Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №16» СОГЛАСОВАНО Педагогическим советом МАОУ «СОШ №16» протокол от 31.08.2020 № 7 о рабочих программах учеб программах внеурочной деятельности 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о рабочих программах учебных предметов, коррекционных занятий, программах внеурочной деятельности (далее - рабочие программы) ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС ООО разработано в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» ст.2, п.9, в соответствии с требованиями новых Федеральных Государственных образовательных стандартов начального общего образования, основного общего образования, для обучающихся с ОВЗ (далее ФГОС), Уставом муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 16» (далее - 0 0 ) , письмом «О рабочих программах учебных предметов» № 081786 от 28.10.2015 г. 1.2. Настоящее Положение определяет структуру, порядок разработки и утверждения рабочей программы. 1.3. Рабочая программа, утвержденная ОО - это локальный нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения учебного предмета, (коррекционного занятия, внеурочного курса), требования к результатам освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования и основного общего образования обучающимися в соответствии с ФГОС. 1.4. Рабочая программа, как компонент адаптированной основной общеобразовательной программы ОО, является средством фиксации содержания образования, планируемых результатов, системы оценки предусмотренных учебным планом ОО. 1.5. Цель рабочей программы — создание условий для планирования, организации и управления образовательной деятельностью. Рабочие программы должны обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы НОО и ООО. Задачи рабочей программы: сформировать представление о практической реализации федерального государственного образовательного стандарта; - определить содержание, объем, порядок изучения учебных предметов, занятий, курсов с учетом целей, задач и особенностей образовательной деятельности ОО и контингента обучающихся. 1.6. Рабочая программа выполняет следующие функции: является обязательной нормой выполнения учебного плана в полном объеме; определяет содержание образования по учебному предмету, занятию, курсу; обеспечивает преемственность содержания образования; реализует принцип интегративного подхода в содержании образования; создает условия для реализации системно-деятельностного подхода; обеспечивает достижение планируемых результатов каждым обучающимся. 2. Разработка рабочей программы 2.1. Разработка рабочих программ относится к компетенции ОО и реализуется ею самостоятельно. 2.2. Рабочие программы составляются на уровень обучения. 2.3. Рабочая программа по курсу (факультативному, элективному по выбору, внеурочной деятельности) может составляется учителем-предметником на учебный год. 2.4. Проектирование содержания образования на уровне учебного предмета, занятия, курса осуществляется индивидуально каждым педагогом в соответствии с уровнем его профессионального мастерства и авторским видением дисциплины (образовательной области). 2.5. Допускается разработка рабочей программы коллективом педагогов одного предметного методического формирования. 2.6. Рабочая программа составляется в двух экземплярах: один является структурным элементом образовательной программы, второй хранится у учителя. 2.7. При составлении, принятии и утверждении рабочей программы должно быть обеспечено ее соответствие следующим документам: - федеральному государственному образовательному стандарту; - примерной программе по учебному предмету; - адаптированной основной общеобразовательной программе ОО; - учебно-методическому комплексу (учебникам). 2.8. Рабочая программа является основой для создания учителем календарно тематического планирования на каждый учебный год. 2.9. Если в примерной программе не указано распределение часов по разделам и темам, а указано только общее количество часов, учитель в рабочей программе распределяет часы по разделам и темам самостоятельно, ориентируясь на используемые учебно-методические комплекты и индивидуальные особенности обучающихся. 2.10. Рабочая программа является обязательным документом для административного контроля полного освоения содержания учебного предмета, занятия, курса обучающимися и достижения ими планируемых результатов на базовом уровне. 3.Оформление и структура рабочей программы 3.1. Рабочая программа должна быть оформлена аккуратно, без исправлений выполнена на компьютере. Текст набирается в редакторе Word шрифтом TimesNewRoman, кегль 12-14, межстрочный интервал одинарный, выравнивание по ширине, поля со всех сторон 1 - 2 см; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст. Титульный лист считается первым, но не нумеруется, также как и листы приложения. 3.2. Структура Рабочей программы: Рабочая учебная программа включает в себя следующие обязательные элементы: • Титульный лист: - пояснительная записка (общая характеристика учебного предмета, занятия, курса; описание его места в учебном плане, описание ценностных ориентиров его содержания); - содержание учебного предмета, занятия, курса с указанием планируемых результатов и системы оценки индивидуальных достижений обучающихся; - календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся; - требования к подготовке обучающихся по предмету, занятию, курсу. - полное наименование 0 0 в соответствии с Уставом; - где, когда и кем утверждена рабочая программа; - наименование учебного предмета, занятия, курса; - указания на принадлежность рабочей учебной программы к уровню общего образования; - срок реализации данной программы (классы, учебный год); - указание примерной программы общего образования (авторской программы), на основе которой разработана данная учебная программа; - Ф.И.О. учителя, составившего данную рабочую учебную программу; - год разработки программ. (Приложение 1) Пояснительная записка (методические указания) содержит: • кому адресована программа; • указывается, в какую образовательную область входит данный учебный предмет, в течение какого времени изучается, за счет каких часов реализуется; • цели (задачи) для уровня обучения; • описание специфики и значения предмета, занятия, курса для решения целей и задач образования школьников; • планируемые результаты; • система оценки достижений обучающихся. Содержание учебного предмета, занятия, курса: • перечень и наименование разделов (тем); • необходимое количество часов для изучения раздела, темы; • содержание учебной темы: - основные изучаемые вопросы; - лабораторные и практические работы, творческие и практические задания, экскурсии и другие формы занятий, используемые при обучении; - требования к освоению УУД обучающихся к концу изучения раздела, темы; - формы и вопросы контроля. - описание основных технологий, методов, форм обучения. Календарно-тематическое планирование • перечень разделов, тем и последовательность их изучения; • количество часов на изучение каждого раздела и каждой темы; • темы отдельных уроков, занятий; является обязательной нормой выполнения учебного плана в полном объеме; определяет содержание образования по учебному предмету, занятию, курсу; обеспечивает преемственность содержания образования; реализует принцип интегративного подхода в содержании образования; создает условия для реализации системно-деятельностного подхода; обеспечивает достижение планируемых результатов каждым обучающимся. 2. Разработка рабочей программы 2.1. Разработка рабочих программ относится к компетенции ОО и реализуется ею самостоятельно. 2.2. Рабочие программы составляются на уровень обучения. 2.3. Рабочая программа по курсу (факультативному, элективному по выбору, внеурочной деятельности) может составляется учителем-предметником на учебный год. 2.4. Проектирование содержания образования на уровне учебного предмета, занятия, курса осуществляется индивидуально каждым педагогом в соответствии с уровнем его профессионального мастерства и авторским видением дисциплины (образовательной области). 2.5. Допускается разработка рабочей программы коллективом педагогов одного предметного методического формирования. 2.6. Рабочая программа составляется в двух экземплярах: один является структурным элементом образовательной программы, второй хранится у учителя. 2.7. При составлении, принятии и утверждении рабочей программы должно быть обеспечено ее соответствие следующим документам: - федеральному государственному образовательному стандарту; - примерной программе по учебному предмету; - адаптированной основной общеобразовательной программе ОО; - учебно-методическому комплексу (учебникам). 2.8. Рабочая программа является основой для создания учителем календарно тематического планирования на каждый учебный год. 2.9. Если в примерной программе не указано распределение часов по разделам и темам, а указано только общее количество часов, учитель в рабочей программе распределяет часы по разделам и темам самостоятельно, ориентируясь на используемые учебно-методические комплекты и индивидуальные особенности обучающихся. 2.10. Рабочая программа является обязательным документом для административного контроля полного освоения содержания учебного предмета, занятия, курса обучающимися и достижения ими планируемых результатов на базовом уровне. 3.Оформление и структура рабочей программы 3.1. Рабочая программа должна быть оформлена аккуратно, без исправлений выполнена на компьютере. Текст набирается в редакторе Word шрифтом TimesNewRoman, кегль 12-14, межстрочный интервал одинарный, выравнивание по ширине, поля со всех сторон 1 - 2 см; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст. Титульный лист считается первым, но не нумеруется, также как и листы приложения. 3.2. Структура Рабочей программы: Рабочая учебная программа включает в себя следующие обязательные элементы: • Титульный лист: - пояснительная записка (общая характеристика учебного предмета, занятия, курса; описание его места в учебном плане, описание ценностных ориентиров его содержания); - содержание учебного предмета, занятия, курса с указанием планируемых результатов и системы оценки индивидуальных достижений обучающихся; - календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся; - требования к подготовке обучающихся по предмету, занятию, курсу. - полное наименование 0 0 в соответствии с Уставом; - где, когда и кем утверждена рабочая программа; - наименование учебного предмета, занятия, курса; - указания на принадлежность рабочей учебной программы к уровню общего образования; - срок реализации данной программы (классы, учебный год); - указание примерной программы общего образования (авторской программы), на основе которой разработана данная учебная программа; - Ф.И.О. учителя, составившего данную рабочую учебную программу; - год разработки программ. (Приложение 1) Пояснительная записка (методические указания) содержит: • кому адресована программа; • указывается, в какую образовательную область входит данный учебный предмет, в течение какого времени изучается, за счет каких часов реализуется; • цели (задачи) для уровня обучения; • описание специфики и значения предмета, занятия, курса для решения целей и задач образования школьников; • планируемые результаты; • система оценки достижений обучающихся. Содержание учебного предмета, занятия, курса: • перечень и наименование разделов (тем); • необходимое количество часов для изучения раздела, темы; • содержание учебной темы: - основные изучаемые вопросы; - лабораторные и практические работы, творческие и практические задания, экскурсии и другие формы занятий, используемые при обучении; - требования к освоению УУД обучающихся к концу изучения раздела, темы; - формы и вопросы контроля. - описание основных технологий, методов, форм обучения. Календарно-тематическое планирование • перечень разделов, тем и последовательность их изучения; • количество часов на изучение каждого раздела и каждой темы; • темы отдельных уроков, занятий; • указываются практические и контрольные работы по изучаемым темам; • указываются виды деятельности обучающихся; • номера уроков, занятий и даты их проведения (план, факт). В календарно-тематическом планировании возможно указывать вид занятия (теоретическое или практическое), домашнее задание. Каждый отчетный период (четверть) календарно-тематический план рабочей программы соотносится с классным журналом и отчетом учителя о прохождении программного материала. В случае их расхождения учитель обосновывает несоответствия и вносит изменения в календарно - тематический план, обеспечивая условия для прохождения программы в полном объеме за меньшее или большее количество учебных часов. Требования к уровню подготовки обучающихся. Требования к уровню подготовки обучающихся - это установленные стандартом результаты освоения федерального государственного стандарта образования. Требования разрабатываются в соответствии с обязательным минимумом, преемственны по уровням общего образования и учебным предметам. Требования задаются в деятельностной форме (учебного предмета, занятия, курса). 4. Рассмотрение и утверждение рабочей программы. 4.1. Разработка и утверждение рабочей программы относится к компетенции ОО и реализуется ею самостоятельно. 4.2. Рабочая программа, утверждается руководителем ОО в срок до 1 сентября текущего учебного года. 4.3. Рабочая программа на предмет ее соответствия требованиям государственного образовательного стандарта, рассматривается на заседании методического совета, который принимает решение «рекомендовать к утверждению». Утверждается приказом директора об утверждении рабочих программ. 4.4. Рабочая программа разрабатывается ежегодно. 4.5. Утвержденные рабочие программы являются составной частью основной образовательной программы ОО, входят в обязательную нормативную локальную документацию ОО, публикуются на официальном сайте ОО. 4.6. Администрация ОО осуществляет контроль реализации рабочих программ в соответствии с планом внутришкольного контроля. Объектами проверки являются: • выполнение теоретической и практической части программы; • соблюдение графика проведения контрольных работ; • правильность оформления классного журнала. Приложение 1 к Положению Образец титульного листа Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №16» Рассмотрена и рекомендована к утверждению методическим советом школы Протокол №___ от_________ УТВЕРЖДАЮ Директор МАОУ «СОШ №16» _______Е. В. Емельянова » 2017г. «____ »___ от« » 2020г. Приказ № РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике для обучающихся 1 -4 классов (программа «Школа России» учебник М.И.Моро) Ф.И.О.учителя г.Соликамск, 2020