Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 16» СОГЛАСОВАНО Педагогическим советом МАОУ «С О Ш № 16» протокол от 31.08.2020 № 7 :тор М А О У «СОШ № 16» Е. В. Емельянова 50t V i .O8.2O2O №83 о системе оценок, формах i ния текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся по итогам освоения АООП НОО (в соответствии со ФГОС НОО ОВЗ) в МАОУ «СОШ № 16» 1. Общие положения 1.1.Положение о системе оценок, формах и порядке проведения текущ его контроля, успеваемости, промежуточной аттестации обучаю щ ихся(далее - Положение) разработано в целях проверки соответствия знаний обучаю щ ихся с ОВЗ, требованиям программ и курсов коррекционно развивающ ей области, сформированности универсальных учебных действий, глубины и прочности полученных знаний, умения их применять в практической деятельности, необходимой для социальной адаптации и интеграции данной категории детей в общество; обеспечения комплексного подхода к оценке результатов освоения обучаю щ имися АООП НОО, позволяющий вести оценку предметных (в том числе результатов освоения коррекционно-развивающей области), метапредметных и личностных результатов; 1.2. Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Ф едеральным Законом от 26 № 27Э-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Ф едеральным государственным образовательным стандартом образования обучаю щихся с ограниченными возможностями здоровья, Уставом М АОУ «ООШ № 16», настоящим Положением. 1.3. Положение регламентирует порядок, периодичность, систему оценок и формы проведения текущей и промежуточной аттестации обучающихся. 1.4. Промежуточная аттестация обучающихся проводится с целью повышения ответственности общ еобразовательного учреждения за результаты образовательного процесса, за объективную оценку усвоения обучаю щимися образовательных программ каждого года обучения в общ еобразовательном учреждении, за степень усвоения обучаю щимися Федерального государственного образовательного стандарта, определенного образовательной программой в рамках учебного года и курса в целом. 1.5.Промежуточная аттестация обучаю щихся проводится в форме итогового контроля в переводных классах, тематического контроля, проводимого как учителями, так и администрацией, а также административного контроля. 1.6.Периодичность административного контроля определяется планом работы школы, утвержденным директором. л 2 . Порядок проведения текущей, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся с ОВЗ 2 . 1. Промежуточная аттестация обучающихся проводится во 2-4-х классах по учебным четвертям. 2.2. Обучающ имся 1-х классов отметки в баллах не выставляются. Успеш ность освоения школьниками программ в этот период характеризуется только качественной оценкой. 2.3. Четвертные отметки выставляются в баллах обучаю щ имся 2-4-х классов. 2.4. В промежуточной аттестации обучающихся, находящ ихся на лечении в санатории, стационаре, учитываю тся отметки, полученные в учебном заведении при лечебном учреждении. 2.5. От промеж уточной аттестации в переводных классах могут быть освобождены: обучающиеся, имею щ ие положительные годовые отметки по всем предметам в особых случаях: 1) по состоянию здоровья согласно заклю чению медицинской комиссии; 2) в связи с экстренным переездом в другой населённый пункт, на новое место жительства; 3) по семейным обстоятельствам, имеющим объективные основания для освобождения от итоговых контрольных работ.. 2.7. Промежуточная аттестация проводится ориентировочно с конца апреля до конца мая. 2.8. В день проводится только одна форма контроля. 2.9. На итоговую оценку на ступени начального общего образования, результаты которой используются при принятии реш ения о возможности (или невозможности) продолжения обучения на следующей ступени, вы носятся предметные, метапредметные результаты и результаты освоения программы коррекционной работы. 2.10. Итоговая аттестация на ступени начального общего образования долж на проводиться с учетом возможных специфических трудностей обучающегося с с ОВЗ в овладении письмом, чтением или счетом. Вывод об успеш ности овладения содержанием АООП должен делаться на основании положительной индивидуальной динамики. 3. Специальные условия проведения текущей, промежуточной и итоговой (по итогам освоения АООП) аттестации обучающихся с ОВЗ 3.1.Оценивать достиж ения обучаю щихся с ОВЗ планируемых результатов необходимо при завершении каждого уровня образования, поскольку у обучаю щ егося с ОВЗ может быть индивидуальный темп освоения содержания образования и стандартизация планируемых результатов образования в более короткие промежутки времени объективно невозможна. 3.2.Специальные условия проведения текущей, промежуточной и итоговой (по итогам освоения АООП НОО) аттестации обучаю щ ихся с ОВЗ включают: • особую форму организации аттестации (в малой группе, индивидуальную) с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучаю щ ихся с ЗПР; • привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие привычных для обучающихся мнестических опор: наглядных схем, ш аблонов общего хода выполнения заданий); • присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности; • адаптирование инструкции с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучаю щ ихся с ЗПР: 1) упрощ ение формулировок по грамматическому и семантическому оформлению; 2) упрощ ение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на короткие смысловые единицы, задаю щ ие поэтапность (пош аговость) выполнения задания; 3) в дополнение к письменной инструкции к заданию , при необходимости, она дополнительно прочитывается педагогом вслух в медленном темпе с четкими смысловыми акцентами; • при необходимости адаптирование текста задания с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальны х трудностей обучаю щ ихся с ЗПР (более крупный шрифт, четкое отграничение одного задания от другого; упрощ ение формулировок задания по грамматическому и семантическому оформлению и др.); • при необходимости предоставление дифференцированной помощи: стимулирующей (одобрение, эмоциональная поддержка), организую щ ей (привлечение внимания, концентрирование на выполнении работы, напоминание о необходимости самопроверки), направляющей (повторение и разъяснение инструкции к заданию); • увеличение времени на выполнение заданий; • возможность организации короткого перерыва (10-15 мин) при нарастании в поведении ребенка проявлений утомления, истощения; • недопустимыми являются негативные реакции со стороны педагога, создание ситуаций, приводящ их к эмоциональному травмированию ребенка. 3.3 Система оценки достиж ения обучающимися с ОВЗ планируемых результатов освоения АООП долж на предусматривать оценку достижения обучаю щ имися с ОВЗ планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности. 4. Система, формы и методы оценки результатов в условиях ФГОС обучающихся с ОВЗ. 4.1.Система оценки достижения обучающимися с ОВЗ планируемых результатов освоения АООП НОО призвана реш ить следующие задачи: - закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описывать объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки, предусматривая приоритетную оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся с ЗПР; - ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, достиж ение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов и формирование универсальных учебных действий; - обеспечивать комплексный подход к оценке результатовосвоения АООП НОО, позволяющий вести оценку личностных, метапредметных и предметных результатов; - предусматривать оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности общеобразовательной организации; - позволять осущ ествлять оценку динамики учебных достижений обучающихся и развития их социальной (жизненной) компетенции. - закреплять основны е направления и цели оценочной деятельности, описывать объект и содерж ание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки; - ориентировать образовательны й процесс на нравственное развитие и воспитание обучаю щ ихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебны х предметов и формирование базовых учебны х действий; - обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения А ОО П, позволяю щий вести оценку предметны х и личностны х результатов; - предусматривать оценку достиж ений обучаю щ ихся и оценку эффективности деятельности общ еобразовательной организации; - позволять осущ ествлять оценку динамики учебны х достиж ений обучаю щ ихся и развития их жизненной компетенции. 4.2.Результаты достиж ений обучающихся с ЗПР в овладении АООП НОО являются значимыми для оценки качества образования обучающихся. При определении подходов к осущ ествлению оценки результатов целесообразно опираться на следующ ие принципы: 1) дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР; 2) динамичности оценки достижений, предполагающей изучение изменений психического и социального развития, индивидуальных способностей и возможностей обучающихся; 3) единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении содержания АООП НОО, что сможет обеспечить объективность оценки в разных образовательных организациях. Для этого необходимым является создание методического обеспечения (описание диагностических материалов, процедур их применения, сбора, формализации, обработки, обобщения и представления полученных данных) процесса осущ ествления оценки достижений обучающихся. Эти принципы, отражая основные закономерности целостного процесса образования обучающихся с ОВЗ, самым тесным образом взаимосвязаны и касаются одновременно разных сторон процесса осущ ествления оценки результатов их образования. 4.3. При разработке системы оценки достижений обучаю щ ихся в освоении содержания А необходимо ориентироваться на представленный в Стандарте перечень планируемых результатов. О беспечение дифф еренцированной оценки достижений обучаю щ ихся с ОВЗ имеет определяю щ ее значение для оценки качества образования. 4.4. В соответствии с требованиями Стандарта для обучаю щихся с ОВЗ оценке подлежат личностные, метапредметные и предметные результаты. 4.5. Личностные результаты включают овладение обучаю щимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отнош ений обучающихся в различных средах. 4.6.О ценка личностны х результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов. При этом, некоторые личностные результаты (например, комплекс результатов: «формирования гражданского самосознания») могут быть оценены исключительно качественно. 4.7.Всесторонняя и комплексная оценка овладения обучаю щ имися социальными (жизненными) компетенциями может осущ ествляться на основании применения метода экспертной оценки, который представляет собой процедуру оценки результатов на основе мнений группы специалистов (экспертов). Состав экспертной группы определяется общ еобразовательной организацией и вклю чает педагогических и медицинских работников (учителей, воспитателей, учителей-логопедов, педагогов-психологов, социальных педагогов), которые хорошо знают ученика. Для полноты оценки личностных результатов освоения обучаю щ имися с ОВЗ АООП сле дует учитывать мнение родителей (законных представителей), поскольку основой оценки служит анализ изменений поведения обучающегося в повседневной жизни в различных социальных средах (ш кольной и семейной). 4.8.Результаты анализа представляются в форме удобных и понятных всем членам экспертной группы условных единицах: 0 баллов — нет фиксируемой динамики; 1 балл — минимальная динамика; 2 балла — удовлетворительная динамика; 3 балла — значительная динамика. Подобная оценка необходима экспертной группе для выработки ориентиров в описании динамики развития социальной (жизненной) компетенции ребенка. 4.9.Результаты оценки личностных достижений заносятся в индивидуальную карту развития обучаю щ егося (дневник наблюдений), что позволяет не только представить полную картину динамики целостного развития ребенка, но и отследить наличие или отсутствие изменений по отдельным жизненным компетенциям. 4.10.О сновной формой работы участников экспертной группы является психолого-медикопедагогический консилиум. 4.11.На основе требований, сформулированных в С тандарте1, школа разрабатывает программу оценки личностных результатов с учетом типологических и индивидуальных особенностей обучаю щ ихся, которая утверждается локальными актами организации. Программа оценки включает: 1) полный перечень личностных результатов, прописанных в тексте ФГОС, которые выступают в качестве критериев оценки социальной (жизненной) компетенции обучающихся. Перечень этих результатов может быть самостоятельно расш ирен общ еобразовательной организацией; 2) перечень параметров и индикаторов оценки каждого результата. Пример представлен в таблице 1: Таблица 1. Программа оценки личностных результатов Критерий Параметры оценки Индикаторы В ладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т.е. самой формой поведения, его социальным рисунком), в том числе с использованием информационных технологий сформ ированность навыков коммуникации со взрослыми способность инициировать и поддерж ивать коммуникацию с взрослыми 4 способность применять адек ватные способы поведения в разны х ситуациях сформ ированность коммуникации сверстниками навыков со способность обращ аться за помощ ью способность инициировать и поддерж ивать коммуникацию со сверстниками способность применять адек ватные способы поведения в Часть 4 Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).Приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихсяс умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)». Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015 г. разны х ситуациях способность помощ ью обращ аться за владение коммуникации средствами способность использовать разнообразные средства ком муникации согласно ситуации адекватность ритуалов взаимодействия применения социального способность правильно при менить ритуалы социального взаимодействия согласно ситуации 3) систему балльной оценки результатов; 4) документы, в которых отражаются индивидуальные результаты каждого обучающегося (например, Карта индивидуальных достижений ученика) и результаты всего класса (например, Ж урнал итоговых достижений обучаю щихся класса); 5) материалы для проведения процедуры оценки личностных результатов. 6) локальные акты Организации, регламентирую щ ие все вопросы проведения оценки результатов. 4.12. Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями (составляю щими основу умения учиться) и межпредметными знаниями, а также способность решать учебные и жизненные задачи и готовность к овладению в дальнейш ем АООП основного общего образования. 4.13. Оценка метапредметных результатов предполагает оценку продвижения обучающегося с ОВЗ в овладении регулятивными, коммуникативными и познавательными универсальными учебными действиями, т.е. таких умственных действий обучаю щ ихся, которые направлены на управление своей познавательной деятельностью . 4.14. Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг умения учиться, т.е. той совокупности способов действий, которая, собственно, и обеспечивает способность обучаю щ ихся с ОВЗ к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. 4.15. Уровень сформированности универсальных учебных действий, представляю щ их содержание и объект оценки метапредметных результатов, может быть качественно оценён и измерен в следую щ их основных формах: - достиж ение метапредметных результатов может выступать как результат выполнения специально сконструированных диагностических задач, направленны х на оценку уровня сформированности конкретного вида универсальных учебных действий; - достижение метапредметных результатов может рассматриваться как инструментальная основа (или как средство реш ения) и как условие успеш ности выполнения учебных и учебно практических задач средствами учебных предметов; - достиж ение м етапредметны х результатов может проявиться в успешности выполнения комплексных заданий на межпредметной основе. 4.16 Предметны£ результаты связаны с овладением обучаю щимися содержанием каждой предметной области и характеризую т достижения обучаю щихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности. О ценка этой группы результатов начинается со 2-го класса. 4.17. Во время обучения в первом подготовительном ( l '-м) и I-м классах целесообр всячески поощ рять и стимулировать работу обучаю щихся, используя только качественную оценку. При этом не является принципиально важным, насколько обучающийся продвигается в освоении того или иного учебного предмета. На этом этапе обучения центральным результатом является появление значимых предпосылок учебной деятельности, одной из которых является способность ее осущ ествления не только под прямым и непосредственным руководством и конт ролем учителя, но и с определенной долей самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками. 4.18. О ценка достиж ения обучающимися с ОВЗ предметных результатов базируется на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучаю щимися даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания и умения должны выполнять коррекционно-развиваю щ ую функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом. 4.19. О ценка достиж ения обучающимися предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. В процессе оценки достиж ения планируемых личностных, метапредметных и предметных результатов должны использоваться разнообразные методы и формы, взаимно дополняющ ие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.). 4.20.Организация самостоятельно разрабатывает содержание и процедуру проведения итоговой аттестации. 4.21. Годовые отметки по всем предметам учебного плана выставляю тся в личное дело обучающегося и являю тся основанием для его перевода в следую щ ий класс 5. Оценка достижения обучающимися с задержкой психического развития, коррекционной работы. 5.1 О ценка результатов освоения обучаю щимися с ЗПР, программы коррекционной работы осуществляется в полном соответствии с требованиями ФГОС НОО обучаю щ ихся с ОВЗ. 5.2 О ценка результатов освоения обучаю щимися с ЗПР, программы коррекционной работы опирается на следую щ ие принципы: 1) дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей обучаю щ ихся с ЗПР; 2) динамичности оценки достижений, предполагающей изучение изменений психического и социального развития, индивидуальных способностей и возможностей обучающихся с ЗПР; 3) единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении содержания АООП НОО ОВЗ, что сможет обеспечить объективность оценки. 5.3 Основным объектом оценки достижений планируемых результатов освоения обучающимися с ЗП Р, программы коррекционной работы, выступает наличие положительной динамики обучаю щ ихся в интегративных показателях, отражаю щ их успеш ность достижения образовательных достижений и преодоления отклонений развития. 5.4 О ценка результатов освоения обучаю щимися с ЗПР программы коррекционной работы может осущ ествляться с помощ ью мониторинговых процедур. В целях оценки результатов освоения обучаю щ имися с ЗПР программы коррекционной работы использую тся три формы мониторинга: стартовая, текущ ая и финишная диагностика. 5.5 Стартовая диагностика выявляет исходный уровень развития интегративных показателей, свидетельствую щ ий о степени влияния наруш ений развития на учебно познавательную деятельность и повседневную жизнь. 5.6. Текущая диагностика используется для осущ ествления мониторинга в течение всего времени обучения обучаю щ егося на начальной ступени образования, позволяя судить об успешности (наличие положительной динамики) или не успеш ности (отсутствие даже незначительной положительной динамики) обучаю щ ихся с ЗПР. в освоении планируемых результатов овладения программой коррекционной работы. 5.7. Целью финиш ной диагностики, проводящ ейся на заклю чительном этапе (окончание учебного года, окончание обучения на начальной ступени ш кольного образования), выступает оценка достижений обучаю щ егося с ЗПР, в соответствии с планируемыми результатами освоения обучающимися программы коррекционной работы. 5.8. Для полноты оценки достижений планируемых результатов освоения обучающимися программы коррекционной работы также учитывается мнение родителей (законных представителей). 5.10. В случаях стойкого отсутствия положительной динамики в результатах освое программы коррекционной работы обучающийся в случае согласия родителей (законных представителей) направляется на расш иренное психолого-медико-педагогическое обследование для получения необходимой информации, позволяющей внести коррективы в организацию и содержание программы коррекционной работы. 5.11. Результаты освоения обучающимися с ЗПР, программы коррекционной работы не выносятся на итоговую оценку. 6. Порядок перевода обучающихся с задержкой психического развития, в следующий класс, ликвидации академической задолженности. 6.1. О бучаю щ иеся, освоивш ие в полном объёме соответствую щ ую часть образовательной программы, переводятся в следую щ ий класс. 6.2. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам образовательной программы или не прохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаю тся академической задолженностью. 6.3. Обучаю щ иеся обязаны ликвидировать академическую задолженность. 6.4. Организация создает условия обучающемуся для ликвидации академической задолженности и обеспечивает контроль за своевременностью ее ликвидации. 6.5. Обучаю щ иеся обязаны ликвидировать академическую задолженность по итогам учебного года в срок, установленный реш ением П едагогического совета школы, но не позднее сентября следующего учебного года. В указанный срок не включается время каникул. 6.6. Для проведения промежуточной аттестации при ликвидации академической задолженности во второй раз О рганизацией создается комиссия. 6.7. Не допускается взимание платы с обучаю щихся за прохождение промежуточной аттестации. 6.8. Обучаю щ иеся, не прош едш ие промежуточную аттестацию по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся в следую щ ий класс условно. 6.9. О бучаю щ иеся, не ликвидировавш ие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, направляются на психолого-медико-педагогическую комиссию - ПМ ПК - для уточнения образовательного марш рута, возможного изменения образовательной программы, либо перевода на обучение по индивидуальному учебному плану, повторное обучение, и т.п. по согласованию с родителями/законными представителями. 6.10. Образовательная организация информирует родителей обучаю щегося о необходимости принятия реш ения об организации дальнейшего обучения ребенка в письменной форме. 7. Обязанности участников образовательного процесса 7.1 Руководитель общ еобразовательного учреждения обеспечивает контроль за выполнением заместителем директора по учебно- воспитательной работе следую щ их обязанностей: на педагогическом совете обсудить вопрос о формах проведения промежуточной аттестации и итоговых работ обучаю щихся; довести до сведения участников образовательного процесса сроки, формы и перечень предметов, по которым проводятся письменные итоговые работы по единым текстам; решить вопрос об освобождении обучающихся от итогового контроля и провести их аттестацию на основе текущ ей аттестации; представить анализ итоговых работ обучаю щихся на методическое объединение; информировать родителей (законных представителей) о результатах аттестационной деятельности. 8. Порядок перевода обучающихся. 8.1 Перевод обучаю щ ихся в последую щ ий класс осущ ествляется на основе положительных оценок по усвоению А ОО П соответствую щ его варианта обучения обучающихся. 8.2 Обучающиеся, не справляю щ иеся с учебной программой, направляю тся на ПМ ПК комиссию для уточнения образовательного маршрута. 9. Срок действия Положения не ограничен.