошкольных образовательных организаций».
14.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013
г. № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования».
15.Приказ Министерства образования Российской Федерации от 22 октября 1999 г. N 636
«Об утверждении положения о службе практической психологии в системе
министерства образования РФ».
16.Приказ Министерства общего и профессионального образования РО от 12 ноября 2007
г. № 2405 «Об утверждении базового компонента деятельности педагога-психолога».
17.Психология. Разработки занятий. Средний и старший дошкольный возраст. / Сост.
М.М. Миронова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2006. – 112 с.
18.Савенков А.И. Маленький исследователь: развитие творческого мышления для детей 67 лет. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг: 2004.
19.Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. – Ярославль: «Академия
развития», 1997.- 189 с.
28

20.Сиротюк А.Л. «Упражнения для психомоторного развития дошкольников»– М:\
АРКТИ,2010.
21.Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. М.:ТЦ Сфера,2003.
22.Таратенко Т.А. Технология развития творческого мышления. Методическое пособие. –
СПб, 2005.
23.Туник Е.Е Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. – СПб.:
«Дидактика Плюс», 2002. – 48 с.
24.Узорова О.В., Нефедова Е.А. Пальчиковая гимнастика. М.: АСТ Астрель,2002.
25.Ускова Г.А. Психолого-педагогическая диагностика младших школьников. – М.:
Академический проект, 2004. – 144.
26.Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г.
N 273-ФЗ.
27.Филимоненко Ю.И., Тимофеев В.И. Тест Д. Векслера. Диагностика структуры
интеллекта (детский вариант). Методическое руководство. – СПб., 2001.
28.Фопель К. «Как научить детей сотрудничать?» М: Генезис, 1998.
29. Хухлаева О.В. «Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье
дошкольников» - 2-е изд. – М.:Генезис, 2009. – 175 с.
30.Шарохина В.Л. Психологическая подготовка детей к школе: Конспекты занятий. - М.:
Книголюб, 2008.

29

Приложение 1.

Дни недели

понедельник

Циклограмма деятельности
педагога-психолога МАОУ «СОШ 16»
Ющенко Татьяны Александровны
на 2024-2025 учебный год
I-III неделя
Время работы
Направление деятельности
Формы работы
07.20 – 08.30
Методическая работа
Подготовка к занятиям
08.30 – 10.15

10.20 – 12.00

вторник

13.00 – 17.50

07.20 – 09.00
среда

Индивидуальные
Психологическая коррекция
коррекционные занятия с
детьми ОВЗ группы № 5, 13, 8,
11
Работа с документацией
Заполнение текущих планов
Индивидуальные консультации
Консультативная деятельность
для педагогов.
Подгрупповое коррекционноразвивающее занятия с детьми
ОВЗ старшей группы № 8.
Индивидуальные
Психологическая коррекция
коррекционные занятия с
детьми ОВЗ группы № 9

09.00 – 11.00

Консультативная деятельность Консультирование родителей
Психодиагностическая работа.
Психологическая диагностика

11.00 – 12.00

Методическая работа

13.00 – 15.00

Просветительская работа

четверг

пятница

Изучение новинок литературы
Консультации для педагогов по
коррекции эмоциональноволевой сферы у детей
Подгрупповое коррекционноразвивающее занятия с детьми
ОВЗ старшей группы № 8.
Индивидуальные
коррекционные занятия с
детьми ОВЗ группы №5, 8, 9.

15.00 – 17.50

Психологическая коррекция

07.20 – 08.30

Консультативная деятельность Консультирование родителей
Индивидуальные
Психологическая коррекция
коррекционные занятия с
детьми ОВЗ группы № 5, 13, 11

08.30– 10.00
10.00 – 12.00

Работа с документацией

30

Заполнение текущих планов

Дни недели

Циклограмма деятельности
педагога-психолога МАОУ «СОШ 16»
Ющенко Татьяны Александровны
на 2024-2025 учебный год
II-IV неделя
Время работы
Направление деятельности
13.00 – 15.00
Консультативная деятельность

15.00 – 17.00
Психологическая коррекция

понедельник

Формы работы

Взаимодействие с
педколлективом.
Групповые коррекционноразвивающие занятия с детьми
подготовительных групп № 11,
12.
Индивидуальные
коррекционные занятия с
детьми ОВЗ группы № 8, 13

17.00 – 17.50

Консультативная деятельность

Индивидуальные консультации
для родителей.

Методическая работа

Подготовка к занятиям

Психологическая коррекция

Подгрупповое коррекционноразвивающее занятия с детьми
ОВЗ подготовительной группы
№ 9.

07.20 – 11.00
вторник

Индивидуальные
коррекционные занятия с
детьми ОВЗ группы № 8, 5
11.00 – 12.00

Работа с документацией

Заполнение текущих планов

13.00 – 15.00

Консультативная деятельность

Индивидуальные консультации
для педагогов.

15.00 – 17.00

Психологическая коррекция

среда

Подгрупповое коррекционноразвивающее занятие с детьми
подготовительной группы
№ 9
Индивидуальные
коррекционные занятия с
детьми ОВЗ группы № 8, 5, 13

31

17.00 – 17.50

Просветительская работа

07.20 – 08.30

Работа с родителями
(родительские собрания,
игровые тренинги).
Психодиагностическая работа.

Психологическая диагностика

четверг
08.30 – 11.00
Психологическая коррекция

Подгрупповое коррекционноразвивающее занятия с детьми
ОВЗ подготовительной группы
№ 9.
Индивидуальные
коррекционные занятия с
детьми ОВЗ группы № 5, 8, 13

пятница

11.00 – 12.00

Методическая работа

Изучение новинок литературы

13.00 – 15.00

Консультативная деятельность

Индивидуальные консультации
для педагогов.

15.00 – 17.00

Психологическая коррекция

Групповые коррекционноразвивающие занятия с детьми
подготовительных групп № 11,
12, 9
Индивидуальные
коррекционные занятия с
детьми ОВЗ группы № 5

17.00 – 17.50
Консультативная деятельность

32

Индивидуальные консультации
с родителями

Приложение 2.

Комплексно-тематическое планирование.
Тематическое планирование коррекционных занятий: старшая группа (В.Л. Шарохина)
№
занятия

Тема, содержание

Цель

1.
По мотиву сказки «Маша и
Октябрь. медведь».
1. Составление рассказа
по иллюстрации к
сказке «Маша и
медведь».
2. Упражнение «Найди и
зачеркни».
3. Упражнение «Построй
домик».
4. Упражнение «Выбери
дорожку»




2.
По сюжету русской народной
Октябрь. сказки «Теремок»
1. Упражнение
«Теремки».
2. Упражнение «Соедини
точки по порядку».
3. Игра «Зайцы и волк».













3.
В гостях у Осени.
Октябрь.
1. Упражнение «Запомни
фигуры и знаки».
2. Упражнение «Дом и
сад».
3. Игра «Кто самый
внимательный?»






4.
В гостях у Осени.
Октябрь.
1. Упражнение «Будь
внимателен».
2. Игра «Осенние
приметы»
Составление рассказа по
серии сюжетных картин











Развитие зрительного восприятия.
Развитие целенаправленного внимания и
наблюдательности.
Развитие мышления и речи (активизация и
обогащение словарного запаса, совершенствование
грамматического строя).
Развитие общей и мелкой моторики.
Совершенствование коммуникативных навыков .
Воспитание доброжелательного отношения к
окружающим.

Развитие слухового и зрительного восприятия.
Развитие внимания и наблюдательности.
Совершенствование элементарных математических
представлений.
Развитие мышления и речи (активизация и
обогащение словарного запаса, упражнение в
согласовании существительных и прилагательных).
Развитие общей и мелкой моторики.
Совершенствование коммуникативных навыков.
Воспитание доброжелательного отношения к
окружающим.
Развитие слухового и зрительного восприятия.
Развитие внимания и наблюдательности.
Развитие зрительной и слуховой памяти.
Развитие мышления и речи (активизация и
обогащение словарного запаса, упражнение в
согласовании существительных и прилагательных).
Развитие общей и мелкой моторики.
Совершенствование коммуникативных навыков.
Воспитание доброжелательного отношения к
окружающим.
Развитие слухового и зрительного восприятия.
Развитие внимания и памяти.
Развитие мышления и речи (активизация и
обогащение словарного запаса, упражнение в
согласовании существительных и прилагательных).
Развитие общей и мелкой моторики.
Совершенствование мотивационной сферы общения
1

Кол
во
ча
сов

1

1
1

1

1

5.
Ноябрь.

6.
Ноябрь.

7.
Ноябрь.

8.
Ноябрь.

1.
Февраль
.

«Осень».
3. Игра «Птицы улетают
на юг».
4. Игра «Любимое
животное».
Поиграем с Мышонком.
1. Упражнение «Найди
ворон».
2. Упражнение
«Продолжи ряд»
3. Упражнение
«Зимующие и
перелётные птицы».
4. Игра «Пятнашки по
кругу».
Прогулка в лес.
1. Упражнение «Раскрась
зонтик».
2. Упражнение «Найди
фигуру».
3. Составление рассказа
по серии сюжетных
картин «Случай в
лесу».
4. Игра «Пожалуйста».
В гостях у сказки
1. Упражнение «Запомни
и нарисуй»
2. Упражнение
«Расскажи о
предмете».
3. Упражнение «Раскрась
предмет».
4. Игра «Сказочные
герои».

и коммуникативных навыков. Воспитание
доброжелательного отношения к окружающим.



















Развитие слухового и зрительного восприятия.
Развитие внимания и наблюдательности.
Развитие зрительной и слуховой памяти.
Развитие мышления и речи (активизация и
обогащение словарного запаса, упражнение в
согласовании существительных и прилагательных).
Развитие общей и мелкой моторики.
Совершенствование коммуникативных навыков.
Воспитание доброжелательного отношения к
окружающим.
Развитие слухового и зрительного восприятия.
Развитие внимания и памяти.
Развитие зрительной и слуховой памяти.
Развитие мышления и речи (активизация и
обогащение словарного запаса, упражнение в
согласовании существительных и прилагательных).
Развитие общей и мелкой моторики.
Совершенствование коммуникативных навыков.
Воспитание доброжелательного отношения к
окружающим.
Развитие зрительного и слухового восприятия.
Развитие внимания и памяти.
Развитие общей и мелкой моторики.
Совершенствование навыков общения.
Развитие умения согласовывать свои действия с
действиями сверстника.

В гостях у Осени.
1. Игра «Лишнее слово».
2. Упражнение
«Рассмотри, запомни,
назови».
3. Игра «Пятнашки по
кругу».







Развитие зрительного и слухового восприятия.
Развитие внимания и памяти.
Развитие мимики и пантомимики.
Развитие общей и мелкой моторики.
Совершенствование коммуникативных навыков.
Воспитание доброжелательного отношения к
окружающим.

1. Рассказывание сказки
«Красная Шапочка» с
использованием
приёмов
сказкотерапии.
2. Инсценирование
сказки с помощью




Развитие внимания и восприятия.
Совершенствование навыков монологической и
диалогической речи.
Развитие мимики и пантомимики.
Развитие фантазии и воображения.
Развитие способности к глубокому образному
мышлению, к установлению причинно-





2

1
1

1
1

2

1
1

1

кукол.
3. Упражнение «Закончи
предложение».




2.
Февраль
.

1. 1.Рассказывание сказки
Ш.Перро «Красная
Шапочка» на новый
лад.
2. Инсценировка сказки с
помощью кукол.
3. Упражнение «Передай
чувство радости в
рисунке».
4. Выставка рисунков.









3.
Февраль
.

1. Придумывание
продолжения сказки
«Красная Шапочка».
2. Прослушивание и
обсуждение сказки
«Обида».
3. Игра «Мышь и
мышеловка».









4.
Февраль
.

1. Придумывание новых
сказок с
использованием
знакомых сказочных
персонажей.
2. Инсценирование
сказок.
3. Упражнение «Салют».









5.
Март.

1. Рассказывание русской
народной сказки «Лиса
и Журавль».
2. Инсценирование
сказки.
3. Упражнение «Мои
ощущения»









следственных связей.
Развитие творческих способностей и
коммуникативных навыков.
Формирование эмоционально – волевой сферы и
этических представлений.
Развитие внимания и восприятия.
Совершенствование навыков монологической и
диалогической речи.
Развитие мимики и пантомимики.
Развитие фантазии и воображения.
Развитие способности к глубокому образному
мышлению, к установлению причинноследственных связей.
Развитие творческих способностей и
коммуникативных навыков.
Формирование эмоционально – волевой сферы и
этических представлений.
Развитие внимания и восприятия.
Совершенствование навыков монологической и
диалогической речи.
Развитие мимики и пантомимики.
Развитие фантазии и воображения.
Развитие способности к глубокому образному
мышлению, к установлению причинноследственных связей.
Развитие творческих способностей и
коммуникативных навыков.
Формирование эмоционально – волевой сферы и
этических представлений.
Развитие внимания и восприятия.
Совершенствование навыков монологической и
диалогической речи.
Развитие мимики и пантомимики.
Развитие фантазии и воображения.
Развитие способности к глубокому образному
мышлению, к установлению причинноследственных связей.
Развитие творческих способностей и
коммуникативных навыков.
Формирование эмоционально – волевой сферы и
этических представлений.
Развитие внимания и восприятия.
Совершенствование навыков монологической и
диалогической речи.
Развитие мимики и пантомимики.
Развитие фантазии и воображения.
Развитие способности к глубокому образному
мышлению, к установлению причинноследственных связей.
Развитие творческих способностей и
коммуникативных навыков.
Формирование эмоционально – волевой сферы и
3

1

1
2

1

1
1

6 -7.
Март.

8.
Март.

1. Упражнение
«Сказочный цветок».
2. Игра «Помоги
сказочному герою».
3. Игра «Колечко».

1. Чтение сказки «Гуси –
лебеди» под музыку.
2. Инсценировка
понравившихся
отрывков.
3. Игра «Я взрослый».

этических представлений.
Развитие внимания и восприятия.
Совершенствование навыков монологической и
диалогической речи.
 Развитие мимики и пантомимики.
 Развитие фантазии и воображения.
 Развитие способности к глубокому образному
мышлению, к установлению причинноследственных связей.
 Развитие творческих способностей и
коммуникативных навыков.
 Формирование эмоционально – волевой сферы и
этических представлений.
 Развитие внимания и восприятия.
 Совершенствование навыков монологической и
диалогической речи.
 Развитие мимики и пантомимики.
 Развитие фантазии и воображения.
 Развитие способности к глубокому образному
мышлению, к установлению причинноследственных связей.
 Развитие творческих способностей и
коммуникативных навыков.
 Формирование эмоционально – волевой сферы и
этических представлений.
Всего: 16 занятий.



1

1

Тематическое планирование коррекционных занятий: подготовительная группа (Л.И. Катаева)
№
занятия
1.
Октябрь

2.
Октябрь

Тема, содержание

Цель

1. Игры «Подбери
парную картинку».
2. Игра «Овощи».
3. Игра «Запомни
картинку».
4. Упражнение
«Порхание бабочки».






Развитие логического мышления.
Расширение словарного запаса.
Развитие внимания и зрительной памяти.
Развитие воображения и релаксация.

1. Игра «Поставь
пальчик».
2. Игра «Фрукты».
3. Игра «Выложи
картинки по порядку,
найди лишнюю
картинку».
4. Упражнение «Тихое
озеро».





Развитие внимания.
Расширение словарного запаса.
Развитие зрительной памяти, внимания, логического
мышления.
Развитие воображения и релаксация.



4

Кол
во
ча
сов

1

1
1

3.
Октябрь

4.
Октябрь

5.
Ноябрь

6.
Ноябрь

7.
Ноябрь

8.
Ноябрь

1. Игра « Изобрази
явление».
2. Игра «Чем похожи и
чем отличаются?»
3. Игра «Вспомни
движения,
соответствующие
явлениям».
4. Упражнение «Полёт
высоко в небе».
1. Игра «Кто
наблюдательный?».
2. Игра «Подбери пару к
слову»
3. Упражнение «Будь
внимателен».
4. Упражнение
«Путешествие в
волшебный лес».
1. Игра «Что это? Кто
это?»
2. Игра «Повтори за
мной?»
3. Упражнение «Выложи
цифры так, как только
что видел».
4. Упражнение
«Порхание бабочки».

1. Игра «Звери».
2. Задание «Разложи
карточки».
3. Игра «Лиса с лисятами
и сокол».
4. Упражнение «Плывём
в облаках».
1. Упражнение «Разложи
картинки по группам»
2. Упражнение «Чего не
хватает».
3. Упражнение «Изобрази
предметы».
4. Игра «Ну – ка, цифры,
встаньте в ряд».



























1. Игра «Чем похожи и

Развитие эмоционально – выразительных движений.
Развитие зрительного восприятия, внимания,
мышления и речи.
Развитие умения быстро и точно реагировать на
сигнал.
Развитие воображения и релаксация.

Развитие памяти и восприятия.
Развитие речи, внимания, мышления.
Развитие умения быстро и точно реагировать на
сигнал.
Развитие воображения и релаксация.

1

1

Развитие мышления и речи.
Развитие воображения, эмоционально –
выразительных движений, внимания, памяти.
Расширение объёма памяти и развитие внимания.
Развитие воображения и релаксация.

1
1

Расширение словарного запаса.
Развитие внимания.
Развитие логического мышления.
Развитие навыков произвольного поведения,
волевых качеств.
Релаксация и развитие воображения.

1
1

Развитие навыков анализа и синтеза.
Развитие слухового внимания, способностей к
волевому управлению поведением.
Увеличение объёма памяти и развитие внимания.
Развитие воображения и релаксация.

Развитие зрительного восприятия, внимания,
мышления.
5

1

1

9.
Декабрь

10.
Декабрь

11.
Декабрь

12.
Декабрь

13.
Январь

чем отличаются?».
2. Игра «Поезд».
3. Задание «Закрой
лишнюю картинку».
4. Упражнение «Тихое
озеро».





Развитие внимания и зрительной памяти.
Развитие мыслительных процессов.
Развитие воображения и релаксация.

1. Игра «Что это?»
2. Игра «Посуда».
3. Задание «Нарисуй и
зачеркни».
4. Упражнение на
релаксацию «Порхание
бабочки».






Развитие мышления и речи.
Расширение словарного запаса.
Развитие слухового внимания, памяти, мышления.
Развитие воображения и релаксация.





Развитие логического мышления.
Развитие внимания, памяти.
Развитие умения быстро и точно реагировать на
сигнал.
Развитие воображения, образного мышления.

1. Игра «Подбери парную
картинку».
2. Игра «Будь
внимателен».
3. Задание «Выложи
круги».
4. Игра «На что это
похоже?»
Зимние забавы.
1. Упражнение «Подбери
четвёртую фигуру».
2. Игра «Палочки».
3. Задание «Какой буквы
не стало?».
4. Упражнение на
релаксацию
«необычная радуга».












Развитие восприятия, памяти, активного словарного
запаса.
Развитие воображения, эмоционально –
выразительных движений.
Развитие логического мышления.
Расширение объёма памяти.
Развитие воображения, дыхания, релаксация.






Развитие речи и мышления.
Расширение словарного запаса.
Развитие слухового внимания и , памяти.
Развитие воображения, релаксация.


1. Упражнение «Назови
три предмета белого,
красного, синего
цвета».
2. Игра «Позы».
3. Задание «Анализируем
ряды».
4. Упражнение на
релаксацию
«Воздушный шарик».

1. Игра «Что это?»
2. Игра «Транспорт».
3. Упражнение «Нарисуй
и зачеркни ».
4. Упражнение «Что мы
представляем, когда

Развитие логического мышления.
Развитие мелкой моторики, способности к
согласованному взаимодействию.
Расширение объёма памяти.
Развитие воображения, релаксация.



6

1

1

1

1

1
1

1

слушаем музыку?»

14.
Январь

15.
Январь

16.
Январь

17.
Февраль

18.
Февраль

1. Упражнение «Читаем
слоги, складываем
слова».
2. Игра « Будь
внимателен»
3. Упражнение «Назови
предметы, похожие на
квадрат, круг,
треугольник ».
4. Упражнение на
релаксацию «Полёт
высоко в небе».







1. Игра «Выложи
картинки по порядку».
2. Упражнение
«Зимующие птицы».
3. Игра «Что к чему
подходит?»
4. Релаксационное
упражнение
«Отдохни».
1. Упражнение «Разложи
картинки по группам».
2. Игра «Слушай
хлопки».
3. Задание «Дорисуй,
чтобы получилась
картинка».
4. Релаксационное
упражнение
«Отдохни»
1. Упражнение «Расставь
знаки».
2. Игра «Слушай и
выполняй»
3. Игра «Кто больше
назовёт предметов?»
4. Релаксационное
упражнение «Отдых».
1. Игра «Поставь
пальчик».
2. Игра «Запомни своё
место».
3. Игра «Придумай
загадку».
4. Релаксационное









Расширение объёма памяти.
Стимуляция внимания. Развитие умения быстро и
точно реагировать на сигнал.
Развитие восприятия и памяти.
Развитие воображения, релаксация.

1

Развитие целенаправленного внимания, зрительной
памяти.
Расширение словарного запаса.
Развитие речи и мышления.
Развитие воображения, релаксация.

1

Развитие навыков анализа и синтеза.
Развитие слухового внимания, способности к
волевому управлению поведением.
Развитие воображения, образного мышления,
мелкой моторики.

1




Развитие логического мышления.
Развитие способности быстро переключать
внимание.
Развитие восприятия и памяти.
Развитие воображения и релаксация.






Развитие внимания.
Развитие моторно – слуховой памяти.
Развитие речи и мышления.
Развитие воображения и релаксация.




1

7

1

1

19.
Февраль

1.
2.
3.

4.
20.
Февраль

1.
2.
3.
4.

21.
Март

22.
Март

23.
Март

24.

упражнение «Тихое
озеро».
Игра «Самый
смекалистый».
Игра «Позы».
Задание «Дорисуй,
чтобы получилась
сюжетная картинка».
Игра «Слушай своё
имя».
Игра «Картинки –
загадки».
Игра «Инструменты».
Задание «Запиши
буквы, как запомнил.
Релаксационное
упражнение «Тихое
озеро».

1. Задание «Кто или что
может быть высоким,
холодным, коротким,
твёрдым, жидким?»
2. Игра «Запретное
число».
3. Задание «Выложи
буквы так, как только
что видел».
4. Релаксационное
упражнение
«Необычная радуга».
1. Игра «Угадай
игрушку».
2. Игра «Слушай
хлопки».
3. Задание «Найди два
одинаковых числа».
4. Релаксационное
упражнение
«Отдохнём».
1. Задание «Составь
предложение по двум
картинкам».
2. Игра «перелётные
птицы».
3. Задание «Нарисуй и
зачеркни».
4. Релаксационное
упражнение
«Музыкальная
шкатулка».
1. Игра «Логический

Развитие внимания и логического мышления.
Развитие воображения, эмоциональновыразительных движений.
Развитие воображения, образного мышления,
мелкой моторики.
Снятие напряжения и возбуждения.

1

Развитие мышления и речи.
Расширение словарного запаса.
Развитие произвольного внимания и слуховой
памяти.
Снятие напряжения и возбуждения.

1

Развитие восприятия и памяти, активизация
словарного запаса.
Развитие слухового внимания, произвольности и
самоконтроля.
Расширение объёма памяти и развитие внимания.
Снятие напряжения и возбуждения.

1

1




Развитие восприятия, мышления, выразительных
движений.
Развитие слухового внимания, мышления,
способности к волевому управлению поведением.
Расширение объёма внимания.
Снятие напряжения и возбуждения.






Развитие воображения, мышления и речи.
Развитие внимания, расширение словарного запаса.
Развитие слухового внимания.
Снятие напряжения и возбуждения.

1



Развитие мышления и речи.

1


















8

Март

25.
Апрель

26.
Апрель

27.
Апрель

поезд».
2. Игра «Повтори за
мной».
3. Задание
«Зашифрованные
слова».
4. Релаксационное
упражнение «Плывём в
облаках».
1. Игра «Отвечаем
быстро».
2. Игра «Будь
внимателен».
3. Задание «Чистый
лист».
4. Релаксационное
упражнение «Отдых на
море».
1. Задание «Расшифруй
слова».
2. Игра «Филя, где ты?»
3. Задание «Запомни и
нарисуй».
4. Релаксационное
упражнение
«Воздушный шарик».
Игра «Школа».















Развитие воображения, эмоционально –
выразительных движений.
Расширение объёма внимания и возможностей его
распределения.
Снятие напряжения и возбуждения.

Развитие мыслительных способностей, внимания и
пространственного восприятия.
Стимуляция внимания, развитие умения быстро и
точно реагировать на сигнал.
Развитие восприятия и мелкой моторики.
Снятие напряжения и возбуждения.

1

Расширение объёма внимания и возможностей его
распределения.
Развитие навыков произвольного поведения.
Развитие внимания и зрительной памяти.
Снятие напряжения и возбуждения.

1

 Снятие страха перед школой
 Облегчение будущей адаптации к школе.
Всего занятий: 27

9

1

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

1

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».