Положение об индивидуальном проекте обучающихся 10 класса СОШ №16

Рассмотрено и рекомендовано к
утверждению
методическим советом школы
Протокол № _1_ от 25.01.2021 г.

Положение об индивидуальном пр
Муниципального автономного образовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 16»
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с требованиями
федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)
среднего общего образования, основной образовательной программы
среднего общего образования.
1.2. Настоящее положение является локальным актом МАОУ «СОШ № 16»,
разработанным с целью разъяснения принципов и особенностей организации
работы над индивидуальным проектом в условиях реализации ФГОС СОО.
1.3. Настоящее Положение определяет основы организации работы над
индивидуальным проектом и особенности оценки индивидуального проекта.
1.4. Проектная деятельность является одной из форм организации учебного
процесса и внеурочной деятельности, направлена на повышение качества
образования, демократизации стиля общения педагогов и учащихся.
1.5. Индивидуальный проект является объектом оценки личностных,
метапредметных и предметных результатов, полученных учащимися в ходе
освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего
образования ФГОС СОО.
1.6. Выполнение индивидуального проекта обязательно для каждого
учащегося, занимающегося по ФГОС СОО. В случае невыполнения
индивидуального проекта обучающийся не переводится в 11 класс.
1.7. Индивидуальный проект представляет собой учебный проект,
выполняемый учащимся самостоятельно под руководством педагога в рамках
одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать
свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов
избранных областей знаний и видов деятельности, способность
проектировать и осуществлять целесообразную и результативную
деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную,
художественно-творческую).
1.8. Проект может быть только индивидуальным (автор только 1).

1.9. Индивидуальный проект выполняется в течение первого полугодия 10
класса, совместно с прослушиванием курса «Проектная деятельность» 1 час 1
раз в неделю.
1.10. Каждый ученик 10-го класса имеет возможность выбрать себе тему
индивидуального проекта.
1.11. Тема, предложенная учеником, согласуется с руководителем проекта.
1.12. Руководителем проекта может являться как учитель-предметник, так и
классный руководитель, педагог-организатор, педагог дополнительного
образования, педагог-психолог, социальный педагог, так и сотрудник иного
образовательного учреждения, в т. ч. и высшего.
1.13. Индивидуальный проект должен быть представлен в виде завершённого
учебного исследования или разработанного проекта: информационного,
творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского,
инженерного.
1.14. Защита индивидуального проекта является одной из обязательных
составляющих оценки образовательных достижений обучающегося.
1.15. За выполнение проекта выставляется оценка: «зачет/незачет» в 10
классе, в аттестат по дисциплине «Индивидуальный проект» в соответствии с
порядком заполнения, учета и выдачи аттестатов о среднем общем
образовании.
1.17. В школе приказом директора назначается координатор проектной
деятельности.
2. Цели и задачи выполнения индивидуального проекта
2.1. Для обучающихся:
Продемонстрировать свои
избранной области.
2.2. Для педагогов:

достижения

в

самостоятельном

освоении

Создание условий для формирования УУД учащихся, развития их творческих
способностей и логического мышления.
2.3 Задачами выполнения проекта являются:
2.3.1. Способствовать обучению планирования (учащийся должен уметь
чётко определить цель, описать шаги по её достижению, концентрироваться
на достижении цели на протяжении всей работы).
2.3.2. Способствовать формированию навыков сбора и обработки
информации, материалов (уметь выбрать подходящую информацию,
правильно её использовать).

2.3.3. Формировать умения анализировать, развивать креативность и
критическое мышление.
2.3.4. Формировать и развивать навыки публичного выступления.
2.3.5. Формировать позитивное отношение к деятельности (проявлять
инициативу, выполнять работу в срок в соответствии с установленным
планом).
3. Возможные типы работ и формы их представления
3.1.
Типы
проектов:
исследовательский,
прикладной
(практико­
ориентированный),
информационный,
творческий,
социальный,
конструкторский, инженерный.
Исследовательский
проект
напоминает
по
форме
научное
исследование. Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации
о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией,
ее анализ, обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. При
этом акцент на теоретической части проекта не означает отсутствия
практической части.

Прикладной (практико-ориентированный) проект отличает четко
обозначенный с самого начала предметный результат деятельности
участника (участников) проекта. Пример: проект закона, справочный
материал, программа действий, наглядное пособие и т. д.
Информаъщонный проект направлен на сбор информации о каком-либо
объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления
информации для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо
продуманной структуры и возможности ее коррекции по ходу работы.
Продуктам такого проекта может быть, например, публикация в СМИ.
Творческий проект предполагает свободный, нестандартный подход к
оформлению результатов работы. Примером такого проекта может служить
постановка спектакля, подготовка выставки, видеофильм и т.д.
Социальный проект предполагает сбор, анализ и представление
информации по какой-нибудь актуальной социально-значимой тематике.
Конструкторский проект - материальный объект, макет, иное
конструкторское изделие, с полным описанием и научным обоснованием его
изготовления и применения.
Инженерный проект - проект с инженерно-техническим содержанием.
Например,
комплект
чертежей
по
разработке
инженерного
функционирования (инженерного решения) какого- то объекта с описанием и
научным обоснованием его применения.
л

3.2. Формы представления результатов проектной деятельности (продукт
деятельности):
• макеты, модели, рабочие установки, схемы, план-карты;
• постеры, презентации;
• альбомы, буклеты, брошюры, книги;
• реконструкции событий;
• печатные статьи, эссе, рассказы, стихи, рисунки;
• результаты исследовательских экспедиций, обработки архивов и мемуаров;
• документальные фильмы, мультфильмы;
• выставки, игры, тематические вечера, концерты;
• сценарии мероприятий;
• веб-сайты, программное обеспечение, компакт-диски (или другие цифровые
носители)и др.
4. Требования к содержанию, оформлению и защите проекта
4.1. Требования к содержанию индивидуального проекта
Тема проекта должна быть сформулирована грамотно (в том числе с
литературной точки зрения) и отражать содержание проекта.
Структура проекта содержит в себе: титульный лист (приложение 1),
оглавление, введение, основную часть, заключение, список литературы
(приложение 3), приложения.
Введение включает в себя ряд следующих положений:
• обоснование актуальности выбранной темы;
• постановка цели работы (Цель - это то, что необходимо достигнуть в
результате работы над проектом);
• формулировка задач, которые необходимо решить для достижения
цели;
• желательно указать методы и методики, которые использовались при
разработке проекта, осветить практическую значимость своей работы;
• указать срок работы над проектом (один или два года).
Введение должно быть кратким и четким. Его не следует перегружать
общими фразами.
Основная часть проекта состоит их двух глав. Первая глава содержит
теоретический материал, а вторая - практический (экспериментальный).
Главы могут делиться на параграфы, а параграфы, в свою очередь, на
пункты.

В заключении следует четко сформулировать основные выводы, к
которым пришел автор, описать, достигнуты ли поставленные цели, решены
ли задачи, отметить новизну подхода и/или полученных решений,
актуальность и практическую значимость полученных результатов (продукта
деятельности).
Для конструкторских проектов в пояснительную записку, кроме того,
включается описание особенностей конструкторских решений, для
социальных проектов — описание эффектов/эффекта от реализации проекта;
Выводы должны быть краткими и органически вытекать из содержания
работы.
4.2. Требования к оформлению работы
Работа должна быть создана на компьютере в текстовом редакторе
Microsoft Word с соблюдением следующих требований:
• работа должна быть отпечатана на листах белой бумаги формата А4 (не
допускается двусторонняя печать) с полями: левое - 30 мм, верхнее - 20 мм,
правое - 15 мм, нижнее - 20 мм;
• размер шрифта 14 (Times New Roman);
• интервал - полуторный;
• нумерация страниц - сквозная, арабскими цифрами;
• страницы нумеруются в нижней части страницы по центру. Первая
страница (титульный лист) (приложение 1) не нумеруется;
• каждый абзац печатается с красной строки, абзацный отступ должен быть
равен 1,25 см;
• в случае использования таблиц и иллюстраций следует учитывать, что
- единственная иллюстрация и таблица не нумеруются;
- нумерация иллюстраций и таблиц допускается как сквозная (Табл.1, Табл.2
и т.д.), так и по главам (Рис. 4.1. Рис. 5.2 и т.п.);
- в графах таблицы нельзя оставлять свободные места. Следует заполнять их
либо знаком « - », либо писать «нет», «нет данных».
Общим требованием ко всем работам является необходимость соблюдения
норм и правил цитирования, ссылок на различные источники. В случае
заимствования текста работы (плагиата) без указания ссылок на источник
проект к защите не допускается.
4.3. Требования к защите индивидуального проекта
4.3.1. Защита индивидуальных проектов проходит в соответствии с
общешкольным графиком защиты проектов
4.3.2. На защиту индивидуального проекта выносится:

• папка индивидуального проекта (заявление, отзыв руководителя проекта,
содержащий краткую характеристику работы учащегося в ходе выполнения
проекта, индивидуальный проект);
• продукт проектной деятельности;
• презентация проекта (приложение 2), сопровождающая выступление
учащегося на защите.
4.3.3 .Рекомендуемый план выступления на защите проекта
• Представление (приветствие, представить себя - класс, ФИ, представить
руководителя).
• Тема проекта, сроки работы над проектом.
• Актуальность темы (если для подтверждения актуальности темы
проводилось исследование, то представить результаты). На данном этапе
выступления нужно ответить на вопрос:
«Почему эта тема актуальна для Вас и для окружающих?».
• Озвучить цели, задачи проектной работы, гипотезу (при наличии).
• Описать ход работы над проектом.
• Представить результат работы, т.е. представить продукт деятельности. В
чем новизна подхода и/или полученных решений, актуальность и
практическая значимость полученных результатов - продукта деятельности
(кто, как и где его может использовать)? Продукт надо показать.
• Сделать вывод, отвечая на вопросы: «Достигнута ли цель работы?»,
«Выполнены ли задачи проекта?». «Подтверждена или опровергнута
гипотеза?».
4.3.4. Для проведения защиты проектов создаётся комиссия, в состав которой
могут входить учителя, педагоги дополнительного образования, педагогипсихологи, администрация образовательного учреждения и иные
квалифицированные педагогические работники. Количество членов
комиссии не должно быть менее 3-х и более 5 человек.
Комиссия оценивает уровень проектной деятельности конкретного
обучающегося, дает оценку выполненной работы.
Процедура защиты состоит в 6-8 минутном выступлении учащегося,
который раскрывает актуальность, поставленные задачи, суть проекта и
выводы. Далее следуют ответы на вопросы комиссии.
5. Система оценивания индивидуального проекта
5.1. Критерии оценки проектной работы разработаны с учётом целей и
задач
проектной
деятельности
на
данном
этапе
образования.
Индивидуальный проект оценивают по следующим критериям:

1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению
проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать
адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации,
формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию
принятого решения, обоснование и создание прогноза, модели, макета,
объекта, творческого решения и т. п. Данный критерий в целом включает
оценку сформированности познавательных учебных действий.
2. С формированность предметных знаний и способов действий,
проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и
обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой
использовать имеющиеся знания и способы действий.
3.Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении
самостоятельно
планировать
и
управлять
своей
познавательной
деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для
достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в
трудных ситуациях.
4.Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в
умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её
результаты, аргументированно ответить на вопросы.
5.2. Карта оценки метапредметных результатов освоения основной
образовательной программы СОО
ОО (10 класс) в ходе защиты
индивидуального итогового проекта (приложение 3).
6. Документация
6.1. Документом в процедуре разработки индивидуального проекта является
Настоящее Положение.
6.2. Документами, оформляющими процедуру разработки, защиты проекта и
оформления всех материалов по нему, являются:
• заявление на разработку проекта,
• индивидуальный план/программа разработки проекта
6.3. К документам по разработке индивидуального проекта относится также:
• отзыв на проектную работу руководителя проекта (приложение 4).

7. Права и ответственность сторон

Руководитель индивидуального проекта должен:

• Совместно с обучающимся определить тему и план работы по
индивидуальному проекту;
• Совместно с обучающимся определить цель работы, этапы, сроки, методы
работы, источники необходимой информации;
• Мотивировать обучающегося на выполнение работы по индивидуальному
проекту;
• Оказывать помощь обучающемуся по вопросам планирования, методики,
формирования и представления результатов работы (исследования);
• Контролировать выполнение обучающимся плана работы по выполнению
индивидуального проекта.

Руководитель индивидуального проекта имеет право:
• Требовать от обучающегося своевременного и качественного выполнения
работы;
• Использовать в своей работе имеющиеся в школе информационные
ресурсы;
• Обращаться к администрации школы в случае систематического
несоблюдения сроков реализации плана индивидуального проекта.
Обучающийся должен:
• Выбрать тему индивидуального проекта;
• Посещать консультации и занятия по индивидуальному проекту;
• Ответственно относиться к требованиям и рекомендациям руководителя
индивидуального проекта:
• Подготовить публичный отчет о проделанной работе (защита проекта).
Обучающийся имеет право:
• На консультацию и информационную поддержку руководителя на любом
этапе выполнения индивидуального проекта;
• Использовать для выполнения индивидуального проекта ресурсы школы.
Координатор проектной деятельности должен:
• давать необходимые разъяснения и консультации участникам процесса;
• проводить разъяснительные лектории с обучающимися по подготовке и
работе над проектом (при необходимости);
• обеспечивать учащихся и руководителей проектов методическими
материалами;
• иметь общий список авторов и руководителей индивидуальных проектов;
л

• организовать консультации и оказание методической помощи
руководителям проектов в ходе выполнения работ;
• организовать и провести итоговую публичную защиту индивидуальных
проектов, составить график защиты проектов;
• обеспечить положительное разрешение сложных ситуаций в ходе
реализации индивидуальных проектных планов;
• вести необходимую сопроводительную и отчетную документацию по
проектной деятельности.

Координатор проектной деятельности имеет право:
• контролировать организацию условий, необходимых для проектной
деятельности обучающихся (помещения, доступ к мультимедийной технике,
установка программного обеспечения и т.д.);
• осуществлять мониторинг своевременности выполнения этапов проектов;
• осуществлять мониторинг своевременности и правильности оформления
проектов - проектной документации; всех проектных материалов для их
сдачи;
• при необходимости - организовать независимую экспертную оценку
содержательного уровня проекта и хода проектного процесса в целом.

Приложение 1. Образец оформление титульного листа
Управление образования администрации Соликамского городского округа
Пермского края
Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя
общеобразовательная школа № 16»

Тема проекта

Работа ученика __класса
Ф.И.О. обучающегося
Руководитель проекта
Ф.И.О.

Работа допущена к защите «_____» _______________ 2021 г.
Подпись руководителя проекта____________________ (

Соликамск, 2021 г.

Приложение 2. Рекомендации к компьютерной презентации итогового
индивидуального проекта
• Компьютерная презентация проектной работы не должна превышать 12
слайдов.
• Титульный лист презентации включает: полное наименование
образовательной организации; сведения об авторе и руководителе
проекта; год разработки проекта.
• Текст слайдов должен быть кратким, читаемым, максимально
информативным и содержать основную информацию по всем разделам
проекта, расположенную в порядке представления каждого раздела.
• В 10 классе в презентацию обязательно помещаются слайды о
реализации проекта.
• Слайды должны быть оформлены в едином стиле.
• Презентация может содержать иллюстрации, графики, схемы, таблицы,
с лаконичным использованием анимационных и цветовых эффектов.
Предпочтительно использовать светлые тона на слайде и темный
шрифт текста.
• Размер шрифта не менее 21.

Приложение 3
Карта оценки
метапредметных результатов освоения основной образовательной
программы СОО 0 0 (1 0 класс)
в ходе защиты индивидуального итогового проекта
Критерии
Ml

М7

М9

Регулятивные
Цель сформулирована самостоятельно;
Автор понимает по каким показателям можно
определить, что цель достигнута;
Самостоятельно осуществляет поиск
необходимых ресурсов для достижения цели;
Задачи соответствуют цели, сформулированы
самостоятельно
Автор понимает актуальность проблемы, ее
общественную значимость;
Составленный алгоритм работы соответствует
цели (соответствие этапов работы поставленным
задачам)

Полученный результат соответствует цели;
В процессе работы ученик демонстрирует умение
корректировать свои действия для достижения
цели

Показатель
выражен
полностью

Бал
лы
3
2

Показатель
выражен частично
Не выражен
Показатель
выражен
полностью

1
3
2

Показатель
выражен частично
Не выражен
Показатель
выражен
полностью

1
3
2

Показатель
выражен частично

1

Не выражен
М2

М5

Коммуникативные
В ходе работы автор продемонстрировал умение
осуществлять коммуникацию, необходимую для
достижения цели;
демонстрирует умение работать в группе, умеет
работать в разных ролях;
умеет выстраивать коммуникацию, избегая
личных и оценочных суждений, конфликтов
Используемые средства информационно­
коммуникационных технологий способствуют
достижению цели, выбраны целесообразно

Показатель
выражен
полностью

3
2

Показатель
выражен частично
Не выражен
Показатель
выражен
полностью

1

3

Показатель
выражен частично

2
1

Мб

Автор демонстрирует умение ориентироваться в
назначениях и функциях отдельных социальных
институтов, отчетливо понимает, для кого может
быть полезен продукт проекта

Не выражен
Показатель
выражен
полностью

2
Показатель
выражен частично

М8

Автор демонстрирует правильность, точность
устной и письменной речи;
Использует адекватные языковые средства

3

Не выражен
Показатель
выражен
полностью
Показатель
выражен частично

1
3
оZ
1

Не выражен
М3

М4

Познавательные
Автор демонстрирует умение работать с
различными источниками информации;
Использует в своей работе различные модельно­
схематические средства;
Содержание проекта выходит за рамки учебного
содержания;
Умеет выстраивать индивидуальную
образовательную траекторию с целью получения
результата
Учащийся свободно ориентируется в различных
источниках информации;
Материал проекта автором проанализирован,
представлена собственная точка зрения;
На критику реагирует адекватно, способен
аргументированно отстаивать собственную точку
зрения
л

Показатель
выражен
полностью

3
2

Показатель
выражен частично

1

Не выражен
Показатель
выражен
полностью

3
2

Показатель
выражен частично
Не выражен

1

Приложение 4. Образец написания отзыва на проектную работу
ОТЗЫВ
на проектную работу обучающегося__________ класса

(полное название образовательной организации по Уставу)
(фамилия, имя и отчество)
по теме:_____ ___________________________________
(название темы проектной работы)
Структура отзыва:
1. Актуальность или новизна темы (поставленная в работе проблема, попытки ее
решения; почему данная тема интересна. Аналогичный раздел присутствует в
структуре введения к учебно-исследовательской/ проектной работе.).
2. Каким образом автор пытается решить эту проблему (выполнить поставленную
цель). Краткое содержание работы, основные выводы, результаты работы.
3. Личная значимость работы для ее автора, социальная значимость (чем данная
работа может быть интересна другим). Образовательный потенциал работы
(предметные знания, универсальные умения: какие использовались в работе,
какие были приобретены). «Данная работа имеет большую практическую
значимость», в чем она заключается (кратко).
4. Соответствие работы требованиям, предъявляемым к проектной работе.
«Содержание работы соответствует целям и задачам исследовательской/
проектной работы» и далее описывается ее структура и примерное
содержание —что в 1 главе, что во 2-й, что в 3-й. Обычно эта информация
также присутствует во введении (обычно в конце).
5. Общая оценка работы. Пожелания, недочеты, раскрытые в позитивной форме,
возможные направления дальнейшей работы.
Вывод: проектная работа____________________
(фамилия, инициалы ученика)
по теме: «______________
(название темы)
отвечает (не отвечает) требованиям, предъявляемым к индивидуальному итоговому
проекту и рекомендуется (не может быть рекомендована) к защите.
Руководитель проектной работы
ФИО (подпись)
«

»

20

г


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

1

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».