М у н и ц и п ал ьн о е автон ом н ое о б щ ео б р азо в ател ьн о е у ч реж ден и е « С р ед н яя общ ео б р азо вател ьн ая ш кол а № 16» Согласовано Педагогическим советом МАОУ «СОШ №16» протокол от 31.08.2020 № 7 об адаптированной основной обн* образования (Далее - АООП НОО) 1. Общие положения 1.1 Настоящее положение разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании» от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3, ст. 12; Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утвержден приказом М инобрнауки РФ от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»; Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (утвержден приказом М ОиН РФ от 06.10.2009 года № 373), федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (утвержден приказом М ОиН РФ от 17.12.2010 года № 1897); приказом М инистерства образования и науки РФ "О внесении изменений в приказ М инистерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 г. № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования" от 29.12.2014 №1643. 1.2.Положение определяет структуру, порядок разработки и утверждения адаптированной основной образовательной программы, реализуемой в МАОУ «СОШ №16». 1.3. Адаптированная основная общеобразовательная программа начал общего образования (Далее - АООП НОО) - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно педагогических условий и форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов. 1.4. АООП НОО определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне НОО и обеспечивает решение задач, указанных в пункте 1.8 Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденного приказом М инобрнауки РФ от 19.12.14 №1598 (далее - Стандарт). 1.5. АООП НОО разрабатывается рабочей группой по введению федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (далее - ФГОС ОВЗ) с учётом особенностей образовательной организации, образовательных потребностей и запросов обучающихся, их родителей (законных представителей) и общественности. 2. Структура АООП НОО 2.1. АООП НОО включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. 2.2. АООП НОО реализуется через урочную и внеурочную деятельность. 2.3. АООП НОО содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный. Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации АООП НОО, а также способы определения достижения этих целей и результатов. Целевой раздел включает: 1. Пояснительную записку; 2. Планируемы результаты освоения обучающимися с ОВЗ АООП НОО; 3. Систему оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО. Содержательный раздел определяет общее содержание НОО обучающихся с ОВЗ и включает следующие программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов (в зависимости от варианта АООП НОО. описанных в приложениях к Стандарту): 1. Программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся; 2. Программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области, курсов внеурочной деятельности; 3. Программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся с ОВЗ при получении НОО; 4. Программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни; 5. Программу коррекционной работы; 6. Программу внеурочной деятельности. Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательной деятельности, а также механизмы реализации АООП НОО. Организационный раздел включает: 1. Учебный план НОО, включающий предметные и коррекционно-развивающие области, направления внеурочной деятельности; 2. Систему специальных условий реализации АООП НОО в соответствии с требованиями Стандарта. Учебный план НОО обучающихся с ОВЗ (далее - Учебный план) является основным организационным механизмом реализации АООП НОО. 2.4. Требования к разделам АООП НОО: 2.4.1. Пояснительная записка должна раскрывать: 1) цели реализации АООП НОО, конкретизированные в соответствии с требованиями 2) принципы и подходы к формированию АООП НОО; 3) общую характеристику АООП НОО; 4) психолого-педагогическую характеристику обучающихся с ОВЗ 5) описание особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ 2.4.2 Планируемы результаты освоения АООП НОО должны: 1) обеспечивать связь между требованиями Стандарта, образовательной деятельностью и системой оценки результатов освоения АООП НОО; 2) являться основой для разработки АООГ1 НОО; 3) являться содержательной и критериальной основой для разработки рабочих программ учебных предметов и учебно-методической литературы, а также для системы оценки качества освоения обучающимися АООП НОО в соответствии с требованиями Стандарта. Структура и содержание планируемых результатов освоения АООП НОО должны отражать требования Стандарта. 2.4.3. Учебный план обеспечивает введение в действие и реализацию требований Стандарта, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных и коррекционно развивающей областей по классам. АООП НОО включает несколько учебных планов. Учебный план включает предметные области в зависимости от вариантов АООП НОО. Обязательным элементом структуры Учебного плана является «Коррекционно развивающая область», реализующаяся через содержание коррекционных курсов, указанных в приложениях к Стандарту. В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся с ОВЗ часть Учебного плана формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает: 1. Учебные занятия для углубленного изучения отдельных обязательных предметов; 2. Учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся с ОВЗ, в том числе этнокультурные; 3.Увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части; 4.Введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ и необходимую коррекцию в психическом и(или) физическом развитии; введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных предметов. 5. Часть Учебного плана, формируемая участниками образовательных отношен включает часы на внеурочную деятельность до 10 часов в неделю, предназначенные для реализации направлений внеурочной деятельности (не более 5 часов в неделю), и часы на коррекционно-развивающую область (не менее 5 часов в неделю), указанные в приложении к Стандарту. 2.4.4. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся с ОВЗ при изучении НОО должна содержать: 1. Описание ценностных ориентиров содержания образования при получении НОО; 2. Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов; 3.Характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий; 4.Описание преемственности программы формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному общему образованию. 2.4.5. Программы отдельных учебных предметов, коррекционных курсов разрабатываются на основе: - требований к результатам освоения АООП НОО; - программы формирования универсальных учебных действий. Программы отдельных учебных предметов должны содержать: 1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели при получении НОО с учетом специфики учебного предмета, коррекционного курса; 2) общую характеристику учебного предмета, коррекционного курса; 3) описание места учебного предмета, коррекционного курса в учебном плане; 4) описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета; л 5) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, коррекционного курса 6) содержание учебного предмета, коррекционного курса; 7) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся; 8) описание материально-технического обеспечения образовательного процесса. 2.4.6. Программа духовно-нравственного развития должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся с ОВЗ в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе организации, семьи и других институтов, общества. В основу программы духовно-нравственного развития должны быть положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества. Программа духовно-нравственного развития должна обеспечивать: 1. Создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания; 2. Формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внеш кольную деятельность и учитываю щ ей историко-культурную, этническую и региональную специфику. Программа духовно-нравственного развития должна включать: цель, задачи, основные направления работы, перечень планируемых результатов воспитания, формы организации работы. 2.4.7. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни должна обеспечивать: 1. Формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды; 2. Пробуждение в обучающихся желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью) путем соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения; 3. Формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе; 4. Формирование установок на использование здорового питания; 5. Использование оптимальных двигательных режимов для обучающихся с ОВЗ с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом; 6. Соблюдение здоровьесозидающих режимов дня; 7. Ф ормирование негативного отношения к факторам риска здоровью обучающихся; 8. Формирование потребности у обучающихся с ОВЗ обращения к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состоянием здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены; 9. Ф ормирование умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях; 10.Становление умений противостояния вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ. 2.4.8. Программа коррекционной работы должна обеспечивать: выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии; осуществление индивидуально ориентированной психолого-медикопедагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии). Программа коррекционной работы должна содержать: 1. Перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ; 2. Систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ в условиях образовательной деятельности, включающего психолого-медико-педагогическое обследование обучающихся с целью выявления их особых образовательных потребностей, мониторинг динамики развития обучающихся; 3. Корректировку коррекционных мероприятий. 2.4.9. Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО должна учитывать особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ, закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описание объекта и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы предоставления результатов, условия и границы применения системы оценки, предусматривая приоритетную оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся с ОВЗ. Обучающийся с ОВЗ имеет право на прохождение текущей, промежуточной и итоговой аттестации в иных формах. 2.4.10. Программа внеурочной деятельности АООП НОО включает следующие направления: - спортивно-оздоровительное: - духовно-нравственное; - социальное; - общеинтеллектуальное; - общ екультурное в таких формах, как индивидуальные и групповые занятия, экскурсии, кружки, секции, соревнования, общественно полезные практики и другое. Организация самостоятельно разрабатывает и утверждает программу внеурочной деятельности. 2.4.11. Система условий реализации АООП НОО в соответствиями с требованиями Стандарта (далее - система условий) разрабатывается на основе соответствующих требований Стандарта и обеспечивает достижение планируемых результатов освоения АООП НОО. Система условий должна учитывать особенности организации, а также ее взаимодействие с партнерами. Система условий должна содержать: описание имеющихся условий: кадровых, финансовых, материально-технических (включая учебно-методическое и информационное обеспечение); контроль за состоянием системы условий. 2.5. АООП НОО должна обеспечивать достижение обучающимися результатов освоения АООП НОО в соответствии с требованиями, установленными Стандартом. Реализация АООП НОО осуществляется организацией. При отсутствии возможности реализации внеурочной деятельности образовательная организация в рамках соответствующ их государственных (муниципальных заданий), формируемых учредителем, использует возможности организаций дополнительного образования, организаций культуры и спорта. 2.6. АООП НОО долж на учитывать тип образовательной организации, а также образовательные потребности и запросы обучающихся с ОВЗ. 2.7. Организация временного режима обучения обучающихся с ОВЗ по АООП должна соответствовать их особым образовательным потребностям и учитывать их индивидуальные возможности. Продолжительность занятий, продолжительность перемен между уроками и коррекционно-развивающими занятиями и внеурочной деятельностью определяется действующими санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям организации обучения обучающихся с ОВЗ. 2.8. Определение варианта АООП НОО для обучающихся с ОВЗ осуществляется на основе рекомендаций ПМПК, сформулированных по результатам его комплексного психолого-медико-педагогического обследования с учетом мнения родителей (законных представителей). В процессе освоения АООП НОО сохраняется возможность перехода обучающегося с одного варианта на другой. Перевод обучающегося с ОВЗ с одного варианта на другой осуществляется организацией на основании комплексной оценки результатов освоения АООП НОО, но рекомендации ПМ ПК и с учетом мнения родителей (законных представителей) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 3. Порядок разработки и утверждения АООП НОО 3.1.Директор образовательной организации: поручает рабочей группе разработку проекта АООП НОО организации; самостоятельно устанавливает сроки подготовки проекта АООП НОО; 3.2. Проект АООП НОО перед утверждением принимается на педагогич совете (по итогам рассмотрения оформляется протокол). 3.3. По итогам согласования и принятия образовательной программы издаётся приказ об утверждении АООП НОО. 3.4. О бщ еобразовательная организация может в случае необходимости вносить изменения и дополнения в АООП НОО. 3.5. Настоящее положение принимается педагогическим советом общеобразовательной организации и утверждается приказом директора.