УТВЕРЖДАЮ: У «СОШ № 16» Е.В. Емельянова от 1 / СУ 2020 г. ПОЛОЖЕНИЕ О НАСТАВНИЧЕСТВЕ 1.Общие положения. 1.1. Институциональное наставничество - разновидность индивидуальной работы с впервые принятыми педагогическими работниками, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных организациях или со специалистами, назначенными на должность, по которой они не имеют опыта работы. Наставник - опытный педагогический работник, обладающий высокими профессиональными и нравственными качествами, знаниями в области методики преподавания и воспитания. Молодой специалист - начинающий педагогический работник, как правило, овладевший знаниями основ педагогики по программе вуза, проявивший желание и склонность к дальнейшему совершенствованию своих навыков и умений. Он повышает свою квалификацию под непосредственным руководством наставника по согласованному плану профессионального становления. 1.2. Институциональное наставничество предусматривает систематическую индивидуальную работу опытного педагогического работника по развитию у молодого специалиста необходимых навыков и умений ведения педагогической деятельности. Оно призвано наиболее глубоко и всесторонне развивать имеющиеся у молодого специалиста знания в области предметной специализации и методики преподавания. 1.3. Е[равовой основой института институционального наставничества являются настоящее Положение, другие нормативные акты Минобрнауки России, регламентирующие вопросы профессиональной подготовки учителей и специалистов образовательных организаций. 2.Цели и задачи наставничества. 2 .1. Н,елью институционального наставничества в образовательной организации является оказание помощи молодым педагогическим работникам в их профессиональном становлении. 2 .2 . Основными задачами институционального наставничества являются: • привитие молодым специалистам интереса к педагогической деятельности и закрепление учителей в образовательной организации; • ускорение процесса профессионального становления учителя и развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности; • адаптация к корпоративной культуре, усвоение лучших традиций коллектива организации и правил поведения в образовательной организации, сознательного и творческого отношения к выполнению обязанностей педагогического работника. 3.Организационные основы наставничества. 3.1. Институциональное наставничество организуется на основании приказа директора школы. 3.2. Руководство деятельностью наставников осуществляет заместитель директора школы и руководители методических объединений, в которых организуется наставничество. 3.3. Заместитель директора, руководитель методического объедения подбирают наставника из наиболее подготовленных педагогических работников, обладающих высоким уровнем профессиональной подготовки, коммуникативными навыками и гибкостью в общении, имеющих опыт воспитательной и методической работы, стабильные показатели в работе, богатый жизненный опыт, способность и готовность делиться профессиональным опытом, системное представление о педагогической деятельности и работе школы, стаж педагогической деятельности 3.4. Основанием для утверждения наставника является приказ директора. 3.5. Назначение наставника производится при обоюдном согласии предполагаемого наставника и молодого специалиста, за которым он будет закреплен с указанием срока наставничества. Как правило, наставник прикрепляется к молодому специалисту на срок не менее одного года. 3.6.Наставничество устанавливается над следующими категориями сотрудников образовательного учреждения: • впервые принятыми учителями (специалистами), не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных учреждениях; • выпускниками очных высших и средних специальных учебных заведений, прибывшими в образовательное учреждение по распределению; • выпускниками непедагогических профессиональных образовательных учреждений, завершивших очное, заочное или вечернее обучение и не имеющих трудового стажа педагогической деятельности в образовательных учреждениях; • учителями, переведенными на другую работу, если выполнение ими служебных обязанностей требует расширения и углубления профессиональных знаний и овладения новыми практическими навыками; • учителями, нуждающимися в дополнительной подготовке для проведения уроков в определенном классе (по определенной тематике). 3.7. Замена наставника производится приказом директора школы в случаях: • увольнения наставника; • перевода на другую работу подшефного или наставника; • привлечения наставника к дисциплинарной ответственности; • психологической несовместимости наставника и подшефного. 3.8. Показателями оценки эффективности работы наставника является выполнение целей и задач молодым учителем в период наставничества. Оценка производится на промежуточном и итоговом контроле в форме внешнего аудита. 4.Обязанности наставника: • знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих нрава и обязанности молодого специалиста по занимаемой должности; • разработать совместно с молодым специалистом план профессионального становления последнего с учетом уровня его интеллектуального развития, педагогической, методической и профессиональной подготовки по предмету; • изучать деловые и нравственные качества молодого специалиста, его отношение к проведению занятий, коллективу школы, учащимся и их родителем, увлечения, наклонности, круг досугового общения; • знакомить молодого специалиста со школой, с расположением учебных классов, кабинетов, служебных и бытовых помещений; • вводить в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями, предъявляемыми к учителю - предметнику, правилами внутреннего трудового распорядка, охраны труда и техники безопасности); • проводить необходимое обучение; контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым специалистом учебных занятий и внеклассных мероприятий; • разрабатывать совместный с молодым специалистом План профессионального становления; давать конкретные задания с определенным сроком их выполнения; контролировать работу, оказывать необходимую помощь; • оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией, практическими приемами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки; • личным примером развивать положительные качества молодого специалиста, корректировать его поведение в школе, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора; • участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия; • вести дневник работы наставника и периодически докладывать председателю методического объединения о процессе адаптации молодого специалиста, результатах его труда; • подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста, составлять отчет по итогам наставничества с заключением о результатах прохождения адаптации, с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста. 5. Права наставника: • с согласия заместителя директора (руководителя методического объединения) подключить для дополнительного обучения молодого специалиста других сотрудников 0 0 ; • требовать рабочие отчеты у молодого специалиста как в устной, так и в письменной форме. 6.Обязанности молодого специалиста. 6.1. В период наставничества молодой специалист обязан: • изучить Закон РФ «Об образовании», нормативные акты, определяющие его служебную деятельность, структуру, штаты, особенности деятельности школы и функциональные обязанности по занимаемой должности; • выполнять план профессионального становления в установленные сроки; • постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности; • учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним; • совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень; • периодически отчитываться о своей работе перед наставником и заместителем директора. 7.Права молодого специалиста. Молодой специалист имеет право: • вносить на рассмотрение администрации школы предложения по совершенствованию работы, связанной с наставничеством; • защищать профессиональную честь и достоинство; • знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения; • посещать внешние организации по вопросам, связанным с педагогической деятельностью; • повышать квалификацию удобным для себя способом; • защищать свои интересы самостоятельно и (или) через представителя, в том числе адвоката, в случае дисциплинарного или служебного расследования, связанного с нарушением норм профессиональной этики; • требовать конфиденциальности дисциплинарного (служебного) расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом. 8.Руководство работой наставника. 8 . 1. Организация работы наставников и контроль их деятельности возлагается на заместителя директора 0 0 . 8.2. Заместитель директора 0 0 обязан: • представить назначенного молодого специалиста учителям школы, объявить приказ о закреплении за ним наставника; • создать необходимые условия для совместной работы молодого специалиста с закрепленным за ним наставником; • посетить отдельные уроки и внеклассные мероприятия по предмету, проводимые наставником и молодым специалистом; • организовать обучение наставников передовым формам и методам индивидуальной воспитательной работы, основам педагогики и психологии, оказывать им методическую и практическую помощь в составлении планов работы с молодыми специалистами; • изучить, обобщить и распространить положительный опыт организации наставничества в образовательном учреждении; • определить меры поощрения наставников. 8 . 3 . Непосредственную ответственность за работу наставников с молодыми специалистами несут заместители директора. Заместитель директора по УВР обязан: • согласовать и утвердить индивидуальный план работы наставника; • провести инструктаж наставников и молодых специалистов; • обеспечить возможность осуществления наставником своих обязанностей в соответствии с настоящим Положением; • осуществлять систематический контроль работы наставника; • заслушать и утвердить на заседании методического объединения отчеты молодого специалиста и наставника и представить их заместителю ОУ по УВР (МР). 9.Документы, регламентирующие наставничество. 9 . 1. К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся: • • • • • настоящее Положение; приказ директора 0 0 об организации наставничества; индивидуальные планы профессионального становления; показатели работы наставника с молодым специалистом; план работы с молодыми специалистами. Форма индивидуального плана профессионального становления молодого специалиста ФИО Должность Образование Стаж ФИО наставника Период Показатели работы наставника с молодым специалистом Молодой специалист: Ф.И.О. Наставник: Ф.И.О. Период реализации проектного мероприятия: i. ' № п/ п Наименование резульгата 11еречень выполняемых работ Описание результата 1 Рост профессионально й компетентности молодого специалиста Успешное прохождение внутреннего аудита качества преподавания молодым специалистом 2 Качественное ведение школьной документации Ведение молодым педагогом учетной документации в соответствии с предъявляемым и требованиями Директор / Е. В. Емельянова М . П . Характеристики результата Единица Наименован» измерени Периодичност ь е я _ _ | 11роведение стажировочной площадки; Посещение уроков; Анализ посещенных \ роков; Копс\льтировани е но подготовке урока. Консультации молодого педагога _ Ответственный за контроль реализации Ф.И.О. - _ Исполнитель Ф.И.О. J