Положение о структуре, порядке разработки и утверждения АООП для обучающихся с ОВЗ

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 16»
Согласовано
Педагогическим советом
МАОУ «СОШ №16»
протокол от 31.08.2020 № 7

рждаю
ОУ «СОШ } Го16»
Емельянова ]i.B.
31 августа 2020 №83

ПОЛОЖЕ
о структуре, порядке разработки и утверждения адаптированной основной
общеобразовательной программы для обучающихся с ОВЗ (далее АООП)
1.0бщие положения.

I.1.

Настоящее Положение о структуре, порядке разработки и утверждения
адаптированной
основной
общеобразовательной
программы
муниципального
автономного
общеобразовательного
учреждения
«Основная общеобразовательная школа № 16» (далее - Школа) разработано
в соответствии с документами:
• Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской
Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.
• Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
основным
общеобразовательным программам - образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования. Утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ
от 30 августа 2013 г. № 1015.
• Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598
"Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ».
• Постановление главного государственного врача Российской федерации от
10 июля 2015 года № 26 Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации
обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность по адаптированным основным общеобразовательным
программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
• Примерная АООП НОО обучающихся с ОВЗ.
• Устав школы.
1.2. АООП разрабатывается школой самостоятельно с учетом ФГОС.
1.3. Завершается освоение АООП государственной итоговой аттестацией в
формах и порядке, установленном Министерством образования и науки
Российской Федерации для обучающихся с ОВЗ.
1.4. АООП утверждается директором школы.
II. Структура АООП.

2.1.
АООП определяет содержание и организацию образовательно
деятельности обучающихся с ОВЗ.
АООП обеспечивает решение следующих задач:
формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее
развитие
личности
(нравственно-эстетическое,
социально-личностное,
интеллектуальное, физическое);
охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в
том числе их социального и эмоционального благополучия;
формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения,
обучающихся в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно­
нравственными и социокультурными ценностями;
формирование основ учебной деятельности (умение принимать,
сохранять цели и следовать им в процессе решения учебных задач, планировать
свою деятельность, контролировать процесс, доводить его до конца, адекватно
оценивать результаты, взаимодействовать с педагогами и сверстниками);
создание специальных условий для получения образования в
соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями,
развитие способностей и творческого потенциала каждого обучающегося как
субъекта отношений в сфере образования;
обеспечение вариативности и разнообразия содержания АООП и
организационных форм получения образования обучающихся с ОВЗ с учетом их
образовательных потребностей,
способностей
и состояния здоровья,
типологических и индивидуальных особенностей;
2.2.АООП реализуется с учетом особых образовательных потребностей групп
или отдельных обучающихся
с
ОВЗ
на
основе
специально
разработанных учебных планов, которые обеспечивают освоение АООП на
основе ее содержания с учетом особенностей и потребностей обучающихся.
2.3.
АООП должна содержать три раздела:целевой, содержательный и
организационный.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые
результаты реализации АООП, а также способы определения достижения этих
целей и результатов. Целевой раздел включает:
пояснительную записку;
планируемые результаты освоения обучающимися с ОВЗ АООП;
систему оценки достижения планируемых результатов освоения
АООП.
Содержательный раздел определяет общее содержание образования
обучающихся с ОВЗ и включает следующие программы, ориентированные на
достижение личностных и предметных результатов:
программу формирования универсальных учебных действий;

программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционно­
развивающей области;
программу
духовно-нравственного
развития,
воспитания
обучающихся с ОВЗ;
программу формирования экологической культуры, здорового и
безопасного образа жизни;
программу коррекционной работы;
программу внеурочной деятельности.
Организационный раздел определяет общие рамки организации
образовательной деятельности, а также механизмы реализации АООП.
Организационный раздел включает:
учебный план, включающий
предметные
и
коррекционно­
развивающие области, внеурочную деятельность;
систему специальных условий реализации АООП в соответствии с
требованиями ФГОС.
Учебный план является основным организационным механизмом
реализации АООП.
2.7. Требования к разделам АООП:
2.7.1 Пояснительная записка должна раскрывать:
1) цели реализации АООП, конкретизированные в соответствии с
требованиями ФГОС к результатам освоения АООП;
2) принципы и подходы к формированию АООП;
3) общую характеристику АООП;
4) психолого-педагогическую характеристику обучающихся с ОВЗ;
5) описание особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ;
2.7.2 Планируемые результаты освоения АООП должны:
1) обеспечивать связь между требованиями ФГОС, образовательной
деятельностью и системой оценки результатов освоения АООП;
2)
являться содержательной и критериальной основой для разработки
рабочих программ учебных предметов, а также для системы оценки качества
освоения обучающимися АООП в соответствии с требованиями ФГОС.
Структура и содержание планируемых результатов освоения АООП должны
адекватно отражать требования ФГОС, передавать специфику образовательной
деятельности (в частности, специфику целей изучения учебных предметов и
курсов коррекционно-развивающей области), соответствовать возрастным
возможностям и особым потребностям обучающихся с ОВЗ.
2.7.3 Учебный план обеспечивает введение в действие и реализацию
требований ФГОС, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем
аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных
и коррекционно-развивающих областей по классам (годам обучения).

АООП может включать как один, так и несколько учебных планов.
Формы организации образовательной деятельности, чередование учебной и
внеурочной деятельности в рамках реализации АООП определяет Школа.
В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся часть
учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
предусматривает:
учебные занятия,
обеспечивающие различные интересы
обучающихся;
увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных
учебных предметов обязательной части;
введение учебных занятий, обеспечивающих удовлетворение особых
образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ и необходимую коррекцию
недостатков в психическом и (или) физическом развитии;
введение учебных курсов для факультативного изучения.
2.7.4. Программных учебных предметов, коррекционных занятий должны
обеспечивать достижение планируемых результатов освоения АООП.
Программы учебных предметов, коррекционных занятий разрабатываются
на основе:
требований к личностным и предметным результатам (возможным
результатам) освоения АООП;
программы формирования универсальных учебных действий.
Программы учебных предметов, коррекционных занятий должны
содержать:
1)
пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели
образования с учетом специфики учебного предмета, коррекционного занятия;
2)
общую характеристику учебного предмета, коррекционного занятия с
учетом особенностей его освоения обучающимися;
3)
описание места учебного предмета в учебном плане;
4)
личностные и предметные результаты освоения учебного предмета,
коррекционного занятия;
5)
содержание учебного предмета, коррекционного занятия;
6)
тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности обучающихся;
2.7.5. Программа духовно-нравственного развития обучающихся с ОВЗ
должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития (в
соответствии с приложением к ФГОС) обучающихся в единстве урочной,
внеурочной деятельности, в совместной педагогической работе Школы, семьи и
учреждений дополнительного образования.

В основу Программы духовно-нравственного развития должны быть
положены ключевые воспитывающие задачи, базовые национальные ценности
российского общества.
Программа духовно-нравственного развития должна обеспечивать:
создание системы воспитывающих мероприятий, позволяющих
обучающемуся осваивать и использовать на практике полученные знания;
формирование целостной образовательной среды, включающей
урочную, внеурочную деятельность и учитывающей историко-культурную и
региональную специфику.
Программа духовно-нравственного развития должна включать цель, задачи,
основные направления работы, перечень планируемых результатов воспитания
(социальных компетенций, моделей поведения школьников с ОВЗ), формы
организации работы.
2.7.6.
Программа формирования экологической культуры, здорового
безопасного образа жизни должна обеспечивать:
формирование представлений об основах экологической культуры на
примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для
человека и окружающей среды;
пробуждение у обучающихся желания заботиться о своем здоровье
(формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью) путем
соблюдения
правил
здорового образа
жизни
и
организации здоровьесберегающего характера учебной деятельности и
общения;
формирование познавательного интереса и бережного отношения к
природе;
формирование установок на использование здорового питания;
использование оптимальных двигательных режимов для детей с
учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие
потребности в занятиях физической культурой и спортом;
соблюдение режима дня;
формирование негативного отношения к факторам риска здоровью
детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и
другие психоактивные
вещества, инфекционные заболевания);
л
формирование потребности обучающегося обращаться к врачу по
любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состоянием
здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на
основе использования навыков личной гигиены;
формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и
простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях;

становление умений противостояния вовлечению в табакокурение,
употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ.
Программа формирования экологической культуры, здорового и
безопасного образа жизни должна содержать цели, задачи, планируемые
результаты, основные направления и перечень организационных форм.
2.7.7. Программа коррекционной работы (в соответствии с приложением к
ФГОС, от 19.12.2014 № 1599).
2.7.8. Система оценки достижения планируемых результатов освоения
АООП должна:
1)
закреплять основные направления и цели оценочной деятельности,
описание объекта и содержание оценки, критерии, процедуры и состав
инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и
границы применения системы оценки;
2)
обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения
АООП, позволяющий оценивать в единстве предметные и личностные результаты
его образования.
2.7.9. Программа внеурочной деятельности включает направления развития
личности (в соответствии с приложением к ФГОС), школы самостоятельно
разрабатывает и утверждает программу внеурочной деятельности.
2.7.10. Система условий реализации АООП в соответствии с требованиями
ФГОС (далее - система условий) разрабатывается на основе соответствующих
требований ФГОС и обеспечивает достижение планируемых (возможных)
результатов освоения АООП.
Система условий должна учитывать особенности организации, а также ее
взаимодействие с социальными партнерами.
Система условий должна содержать:
описание имеющихся условий: кадровых, финансовых, материальнотехнических (включая учебно-методическое и информационное обеспечение);
- контроль за состоянием системы условий.
2.8.
Разработанная организацией АООП должна обеспечивать достижен
обучающимися результатов освоения АООП в соответствии с требованиями,
установленными ФГОС.
Реализация АООП
осуществляется самой школой.
л
В период каникул используются возможности организации отдыха детей и
их оздоровления, тематических лагерных смен, создаваемых на базе школы и
организаций дополнительного образования.
В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся с ОВЗ в
АООП предусматриваются:
- факультативные курсы, обеспечивающие различные потребности обучающихся;
- внеурочная деятельность.

2.9.АООП учитывает образовательные потребности и запросы обучающихся
сОВЗ.
2.10.Для профилактики переутомления обучающихся в календарном учебном
графике предусмотрены равномерно распределенные периоды учебного времени
и каникул.
Продолжительность занятий, продолжительность перемен между уроками
и коррекционно-развивающими
занятиями и
внеурочной
деятельностью
определяется действующими санитарно-эпидемиологическими требованиями к
условиям и организации обучения обучающихся с ОВЗ.
Требования к условиям реализации АООП
образования обучающихся с ОВЗ

3.1. Школа создает условия для реализации АООП, обеспечивающие
возможность:
достижения планируемых результатов освоения обучающимися
АООП;
выявления и развития способностей
у обучающихся через
внеурочную деятельность, организацию общественно-полезной деятельности, в
том числе с использованием возможностей организаций дополнительного
образования;
учета образовательных потребностей - общих для всех обучающихся с
ОВЗ и специфических - для отдельных групп;
расширения
социального
опыта и социальных контактов
обучающихся, в том числе со сверстниками, не имеющими ограничений здоровья;
участия
педагогических работников,
родителей
(законных
представителей) обучающихся и общественности в разработке АООП,
проектировании и развитии социальной среды школы, а также в формировании и
реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся,
поддержке родителей (законных представителей) в воспитании обучающихся,
охране и укреплении их здоровья, вовлечении семей непосредственно в
образовательную деятельность;
эффективного использования времени, отведенного на реализацию
обязательной части АООП, и части, формируемой участниками образовательных
отношений в соответствии с запросами обучающихся и их родителей (законных
представителей);
использования в образовательной деятельности современных
образовательных
технологий
деятельностного
типа,
в
том
числе
информационных;

обновления содержания АООП, а также методик и технологий их
реализации в соответствии с динамикой развития системы образования, запросов
и потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей).
3.2. Требования к кадровым условиям.
3.2.1. В реализации АООП участвуют руководящие, педагогические и иные
работники, имеющие необходимый уровень образования и квалификации для
каждой
занимаемой
должности,
который
должен
соответствовать
квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках
и (или) профессиональных стандартах, с учетом особых образовательных
потребностей разных групп обучающихся с ОВЗ.
В процессе психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с
ОВЗ принимает участие медицинский работник, имеющий необходимый уровень
образования и квалификации.
3.2.2.В реализации АООП могут также участвовать иные работники Школы, в том
числе осуществляющие финансовую, хозяйственную деятельность, охрану жизни
и здоровья обучающихся и информационную поддержку АООП.
3.2.3.Школа
обеспечивает
работникам
возможность
повышения
профессиональной квалификации, ведения методической работы, применения,
обобщения
и
распространения
опыта
использования
современных
образовательных технологий обучения и воспитания.
3.2.4.Для обучающихся, которые по состоянию здоровья не могут посещать
Школу, на основании заключения медицинской организации и письменного
обращения родителей (законных представителей) обучение организуется на дому.
3.3. Требования к материально-техническим условиям.
3.3.1.Материально-техническое обеспечение - это общие характеристики
инфраструктуры школы, включая параметры информационно-образовательной
среды.
Материально-технические условия реализации АООП обеспечивают
возможность достижения обучающимися установленных ФГОС требований к
результатам (возможным результатам) освоения АООП.
Материально-техническая
база
реализации
АООП
соответствует
действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда
работников Школы, предъявляемым к:
участку (территории) Школы (площадь, освещение, размещение,
необходимый набор зон для обеспечения образовательной и хозяйственной
деятельности организации и их оборудование);
зданию Школы (высота и архитектура здания, необходимый набор и
размещение помещений для осуществления образовательной деятельности,
площадь, освещенность, расположение;

помещению библиотеки (площадь, размещение рабочих зон, наличие
читального зала, медиатеки, число читательских мест);
помещениям для питания обучающихся, а также для хранения и
приготовления пищи, обеспечивающим возможность организации качественного
горячего питания, в том числе горячих завтраков;
помещению,
предназначенному
для занятий музыкой;
актовому залу;
спортивному залу, игровому и спортивному оборудованию;
помещению для медицинского персонала;
мебели, офисному оснащению и хозяйственному инвентарю;
расходным материалам и канцелярским принадлежностям (бумага для
ручного и машинного письма, инструменты письма (в тетрадях и на доске),
изобразительного искусства, технологической обработки и конструирования,
носители цифровой информации).
Материально-техническое и информационное оснащение образовательной
деятельности обеспечивает возможность:
создания и использования информации (в том числе запись и
обработка изображений и звука, выступления с аудио-, видео- и графическим
сопровождением, общение в сети "Интернет" и другое);
физического развития, участия в спортивных соревнованиях и играх;
планирования учебной деятельности, фиксирования его реализации в
целом и отдельных этапов (выступлений, дискуссий, экспериментов);
размещения
материалов
и работ в информационной среде
Школы;
проведения массовых мероприятий, собраний, представлений;
организации отдыха и питания;
исполнения
музыкальных
произведений
с
применением
традиционных инструментов и цифровых технологий;
3.3.2. Структура требований к материально-техническим условиям включает
требования к:
организации пространства, в котором осуществляется реализация
АООП;
организации временного режима обучения;
техническим средствам обучения;
учебникам, дидактическим материалам, компьютерным инструментам
обучения, отвечающим особым образовательным потребностям обучающихся.
3.3.3. Пространство, в котором осуществляется образование обучающихся с
ОВЗ, соответствует общим требованиям, предъявляемым к школе, в области:
соблюдения
санитарно-гигиенических
норм организации
образовательной деятельности;

обеспечения санитарно-бытовых и социально-бытовых условий;
соблюдения пожарной и электробезопасности;
соблюдения требований охраны труда;
соблюдения своевременных сроков и необходимых объемов текущего
и капитального ремонта и др.
3.3.4.Школа обеспечивает отдельное специально оборудованное помещение
для проведения занятий с учителем-логопедом, отвечающее задачам программы
коррекционной
работы
психолого-педагогического
сопровождения
обучающегося.
Требования к результатам освоения АООП

4.1. ФГОС устанавливает требования к личностным и предметным
результатам освоения АООП обучающимися с ОВЗ.
Совокупность личностных и предметных результатов составляет
содержание жизненных компетенций обучающихся.
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными
(жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико­
ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений
обучающихся в различных средах, сформированность мотивации к обучению и
познанию.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием
каждой предметной области и характеризуют их достижения в усвоении знаний и
умений, возможности их применения в практической деятельности.
4.2. Достижение личностных результатов обеспечивается содержанием
учебных предметов и внеурочной деятельности, овладением доступными видами
деятельности, опытом социального взаимодействия.
4.3. Предметные результаты связаны с овладением обучающимися
содержанием каждой предметной области, характеризуют опыт специфической
для предметной области деятельности по получению нового знания, достижения
обучающихся в усвоении универсальных учебных действий, возможности их
применения в практической деятельности и жизни.
4.4.
ФГОС
определяет для
каждой
предметной
области
дифференцированные требования к личностным и предметным результатам
с
учетом особенностей и возможностей развития обучающихся с ОВЗ.
Управление АООП

5.1. Методический совет школы обеспечивает перспективы развития АООП
и способствует их реализации посредством объединения усилий учителей,
обучающихся и их родителей (законных представителей).
5.2. Директор школы:


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

1

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».