Положение о наставничестве (1)

УТВЕРЖДАЮ:
У «СОШ № 16»
Е.В. Емельянова
от 1 / СУ 2020 г.

ПОЛОЖЕНИЕ
О НАСТАВНИЧЕСТВЕ
1.Общие положения.
1.1. Институциональное наставничество - разновидность индивидуальной
работы с впервые принятыми педагогическими работниками, не имеющими
трудового стажа педагогической
деятельности в образовательных
организациях или со специалистами, назначенными на должность, по
которой они не имеют опыта работы.
Наставник - опытный педагогический работник, обладающий высокими
профессиональными и нравственными качествами, знаниями в области
методики преподавания и воспитания.
Молодой специалист - начинающий педагогический работник, как правило,
овладевший знаниями основ педагогики по программе вуза, проявивший
желание и склонность к дальнейшему совершенствованию своих навыков и
умений. Он повышает свою квалификацию под непосредственным
руководством наставника по согласованному плану профессионального
становления.
1.2. Институциональное наставничество предусматривает систематическую
индивидуальную работу опытного педагогического работника по развитию у
молодого специалиста необходимых навыков и
умений ведения
педагогической деятельности. Оно призвано наиболее глубоко и всесторонне
развивать имеющиеся у молодого специалиста знания в области предметной
специализации и методики преподавания.
1.3. Е[равовой основой института институционального наставничества
являются настоящее Положение, другие нормативные акты Минобрнауки
России, регламентирующие вопросы
профессиональной подготовки
учителей и специалистов образовательных организаций.
2.Цели и задачи наставничества.
2 .1.
Н,елью институционального наставничества
в образовательной
организации является оказание помощи молодым педагогическим
работникам в их профессиональном становлении.
2 .2 . Основными задачами институционального наставничества являются:

• привитие молодым специалистам интереса к педагогической
деятельности и закрепление учителей в образовательной организации;
• ускорение процесса профессионального становления учителя и
развитие способности самостоятельно и качественно выполнять
возложенные на него обязанности по занимаемой должности;
• адаптация к корпоративной культуре, усвоение лучших традиций
коллектива организации и правил
поведения в образовательной
организации, сознательного и творческого отношения к выполнению
обязанностей педагогического работника.
3.Организационные основы наставничества.
3.1. Институциональное наставничество организуется на основании приказа
директора школы.
3.2. Руководство деятельностью наставников осуществляет заместитель
директора школы и руководители методических объединений, в которых
организуется наставничество.
3.3. Заместитель директора, руководитель методического объедения
подбирают наставника из наиболее подготовленных педагогических
работников, обладающих высоким уровнем профессиональной подготовки,
коммуникативными навыками и гибкостью в общении, имеющих опыт
воспитательной и методической работы, стабильные показатели в работе,
богатый жизненный опыт, способность и готовность делиться
профессиональным опытом, системное представление о педагогической
деятельности и работе школы, стаж педагогической деятельности
3.4. Основанием для утверждения наставника является приказ директора.
3.5. Назначение наставника производится при обоюдном согласии
предполагаемого наставника и молодого специалиста, за которым он будет
закреплен с указанием срока наставничества. Как правило, наставник
прикрепляется к молодому специалисту на срок не менее одного года.
3.6.Наставничество устанавливается
над следующими категориями
сотрудников образовательного учреждения:
• впервые принятыми учителями (специалистами), не имеющими
трудового стажа педагогической деятельности в образовательных
учреждениях;
• выпускниками очных высших и средних специальных учебных
заведений, прибывшими в образовательное учреждение
по
распределению;
• выпускниками непедагогических профессиональных образовательных
учреждений, завершивших очное, заочное или вечернее обучение и не
имеющих
трудового стажа педагогической деятельности в
образовательных учреждениях;

• учителями, переведенными на другую работу, если выполнение ими
служебных обязанностей требует расширения и углубления
профессиональных знаний и овладения новыми практическими
навыками;
• учителями, нуждающимися в дополнительной подготовке для
проведения уроков в определенном классе (по определенной тематике).
3.7. Замена наставника производится приказом директора школы в
случаях:
• увольнения наставника;
• перевода на другую работу подшефного или наставника;
• привлечения наставника к дисциплинарной ответственности;
• психологической несовместимости наставника и подшефного.
3.8. Показателями оценки эффективности работы наставника является
выполнение целей и задач молодым учителем в период наставничества.
Оценка производится на промежуточном и итоговом контроле в форме
внешнего аудита.
4.Обязанности наставника:
• знать требования законодательства в сфере образования,
ведомственных нормативных актов, определяющих нрава и
обязанности молодого специалиста по занимаемой должности;
• разработать
совместно
с
молодым
специалистом
план
профессионального становления последнего с учетом уровня его
интеллектуального развития, педагогической, методической и
профессиональной подготовки по предмету;
• изучать деловые и нравственные качества молодого специалиста,
его отношение к проведению занятий, коллективу школы, учащимся
и их родителем, увлечения, наклонности, круг досугового общения;
• знакомить молодого специалиста со школой, с расположением
учебных классов, кабинетов, служебных и бытовых помещений;
• вводить в должность (знакомить с основными обязанностями,
требованиями, предъявляемыми к учителю - предметнику,
правилами внутреннего трудового распорядка, охраны труда и
техники безопасности);
• проводить необходимое обучение; контролировать и оценивать
самостоятельное проведение молодым специалистом учебных
занятий и внеклассных мероприятий;
• разрабатывать совместный с молодым специалистом План
профессионального становления; давать конкретные задания с
определенным сроком их выполнения; контролировать работу,
оказывать необходимую помощь;
• оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в
овладении педагогической профессией, практическими приемами и

способами качественного проведения занятий, выявлять и
совместно устранять допущенные ошибки;
• личным примером развивать положительные качества молодого
специалиста, корректировать его поведение в школе, привлекать к
участию в общественной жизни коллектива, содействовать
развитию общекультурного и профессионального кругозора;
• участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и
общественной деятельностью молодого специалиста, вносить
предложения о его
поощрении
или
применении
мер
воспитательного и дисциплинарного воздействия;
• вести дневник работы наставника и периодически докладывать
председателю методического объединения о процессе адаптации
молодого специалиста, результатах его труда;
• подводить
итоги
профессиональной
адаптации
молодого
специалиста, составлять отчет по итогам наставничества с
заключением
о результатах
прохождения
адаптации,
с
предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.
5. Права наставника:
• с согласия заместителя директора (руководителя методического
объединения) подключить для дополнительного обучения молодого
специалиста других сотрудников 0 0 ;
• требовать рабочие отчеты у молодого специалиста как в устной, так
и в письменной форме.
6.Обязанности молодого специалиста.
6.1. В период наставничества молодой специалист обязан:
• изучить Закон РФ «Об образовании», нормативные акты,
определяющие его служебную деятельность, структуру, штаты,
особенности деятельности школы и функциональные обязанности
по занимаемой должности;
• выполнять план профессионального становления в установленные
сроки;
• постоянно
работать
над
повышением
профессионального
мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой
должности;
• учиться у наставника передовым методам и формам работы,
правильно строить свои взаимоотношения с ним;
• совершенствовать свой общеобразовательный и культурный
уровень;
• периодически отчитываться о своей работе перед наставником и
заместителем директора.
7.Права молодого специалиста.
Молодой специалист имеет право:

• вносить на рассмотрение администрации школы предложения по
совершенствованию работы, связанной с наставничеством;
• защищать профессиональную честь и достоинство;
• знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими
оценку его работы, давать по ним объяснения;
• посещать внешние организации по вопросам, связанным с
педагогической деятельностью;
• повышать квалификацию удобным для себя способом;
• защищать свои интересы самостоятельно и (или) через
представителя, в том числе адвоката, в случае дисциплинарного или
служебного расследования,
связанного с нарушением норм
профессиональной этики;
• требовать конфиденциальности дисциплинарного (служебного)
расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом.
8.Руководство работой наставника.
8 . 1. Организация работы наставников и контроль их деятельности
возлагается на заместителя директора 0 0 .
8.2. Заместитель директора 0 0 обязан:
• представить назначенного молодого специалиста учителям школы,
объявить приказ о закреплении за ним наставника;
• создать необходимые условия для совместной работы молодого
специалиста с закрепленным за ним наставником;
• посетить отдельные уроки и внеклассные мероприятия по предмету,
проводимые наставником и молодым специалистом;
• организовать обучение наставников передовым формам и методам
индивидуальной воспитательной работы, основам педагогики и
психологии, оказывать им методическую и практическую помощь в
составлении планов работы с молодыми специалистами;
• изучить, обобщить и распространить положительный опыт
организации наставничества в образовательном учреждении;
• определить меры поощрения наставников.
8 . 3 . Непосредственную ответственность за работу наставников с молодыми
специалистами несут заместители директора.
Заместитель директора по УВР обязан:
• согласовать и утвердить индивидуальный план работы наставника;
• провести инструктаж наставников и молодых специалистов;
• обеспечить возможность осуществления наставником своих
обязанностей в соответствии с настоящим Положением;
• осуществлять систематический контроль работы наставника;
• заслушать и утвердить на заседании методического объединения
отчеты молодого специалиста и наставника и представить их
заместителю ОУ по УВР (МР).
9.Документы, регламентирующие наставничество.

9 . 1. К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся:

•
•
•
•
•

настоящее Положение;
приказ директора 0 0 об организации наставничества;
индивидуальные планы профессионального становления;
показатели работы наставника с молодым специалистом;
план работы с молодыми специалистами.

Форма индивидуального плана профессионального становления молодого специалиста

ФИО
Должность
Образование
Стаж
ФИО наставника
Период

Показатели работы наставника с молодым специалистом

Молодой специалист: Ф.И.О.
Наставник: Ф.И.О.
Период реализации проектного мероприятия:

i.
'

№
п/
п

Наименование
резульгата

11еречень
выполняемых
работ

Описание
результата

1 Рост
профессионально
й компетентности
молодого
специалиста

Успешное
прохождение
внутреннего
аудита качества
преподавания
молодым
специалистом

2 Качественное
ведение
школьной
документации

Ведение
молодым
педагогом
учетной
документации в
соответствии с
предъявляемым
и требованиями

Директор

/ Е. В. Емельянова
М

. П

.

Характеристики результата
Единица
Наименован» измерени Периодичност
ь
е
я
_
_ |

11роведение
стажировочной
площадки;
Посещение
уроков;
Анализ
посещенных
\ роков;
Копс\льтировани
е но подготовке
урока.
Консультации
молодого
педагога
_

Ответственный за
контроль реализации

Ф.И.О.

- _

Исполнитель

Ф.И.О.

J


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

1

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».