Рассмотрено и рекомендовано к оУ ((СоШ у,l,вер}(дению методическим rYrw l \JлYI 1v vI\Y!,lYl советом vvlrg l vlvr школы [LrI\\JJlDl jф Протокол _1_ от 25.01 .2021 г. ,;., ;,,,' , Jф lбii Е.В. Емельяt{ова 11 от 2б.O L2021 г. Положение об индивидуальном п обучающихся 10 класса Муни ципального автономного общеобразовательного учрежден ия <<Средняя общеобразовательная школа NЬ 16> (далее МАОУ (СОШ NЪ 1б)) 1. Общие положенпя 1.1. I{астоящее Положение разработано в соответствии с требова[ILlями образовательного стандарта (ФГОС) федерального государственного среднего общего образования, основноЙ образовательноЙ программы среднего общего образования. 1.2. Настоящее положение является локаJIьным актом МДОУ (СОШ Jф l6)), РаЗРабоtаннЬlм с цеJIью рчаъяснения принциrtов и особеннос,tсй opt алi}tзацrii.l РабОты над индивидуальным проектом в условиях реаJIизации ФГОС СОО. 1.3. Настоящее Положение определяеТ основы организации рабоr:ы наl1 ИНДИВИДУ€ЦIЬным проектом и особенности оценки индивидуального проеl(,га. 1.4. ПроектнаrI деятельность является одной из фор, организации учебного tIроцесса и внеурочной деятельности, направлена на повышение kaLtecTtjLi образования, демократизации стиля общения педагогов и учащихся. 1.5. ИндивиДуальный проект является объектом оценки личностFlых, метапредметных и предметных результатов, полученных учащимися в ходе освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образовалrия ФГОС СОО. 1.6. Выполнение индивидуа^IIьного проекта обязательно лJlя ках(дого учащегося, занимающегося по ФгоС соо. В алучае HeBыпojlltetI1.IrI индивидуаJIьного проекта обучающийся не переводится в 1l класс. ],1 . Индивидуальный проект представляет собой учебный проекl., lJыllоJll]яемый учащимся самостоятельно под руководством пелагога в рамках одногО или несКолькиХ учебныХ предметов с целью продемонстрировать овоИ достижения в самостоятельном освоении содержаниrI и Me.t-o/]olJ избранных областей знаний и видов деятельности, сгtособнос.t,ь tIроектировать и осуществлять целесообразную и резульl.а.гив1-IуIо деятеJtьностЬ (учебно-ПознаватеЛьную, KoHcTpyKTopcKyto) соl(и tlJI t,IIyI(). художественно-творческую). 1.8. Проек,t может быть только индивидуаJIьным (автор только l). проект выпол ется в течение первого полугодия 10 класса, совместно с прослушиванием курса <Проектная деятельЕость) 1 час 1 7.9. Индивиду€lльный раз в неделю. 1.10. Каждый 5rченик 10-го класса имеет возможность выбрать себе тему индивидуального проекта. 1,11. ТеМа, предлОженная )леникоМ, согласуется с руководителем проекта. 1.12. Руководителем проекта может являться как учитель-предметник, так и классный руководитель, педагог-организатор, педагог дополнительного образования, педагог-психолог, социальный педагог, так и сотрудник иного образователъного учреждения, вт. ч. и высшего. 1.1з. Индивиду€lльный проект должен быть представлен в виде завершённого учебногО исследоВаниЯ или разработанного проекта: информационного, ТВОРЧеСКОГО, СОЦИаIIЬНОГО, ПРИКЛаДНОГО, ИННОВаЦИОННОГО, консц)укторского, инженерного. l,|4. Защита индивидуЕlльного проекта является одной из обязателъньIх составляющих оценки образовательных достижений обучающегося. 1,15. За выполнение проекта выставляется оценка: <<зачет/незачет)) в 10 классе, в аттестат по дисциплине <индивидуалъный проект) в соответствии с порядком заполнения, учета и выдачи аттестатов о среднем общем образовании. .В школе прикчlзом директора назначается координатор проектной деятельности. 1.17 2. f{ели и задачи выполнения индивидуального проекта 2.|. Щля обуlающихся: продемонстрировать свои достижения в избранной области. самостоятельном освоении 2.2. !ряпедагогов: Создание условий длrя формирования ууД )п{ащихся, рЕlзвит ия ихтворческих способностей и логического мышления. 2.3 Задачами выполнения проекта являются: 2.з.l. СпособсТвоватЬ обуrениЮ планироВаниЯ (1^lащийсЯ должен уметь чётко определить цель, описать шаги по её достижению, конц9нтрироваться на достижении цели на протяжении всей работы). 2.3.2. Способствовать информации, материЕtлов навыков сбора обработки (уметь выбрать подходяцIую информацию, формированию правильно её использовать). 2.3.3. Формировать умения анализировать, развивать креативность и критическое мышление. 2.з.4. Формировать и рzlзвивать навыки публичного выступления. 2.з.5. Формировать позитивное отношение к деятельности (проявлять инициативу, выполнятЬ работУ В срок в соответствии с установленным планом). 3. Возможные типы работ и формы их представления 3.1. Типы проектов: исследовательский, прикладной ориентированный), информационный, творческий, конструкторский, инженерный. Исслеdоваmельскuй проект напоминает по (практикосоциальный, форме на}п{ное исследование. Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объеКте, ознаКомление участниКов проеКта с этоЙ информацией, ее анализ, обобщение фактов, предн€вначенных для широкой аудитории. При этом акцент на теоретической части проекта не означает отсутствия практической части. прuклаdной (пракmuко-орuенmuрованны,й) проект отличает четко обозначенный с самого начала предметный результат деятелъности (участников) проекта. Пример: проект закона, справочный участника процраМма действий, наглядное пособие и т. д. информацuонньlй проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью ан€uIиза, обобщения и представления матери€rл, информации для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры и возможности ее коррекции по ходу работы. продуктам такого проекта может быть, например, публикация в сми. творческuй проект предполагает свободный, нестандартный подход к оформлению результатов работы. Примером такого проекта может служитъ постановка спектакJIя, подготовка выставки, видеофильм и т.д. соцuальный проект предполагает сбор, анализ и представление информации по какой-нибУд" актуЕlJIьной социально-значимой тематике. консmрукmорскuй проект - материальный объект, макет, иное конструкторское изделие, с полным описанием и наrIным обоснованием его изготовления и применения. инэюенерньlй проект - проект с инженерно-техническим например, комплект чертежей по разработке содержанием. инженерного функционирования (инженерного решения) какого- то объекта с описанием и научным обоснованием его применения. 3.2. Формы представления результатов проектной деятельности (продукт деятельности): . макеты, модели, рабочие установки, схемы, план-карты; . постеры, презентации; . альбомы, буклеты, брошюры, книги; . реконструкции событий; . печатные статьи, эссе, расск€}зы, стихи, рисунки; результаты исследователъских экспедиций, обработки архивов и мемуаров; . документ€rльные фильмы, мультфильмы; . выставки, ицры, тематические вечера, концерты; . сценарии мероприятий; , веб-сайты, про|раммное обеспечение, компакт-диски (или другие цифровые носители) и др. , 4. Требования к содер2канию, оформлению и защите проекта 4.1. Требования к содержанию индивидуаJIьного проекта тема проекта должна быть сформулирована грамотно (в том числе с литературной точки зрения) и отражать содержание проекта. СтруктуРа проекТа содерЖит в себе: титулъный лист (приложение 1), оглавление, введение, основную часть, закпючение, список литературы (приложение 3), приложения. введение вкJIючает в себя ряд следующих положений: . обоснование акту€lльности выбранной темы; , постановка цели работы (щель - это то, что необходимо достигнуть в результате работы над проектом); , формулировка задач, которые необходимо решить для достижения цели; , желательно указать методы и методики, которые использовztлисъ при разрабоТке проеКта, освеТить праКтическуЮ значимость своей работы; о ук€вать срок работы над проектом (один или двагода). введение должно быть кратким и четким. Его не следует перегружатъ общими фразами. основная часть проекта состоит их двух глав. Первая глава содержит теоретический материал, а вторая - практический (экспериментальный). главы моryт делитъся на пара|рафы, а параграфы, в свою очередь, на пункты. В закJIючении следуеТ четко сформулироватЬ основные выводы, к которым пришел автор, описать, достигнуты ли поставленные цели, решены решений, акту€rльность и практическую значимость полrIенных (продукта результатов деятельности). лИ задачи, отметитЬ новизнУ подхода иlилп полученных .ЩЛЯ КОНСТРУКТОрских проектов в пояснительную записку, кроме того, включается описание особенностей конструкторских решений, соци€rльных проектов Для описание эффектов/эффекта от реализации проекта; выводы должны бытъ краткими и органически вытекать из содержания работы. - 4.2. Требования к оформлению работы работа должна быть создана на компьютере в текстовом редакторе мiсrоsоft word с соблюдением следующих требований: , работа должна быть отпечатана на листах белой бумаги формата А4 (не допускается двусторонняя печать) с полями: левое - 30 мм, верхнее - 20 мм, правое - 15 мм, нижнее - 20 мм; . размер шрифта 14 (Times New Roman); . интервulп - полуторный; . нумерация страниц - сквозная, арабскими цифрами; , страницы нумеруются в нижней части страницы по центру. Первая страница (титульный лист) (приложение 1) не нумеруется; , каждый абзац печатается с красной строки, абзацный отступ должен быть 1,25 см; равен , в случае использованиrI таблиц и иллюстраций следует учитывать, что - единственн€ш иллюстрация и таблица не нумеруются; _ нумерация иллюстраций и таблиц догryскается как сквозная (Табл.I,Табл.2 и Т.Д.), так и по главам (Рис. 4.1. Рис. 5.2 иr.r.); - в графах таблицы нельзя оставлять свободные места. Следует заполнять их либО знакоМ (( - ), либо писать ((нет), ((нет данных)). ОбщиМ требованием ко всем работам является необходимостъ соблюдения норм и правил цитирования, ссылок на р€вличные источники. В случае заимствования текста работы (плагиата) без ук€вания ссылок на источник проект к защите не допускается. 4.3. Требования к защите индивиду€lпьного проекта 4,з,l' Защита индивиду.льных проектов проходит В общешкольным графиком защиты проектов 4.з.2, На защиту индивиду€rльного проекта выносится: соответствии с , папка индивидуального проекта (заявление, отзыв руководителя проекта, содержащий краткую характеристику работы учащегося в ходе выполнения проекта, индивидуальный проект); . продукт проектной деятельности; презентация проекта (приложение 2), сопровождающая выступление учащегося на защите. 4.3.З.Рекомендуемый план выступления на защите проекта , ПредсТавление (приветствие, представить себя - класс, ФИ, представить руководителя). . Тема проекта, сроки работы над проектом. , , Актуальность темы (если для подтверждения акту€rльности темы проводилось исследование, то представить результаты). На данном этапе выступления нужно ответить на вопрос: <Почему эта тема актуЕlльна для Вас и для окружающих?>. , Озвучить цели, задачи проектной работы, гипотезу (при наличии). . Описать ход работы над проектом. , Представить результат работы, Т.о. представить продукт деятельности. чем новизна подхода иlили полученных решений, В акту€lльность и практическая значимость полученных результатов - продукта деятельности (кто, как и где его можеТ использовать)? Продукт надо покЕ}зать. , Сделать вывод, отвеч€ш на вопросы: <<.Щостигнута ли цель работы?>>, <<Выполнены ли задачи проекта?>. <Подтверждена или опровергнута гипотеза?>>. 4.З.4. Щля проведения защиты проектов создаётся комиссиrI, в состав которой могут входить учителя, педагоги дополнительного образования, педагогипсихологи, администрация образовательного rIреждения иные квалифиЦированные педагогические работники. количество членов и комиссии не должно быть менее 3-х и более 5 человек. комиссия оценивает уровень проектной деятельности конкретного обучающегося, дает оценку выполненной работы. процедура защиты состоит в б-8 минутном выступлении r{ащегося, который раскрывает актуutльность, поставленные задачи, суть проекта и выводы. ,,щалее следуют ответы на вопросы комиссии. 5. Система оценивания индивидуального проекта 5.1. Критерии оценки проектной работы разработаны с учётом целей и задаЧ проектной деятельности на данном этапе образования. индивидуальный проект оценивают по следующим критериям: 1.способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принrIтогО решениЯ, обоснОвание и создание прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п. Щанный критерий в целом включает оценкУ сформиРованносТи познавательных уrебных действий. 2.Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся В умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использоватъ имеющиеся знания и способы действий. 3.сформированность реryлятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать И управлять своей познавательной ВО ВРеМени, использовать ресурсные возможности дjUI достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в ДеЯТеЛЬНОСТЬЮ трудных ситуациях. 4.сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, арryментированно ответить на вопросы. 5.2. Карта оценкИ метапредметных результатов освоения основной образовательной программы (10 класс) ходе защиты индивиду€lльного итогового проекта (приложение 3). соо б. оо в Щокументация б,l, Щокументом в процедуре разработки индивидуалъного проекта явпяется Настоящее Положение. 6.2. Щокументами, оформляющими процедуру разработки, защиты проекта и оформления всех матери€rлов по нему, являются: . заявление на разработку проекта, . индивидуальный план/программа разработки проекта 6,3, к документам по разработке индивидуЕlльного проекта относится также: , отзыв на проектную работу руководителя проекта (приложение 4). 7. Права и ответственность сторон руко во dumель uнduвudуaltьноео проекmа d олuсен ; , Совместно с индивиду€lльному , Совместно об1^lающимся определить проекту; тему И план работы по С обуrающимся определить цель работы, этапы, сроки, методы работы, источники необходимой информа ции; , Мотивировать Об1.,lающегося на вы олнение работы по индивиду€lльному проекту; , оказывать помощь обучающемуся по вопросам планиров ания, методики, формирОваниЯ и предсТавления результатов работы (исследования); , Контролировать выполнение обучающимся плана работы по выпопнению индивиду€lльного проекта. Руко во d um ел Ь uн d uB udу ал ьн о Z о пр о екm а I,'Jи е е m пр а в о : , Требовать от обучающегося своевременного и качественного выполнениrI работы; , Использоватъ в своей работе имеющиеся в школе информационные ресурсы; . Обращаться к администрации школы в случае систематического несоблюдения сроков реализации плана индивиду€tльного проекта. Обучаюu4uйся dолuсен: . Выбрать тему индивиду€tльного проекта; , Посещать консультации и занятия по индивидуальному проекту; , ответственно относитъся к требованиям и рекомендациrIм руководителя индивидуалъного проекта: , ПодготОвитЬ публичнЫй отчеТ о продеЛанной работе (защита проекта). Обучаюu4uйся uлrееm право : , На консультацию и информационнуIо поддержку руководителя на любом этапе выполнения индивиду€tльного проекта; , Использовать для выполнения индивиду€lльного проекта ресурсы школы. ко ор d uнаm ор про екmн ой d еяm ел ьно с mu d олас ен : , давать нео ходимые разъяснения и консультации rIастникам процесса; , проводить рzlзъяснительные лектории с обуrающимися по подготовке и работе над проектом (пр" необходимости); , обеспечивать учащихся и руководителей проектов методическими матери€tлами; о иметь общ й список авторов и руководителей индивидуальных проектов; о организовать консультации и окuвание методической помощи руководителям проектов в ходе выполнения работ; , организовать и провести итоговую публичную защиту индивиду€tльных проектов, составить график защиты проектов; , обеспечить положительное разрешение сложных ситуаций в ходе реализации индивиду€rльных проектных планов; , вести необходимую сопроводительную и отчетную документацию по проектной деятельности. коор duнаmор про екmной d еяmельно сmu ufuIe еm право : , контролировать организацию условий, необходимьгх для проектной деятельНостИ обучаюЩихся (помешения, доступ к мультимедийной технике, установка программного обеспеченlл,я и т.д.); , осуществлять мониторинг своевременности выполнения этапов проектов; , осуществлять мониторинг своевременности и правильности оформпения проектов - проектной документации; всех проектных матери€tлов для их сдачи; , прИ необходИмостИ - органИзовать независимyIо экспертную оценку содержательного уровня проекта и хода проектного процесса в целом. Приложение 1. Образец оформление титульного листа управление образования администрации Соликамского городского округа Пермского края МунициП€шьное автономНое образователъное учреждение <Средняя общеобрЕвователъная школа NЬ 16> Тема проекта Работаученика _класса Ф.И.О. обучающегося Руководитель проекта Ф.и.о. Работа допущена к защите (( ) Подпись руководителя проекта Соликам ск, 2027 г. 202| г. приложение 2. Рекомендации к компьютерной презентации итогового индивидуального проекта о Компьютерная презентация проектной работы не должна превышать 12 слайдов. О Титульный лист презентации вкJIючает: полное наименование образовательной организации; сведения об авторе и руководителе проекта; год разработки проекта. о Текст слайдов должен быть кратким, читаемым, о a a о максим€lльно информативным и содержать основную информацию по всем р€вделам проекта, расположенную в порядке представления каждого р€вдела. В 10 кJIассе В презентацию обязательно помещаются слайды о реализации проекта. слайды должны быть оформлены в едином стиле. Презентация моЖет содержать иллюстрации, графики, схемы, таблицы, с лаконичным использованием анимационных и цветовых эффектов. предпочтительно использовать светлые тона на слайде и темный шрифт текста. Размер шрифта не менее21. Приложение 3 Карта оценки метапредметных результатов освоения основной образовательной программы СОО ОО(10 класс) в ходе защиты индивидуального итогового проекта Критерии м1 м7 Регулятивцые Щель сформулирована самостоятельно; Автор понимает по каким покiвателям можно определить, что цель достигнута; Самостоятельно осуществляет поиск необходимых ресурсов для достижения цели; Задачи соответствуют цели, сформулированы самостоятельно Автор понимает актуttльность проблемы, ее общественную значимость; составленный алгоритм работы соответствует цели (соответствие этапов работы поставленным задачам) м9 Полученный результат соответствует цели; в процессе рiбоr", ученик демонстрирует умение корректировать свои действия для достижения цели показатель выражен полностью м5 Коммуникативные в ходе работы автор продемонстрировzrл умение осуществлять коммуникацию, необходимую для достижения цели; демонстрирует умение работать в цруппе, умеет работать в рilзных ролях; умеет выстраивать коммуникацию, избегая личных и оценочных суждений, конфликтов Используемые средства информационнокоммуникационных технологий способствуют достижению цели, выбраны целесообразно J 2 показатель выражон частично Не выражен показатель 1 з вырtDкен полностью показатель выражен частично Не выражен показатель выражен полностью показатель выражен частично м2 Бал лы 2 1 J 2 1 Не выражен показатель выражен полностью показатель выражен частично Не выражен показатель выражен полностью J 2 1 л J показатель выражен частично 2 1 мб Автор демонстрирует умение ориентироваться в на:tначениях и функциях отдельных социitльных институтов, отчетливо понимает, для кого может быть полезен продукт проекта Не выражен показатель J вырzDкен полностью 2 показатель выражен частично м8 Автор демонстрирует правильность, точность устной и письменной речи; Использует адекватные языковые средства Не выражен показатель выражен полностью показатель выражен частично мз познавательные Автор демонстрирует умение работать с рtlзличными источниками информации; использует в своей работе различные модельносхематические средства; Содержание проекта выходит за рамки учебного содержаниrI; Умеет высц)аивать индивидуальную образовательную траешорию с целью получения результата м4 учащийся свободно ориентируется в рilзличных источниках инф орм ации; материа_п проекта автором проан€rлизирован, представлена собственная точка зрения; На критику реагирует адекватно, способен аргументированно отстаивать собственную точку зрения 1 з 2 1 Не выражен показатель выражен полностью показатель вырzDкен частично a J 2 1 Не выражен показатель выражен полностью показатель выражен частичцо Не выражен J 2 1 приложение 4. Образец написания отзыва на проектную рабоry отзыв на проектную работу обучающегося класса (полное названuе образоваmельной ор2 нuзацuu по Усmав) (фамuлuя, lлмя u оmчесmво) по теме: (названuе mемы проекmной рабоmы) Структура отзыва: 1. Актуальность или новизна темы (поставленнчUI в работе проблема, попытки ее решения; почему данная тема интересна. днмоеuчньlй разdел прuсуmсmвуеm в 2. 3. с mрукmур е в веd е нuя к у б н о -u с сл ч е еd о в аm ел ь с ко й/ пр ое кmн ой р аб оmе.). КакиМ образоМ автоР пытается решить эту проблему (выполнить поставленную цель). Краткое содержанИе работы, основные выводы, результаты работы. ЛичнаЯ значимость работы для ее автора, социальнЕUI значимость (чем даннм работа может быть интересна другим). Образовательный потенциал работы (предметные знания, Универсапьные уN[ения: какие использовапись в работе, какие были приобретенът). к,щанная рабоmа uJиееm больщую пракmuческую значllJиосmь)), в чем она з€жлIочается (кратко). 4. Соответствие работЫ требованиям, предъявJUIемым к проектной работе. ксоdерuсанuе рабоmы сооmвепсmвуеm ч заdачам uсслеdоваmельской/ целял| проекmной рабоmьl> д€rлее описывается ее структура примерное содержание - что в 1 главе, что во 2-й, что в 3-й. обычно эта информация также присутствует во введении (обьтчно в конце). и 5, и ОбщМ оценка работы. Пожелания, недочеты, раскрытые в позитивной форме, возможные направления дальнейшей работы. Вывод : проектная работа. (ф по теме: (( амuлuя, uнuцuалы уч е HuKa) (названuе mемы) отвечает (не отвечает) требованиям, предъявляемым к индивидуальному итоговому проекту и рекомендуется (не мотtет быть рекомендована) к защите. Руководитель проектной работы ()) ФИО(поdпuсь) 20