Положение об адаптированной ООП начального общего образования

М у н и ц и п ал ьн о е автон ом н ое о б щ ео б р азо в ател ьн о е у ч реж ден и е
« С р ед н яя общ ео б р азо вател ьн ая ш кол а № 16»

Согласовано
Педагогическим советом
МАОУ «СОШ №16»
протокол от 31.08.2020 № 7

об адаптированной основной обн*
образования (Далее - АООП НОО)

1. Общие положения
1.1 Настоящее положение разработано в соответствии с Законом РФ «Об
образовании» от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3, ст. 12; Федеральным государственным
образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья (утвержден приказом М инобрнауки РФ от
19.12.2014 № 1598 «Об утверждении Федерального государственного образовательного
стандарта
начального
общего
образования
обучающихся
с ограниченными
возможностями
здоровья»;
Федеральным
государственным
образовательным
стандартом начального общего образования (утвержден приказом М ОиН РФ от
06.10.2009 года № 373), федеральным государственным образовательным стандартом
основного общего образования (утвержден приказом М ОиН РФ от 17.12.2010 года №
1897); приказом М инистерства образования и науки РФ "О внесении изменений в
приказ М инистерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 г. № 373 "Об
утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта
начального общего образования" от 29.12.2014 №1643.
1.2.Положение определяет структуру, порядок разработки и утверждения
адаптированной основной образовательной программы, реализуемой в МАОУ «СОШ
№16».
1.3.
Адаптированная основная общеобразовательная программа начал
общего образования (Далее - АООП НОО) - комплекс основных характеристик
образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно­
педагогических условий и форм аттестации, который представлен в виде учебного
плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов,
дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических
материалов.
1.4. АООП НОО определяет содержание и организацию образовательной
деятельности на уровне НОО и обеспечивает решение задач, указанных в пункте 1.8
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденного
приказом М инобрнауки РФ от 19.12.14 №1598 (далее - Стандарт).
1.5. АООП НОО разрабатывается рабочей группой по введению федеральных
государственных образовательных стандартов общего образования (далее - ФГОС ОВЗ)
с учётом особенностей образовательной организации, образовательных потребностей и
запросов обучающихся, их родителей (законных представителей) и общественности.
2. Структура АООП НОО

2.1. АООП НОО включает обязательную часть и часть, формируемую
участниками образовательных отношений.
2.2. АООП НОО реализуется через урочную и внеурочную деятельность.
2.3. АООП НОО содержит три раздела: целевой, содержательный и
организационный.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты
реализации АООП НОО, а также способы определения достижения этих целей и
результатов.
Целевой раздел включает:
1. Пояснительную записку;
2. Планируемы результаты освоения обучающимися с ОВЗ АООП НОО;
3. Систему оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО.
Содержательный раздел определяет общее содержание НОО обучающихся с ОВЗ и
включает следующие программы, ориентированные на достижение личностных,
предметных и метапредметных результатов (в зависимости от варианта АООП НОО.
описанных в приложениях к Стандарту):
1. Программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся;
2. Программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей
области, курсов внеурочной деятельности;
3. Программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся с ОВЗ при
получении НОО;
4. Программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа
жизни;
5. Программу коррекционной работы;
6. Программу внеурочной деятельности.
Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательной
деятельности, а также механизмы реализации АООП НОО.
Организационный раздел включает:
1. Учебный план НОО, включающий предметные и коррекционно-развивающие
области, направления внеурочной деятельности;
2. Систему специальных условий реализации АООП НОО в соответствии с
требованиями Стандарта.
Учебный план НОО обучающихся с ОВЗ (далее - Учебный план) является основным
организационным механизмом реализации АООП НОО.
2.4. Требования к разделам АООП НОО:
2.4.1. Пояснительная записка должна раскрывать:
1) цели реализации АООП НОО, конкретизированные в соответствии с требованиями
2) принципы и подходы к формированию АООП НОО;
3) общую характеристику АООП НОО;
4) психолого-педагогическую характеристику обучающихся с ОВЗ
5) описание особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ
2.4.2 Планируемы результаты освоения АООП НОО должны:
1) обеспечивать связь между требованиями Стандарта, образовательной деятельностью
и системой оценки результатов освоения АООП НОО;
2) являться основой для разработки АООГ1 НОО;
3) являться содержательной и критериальной основой для разработки рабочих программ
учебных предметов и учебно-методической литературы, а также для системы оценки
качества освоения обучающимися АООП НОО в соответствии с требованиями
Стандарта.

Структура и содержание планируемых результатов освоения АООП НОО должны
отражать требования Стандарта.
2.4.3. Учебный план обеспечивает введение в действие и реализацию требований
Стандарта, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной
нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных и коррекционно­
развивающей областей по классам.
АООП НОО включает несколько учебных планов.
Учебный план включает предметные области в зависимости от вариантов АООП
НОО.
Обязательным элементом структуры Учебного плана является «Коррекционно­
развивающая область», реализующаяся через содержание коррекционных курсов,
указанных в приложениях к Стандарту.
В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся с ОВЗ часть
Учебного
плана
формируемая
участниками
образовательных
отношений,
предусматривает:
1. Учебные занятия для углубленного изучения отдельных обязательных
предметов;
2. Учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся с ОВЗ, в
том числе этнокультурные;
3.Увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных
предметов обязательной части;
4.Введение
учебных
курсов,
обеспечивающих
удовлетворение
особых
образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ и необходимую коррекцию в
психическом и(или) физическом развитии;
введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных предметов.
5.
Часть Учебного плана, формируемая участниками образовательных отношен
включает часы на внеурочную деятельность до 10 часов в неделю, предназначенные для
реализации направлений внеурочной деятельности (не более 5 часов в неделю), и часы
на коррекционно-развивающую область (не менее 5 часов в неделю), указанные в
приложении к Стандарту.
2.4.4.
Программа
формирования
универсальных
учебных
действий
у
обучающихся с ОВЗ при изучении НОО должна содержать:
1. Описание ценностных ориентиров содержания образования при получении НОО;
2. Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов;
3.Характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных
универсальных учебных действий;
4.Описание преемственности программы формирования универсальных
учебных
действий при переходе от дошкольного к начальному общему образованию.
2.4.5. Программы отдельных учебных предметов, коррекционных курсов
разрабатываются на основе:
- требований к результатам освоения АООП НОО;
- программы формирования универсальных учебных действий.
Программы отдельных учебных предметов должны содержать:
1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели при получении
НОО с учетом специфики учебного предмета, коррекционного курса;
2) общую характеристику учебного предмета, коррекционного курса;
3) описание места учебного предмета, коррекционного курса в учебном плане;
4) описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;

л
5) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного
учебного предмета, коррекционного курса
6) содержание учебного предмета, коррекционного курса;
7) тематическое
планирование с определением основных видов учебной
деятельности обучающихся;
8) описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
2.4.6. Программа духовно-нравственного развития должна быть направлена на
обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся с ОВЗ в единстве урочной,
внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе
организации, семьи и других институтов, общества.
В основу программы духовно-нравственного развития должны быть положены
ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского
общества.
Программа духовно-нравственного развития должна обеспечивать:
1. Создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся
осваивать и на практике использовать полученные знания;
2. Формирование целостной образовательной среды, включающей урочную,
внеурочную и внеш кольную деятельность и учитываю щ ей историко-культурную,
этническую и региональную специфику.
Программа духовно-нравственного развития должна включать:
цель, задачи, основные направления работы, перечень планируемых результатов
воспитания, формы организации работы.
2.4.7. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного
образа жизни должна обеспечивать:
1. Формирование представлений об основах экологической культуры на примере
экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и
окружающей среды;
2. Пробуждение в обучающихся желания заботиться о своем здоровье
(формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью) путем
соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего
характера учебной деятельности и общения;
3. Формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе;
4. Формирование установок на использование здорового питания;
5. Использование оптимальных двигательных режимов для обучающихся с ОВЗ с
учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в
занятиях физической культурой и спортом;
6. Соблюдение здоровьесозидающих режимов дня;
7. Ф ормирование негативного отношения к факторам риска здоровью
обучающихся;
8. Формирование потребности у обучающихся с ОВЗ обращения к врачу по любым
вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состоянием здоровья, развитие
готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования
навыков личной гигиены;
9. Ф ормирование умений безопасного поведения в окружающей среде и
простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях;
10.Становление
умений
противостояния
вовлечению
в
табакокурение,
употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ.
2.4.8. Программа коррекционной работы должна обеспечивать:
выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными

возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или)
психическом развитии;
осуществление
индивидуально
ориентированной
психолого-медикопедагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом
особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в
соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии).
Программа коррекционной работы должна содержать:
1. Перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных
коррекционных
мероприятий,
обеспечивающих
удовлетворение
особых
образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ;
2. Систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения
обучающихся с ОВЗ в условиях образовательной деятельности, включающего
психолого-медико-педагогическое обследование обучающихся с целью выявления их
особых образовательных потребностей, мониторинг динамики развития обучающихся;
3. Корректировку коррекционных мероприятий.
2.4.9. Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО
должна учитывать особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ,
закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описание объекта и
содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы
предоставления результатов, условия и границы применения системы оценки,
предусматривая приоритетную оценку динамики индивидуальных достижений
обучающихся с ОВЗ.
Обучающийся с ОВЗ имеет право на прохождение текущей, промежуточной и
итоговой аттестации в иных формах.
2.4.10. Программа внеурочной деятельности АООП НОО включает следующие
направления:
- спортивно-оздоровительное:
- духовно-нравственное;
- социальное;
- общеинтеллектуальное;
- общ екультурное в таких формах, как индивидуальные и групповые занятия,
экскурсии, кружки, секции, соревнования, общественно полезные практики и другое.
Организация самостоятельно разрабатывает и утверждает программу внеурочной
деятельности.
2.4.11. Система условий реализации АООП НОО в соответствиями с
требованиями Стандарта (далее - система условий) разрабатывается на основе
соответствующих требований Стандарта и обеспечивает достижение планируемых
результатов освоения АООП НОО.
Система условий должна учитывать особенности организации, а также ее
взаимодействие с партнерами.
Система условий должна содержать:
описание имеющихся условий: кадровых, финансовых, материально-технических
(включая учебно-методическое и информационное обеспечение);
контроль за состоянием системы условий.
2.5. АООП НОО должна обеспечивать достижение обучающимися результатов
освоения АООП НОО в соответствии с требованиями, установленными Стандартом.
Реализация АООП НОО осуществляется организацией. При отсутствии
возможности реализации внеурочной деятельности образовательная организация в
рамках соответствующ их государственных (муниципальных заданий), формируемых

учредителем, использует возможности организаций дополнительного образования,
организаций культуры и спорта.
2.6. АООП НОО долж на учитывать тип образовательной организации, а также
образовательные потребности и запросы обучающихся с ОВЗ.
2.7. Организация временного режима обучения обучающихся с ОВЗ по АООП
должна соответствовать их особым образовательным потребностям и учитывать их
индивидуальные возможности.
Продолжительность занятий, продолжительность перемен
между уроками и
коррекционно-развивающими занятиями и внеурочной деятельностью определяется
действующими санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям организации
обучения обучающихся с ОВЗ.
2.8. Определение варианта АООП НОО для обучающихся с ОВЗ осуществляется
на основе рекомендаций ПМПК, сформулированных по результатам его комплексного
психолого-медико-педагогического обследования с учетом
мнения родителей
(законных представителей).
В процессе освоения АООП НОО сохраняется возможность перехода
обучающегося с одного варианта на другой. Перевод обучающегося с ОВЗ с одного
варианта на другой осуществляется организацией на основании комплексной оценки
результатов освоения АООП НОО, но рекомендации ПМ ПК и с учетом мнения
родителей (законных представителей) в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации.
3. Порядок разработки и утверждения АООП НОО
3.1.Директор образовательной организации:
поручает рабочей группе разработку проекта АООП НОО организации;
самостоятельно устанавливает сроки подготовки проекта АООП НОО;
3.2.
Проект АООП НОО перед утверждением принимается на педагогич
совете (по итогам рассмотрения оформляется протокол).
3.3. По итогам согласования и принятия образовательной программы издаётся
приказ об утверждении АООП НОО.
3.4. О бщ еобразовательная организация может в случае необходимости вносить
изменения и дополнения в АООП НОО.
3.5.
Настоящее
положение
принимается
педагогическим
советом
общеобразовательной организации и утверждается приказом директора.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

1

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».