Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 16» Согласовано Педагогическим советом МАОУ «СОШ №16» протокол от 31.08.2020 № 7 рждаю ОУ «СОШ } Го16» Емельянова ]i.B. 31 августа 2020 №83 ПОЛОЖЕ о структуре, порядке разработки и утверждения адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с ОВЗ (далее АООП) 1.0бщие положения. I.1. Настоящее Положение о структуре, порядке разработки и утверждения адаптированной основной общеобразовательной программы муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа № 16» (далее - Школа) разработано в соответствии с документами: • Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования. Утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1015. • Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ». • Постановление главного государственного врача Российской федерации от 10 июля 2015 года № 26 Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» • Примерная АООП НОО обучающихся с ОВЗ. • Устав школы. 1.2. АООП разрабатывается школой самостоятельно с учетом ФГОС. 1.3. Завершается освоение АООП государственной итоговой аттестацией в формах и порядке, установленном Министерством образования и науки Российской Федерации для обучающихся с ОВЗ. 1.4. АООП утверждается директором школы. II. Структура АООП. 2.1. АООП определяет содержание и организацию образовательно деятельности обучающихся с ОВЗ. АООП обеспечивает решение следующих задач: формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое); охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их социального и эмоционального благополучия; формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения, обучающихся в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно нравственными и социокультурными ценностями; формирование основ учебной деятельности (умение принимать, сохранять цели и следовать им в процессе решения учебных задач, планировать свою деятельность, контролировать процесс, доводить его до конца, адекватно оценивать результаты, взаимодействовать с педагогами и сверстниками); создание специальных условий для получения образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого обучающегося как субъекта отношений в сфере образования; обеспечение вариативности и разнообразия содержания АООП и организационных форм получения образования обучающихся с ОВЗ с учетом их образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья, типологических и индивидуальных особенностей; 2.2.АООП реализуется с учетом особых образовательных потребностей групп или отдельных обучающихся с ОВЗ на основе специально разработанных учебных планов, которые обеспечивают освоение АООП на основе ее содержания с учетом особенностей и потребностей обучающихся. 2.3. АООП должна содержать три раздела:целевой, содержательный и организационный. Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации АООП, а также способы определения достижения этих целей и результатов. Целевой раздел включает: пояснительную записку; планируемые результаты освоения обучающимися с ОВЗ АООП; систему оценки достижения планируемых результатов освоения АООП. Содержательный раздел определяет общее содержание образования обучающихся с ОВЗ и включает следующие программы, ориентированные на достижение личностных и предметных результатов: программу формирования универсальных учебных действий; программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционно развивающей области; программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся с ОВЗ; программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни; программу коррекционной работы; программу внеурочной деятельности. Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательной деятельности, а также механизмы реализации АООП. Организационный раздел включает: учебный план, включающий предметные и коррекционно развивающие области, внеурочную деятельность; систему специальных условий реализации АООП в соответствии с требованиями ФГОС. Учебный план является основным организационным механизмом реализации АООП. 2.7. Требования к разделам АООП: 2.7.1 Пояснительная записка должна раскрывать: 1) цели реализации АООП, конкретизированные в соответствии с требованиями ФГОС к результатам освоения АООП; 2) принципы и подходы к формированию АООП; 3) общую характеристику АООП; 4) психолого-педагогическую характеристику обучающихся с ОВЗ; 5) описание особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ; 2.7.2 Планируемые результаты освоения АООП должны: 1) обеспечивать связь между требованиями ФГОС, образовательной деятельностью и системой оценки результатов освоения АООП; 2) являться содержательной и критериальной основой для разработки рабочих программ учебных предметов, а также для системы оценки качества освоения обучающимися АООП в соответствии с требованиями ФГОС. Структура и содержание планируемых результатов освоения АООП должны адекватно отражать требования ФГОС, передавать специфику образовательной деятельности (в частности, специфику целей изучения учебных предметов и курсов коррекционно-развивающей области), соответствовать возрастным возможностям и особым потребностям обучающихся с ОВЗ. 2.7.3 Учебный план обеспечивает введение в действие и реализацию требований ФГОС, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных и коррекционно-развивающих областей по классам (годам обучения). АООП может включать как один, так и несколько учебных планов. Формы организации образовательной деятельности, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП определяет Школа. В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает: учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся; увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части; введение учебных занятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ и необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом развитии; введение учебных курсов для факультативного изучения. 2.7.4. Программных учебных предметов, коррекционных занятий должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения АООП. Программы учебных предметов, коррекционных занятий разрабатываются на основе: требований к личностным и предметным результатам (возможным результатам) освоения АООП; программы формирования универсальных учебных действий. Программы учебных предметов, коррекционных занятий должны содержать: 1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели образования с учетом специфики учебного предмета, коррекционного занятия; 2) общую характеристику учебного предмета, коррекционного занятия с учетом особенностей его освоения обучающимися; 3) описание места учебного предмета в учебном плане; 4) личностные и предметные результаты освоения учебного предмета, коррекционного занятия; 5) содержание учебного предмета, коррекционного занятия; 6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся; 2.7.5. Программа духовно-нравственного развития обучающихся с ОВЗ должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития (в соответствии с приложением к ФГОС) обучающихся в единстве урочной, внеурочной деятельности, в совместной педагогической работе Школы, семьи и учреждений дополнительного образования. В основу Программы духовно-нравственного развития должны быть положены ключевые воспитывающие задачи, базовые национальные ценности российского общества. Программа духовно-нравственного развития должна обеспечивать: создание системы воспитывающих мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и использовать на практике полученные знания; формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную деятельность и учитывающей историко-культурную и региональную специфику. Программа духовно-нравственного развития должна включать цель, задачи, основные направления работы, перечень планируемых результатов воспитания (социальных компетенций, моделей поведения школьников с ОВЗ), формы организации работы. 2.7.6. Программа формирования экологической культуры, здорового безопасного образа жизни должна обеспечивать: формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды; пробуждение у обучающихся желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью) путем соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения; формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе; формирование установок на использование здорового питания; использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом; соблюдение режима дня; формирование негативного отношения к факторам риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания); л формирование потребности обучающегося обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состоянием здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены; формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях; становление умений противостояния вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни должна содержать цели, задачи, планируемые результаты, основные направления и перечень организационных форм. 2.7.7. Программа коррекционной работы (в соответствии с приложением к ФГОС, от 19.12.2014 № 1599). 2.7.8. Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП должна: 1) закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описание объекта и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки; 2) обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения АООП, позволяющий оценивать в единстве предметные и личностные результаты его образования. 2.7.9. Программа внеурочной деятельности включает направления развития личности (в соответствии с приложением к ФГОС), школы самостоятельно разрабатывает и утверждает программу внеурочной деятельности. 2.7.10. Система условий реализации АООП в соответствии с требованиями ФГОС (далее - система условий) разрабатывается на основе соответствующих требований ФГОС и обеспечивает достижение планируемых (возможных) результатов освоения АООП. Система условий должна учитывать особенности организации, а также ее взаимодействие с социальными партнерами. Система условий должна содержать: описание имеющихся условий: кадровых, финансовых, материальнотехнических (включая учебно-методическое и информационное обеспечение); - контроль за состоянием системы условий. 2.8. Разработанная организацией АООП должна обеспечивать достижен обучающимися результатов освоения АООП в соответствии с требованиями, установленными ФГОС. Реализация АООП осуществляется самой школой. л В период каникул используются возможности организации отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, создаваемых на базе школы и организаций дополнительного образования. В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся с ОВЗ в АООП предусматриваются: - факультативные курсы, обеспечивающие различные потребности обучающихся; - внеурочная деятельность. 2.9.АООП учитывает образовательные потребности и запросы обучающихся сОВЗ. 2.10.Для профилактики переутомления обучающихся в календарном учебном графике предусмотрены равномерно распределенные периоды учебного времени и каникул. Продолжительность занятий, продолжительность перемен между уроками и коррекционно-развивающими занятиями и внеурочной деятельностью определяется действующими санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения обучающихся с ОВЗ. Требования к условиям реализации АООП образования обучающихся с ОВЗ 3.1. Школа создает условия для реализации АООП, обеспечивающие возможность: достижения планируемых результатов освоения обучающимися АООП; выявления и развития способностей у обучающихся через внеурочную деятельность, организацию общественно-полезной деятельности, в том числе с использованием возможностей организаций дополнительного образования; учета образовательных потребностей - общих для всех обучающихся с ОВЗ и специфических - для отдельных групп; расширения социального опыта и социальных контактов обучающихся, в том числе со сверстниками, не имеющими ограничений здоровья; участия педагогических работников, родителей (законных представителей) обучающихся и общественности в разработке АООП, проектировании и развитии социальной среды школы, а также в формировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся, поддержке родителей (законных представителей) в воспитании обучающихся, охране и укреплении их здоровья, вовлечении семей непосредственно в образовательную деятельность; эффективного использования времени, отведенного на реализацию обязательной части АООП, и части, формируемой участниками образовательных отношений в соответствии с запросами обучающихся и их родителей (законных представителей); использования в образовательной деятельности современных образовательных технологий деятельностного типа, в том числе информационных; обновления содержания АООП, а также методик и технологий их реализации в соответствии с динамикой развития системы образования, запросов и потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей). 3.2. Требования к кадровым условиям. 3.2.1. В реализации АООП участвуют руководящие, педагогические и иные работники, имеющие необходимый уровень образования и квалификации для каждой занимаемой должности, который должен соответствовать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах, с учетом особых образовательных потребностей разных групп обучающихся с ОВЗ. В процессе психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ принимает участие медицинский работник, имеющий необходимый уровень образования и квалификации. 3.2.2.В реализации АООП могут также участвовать иные работники Школы, в том числе осуществляющие финансовую, хозяйственную деятельность, охрану жизни и здоровья обучающихся и информационную поддержку АООП. 3.2.3.Школа обеспечивает работникам возможность повышения профессиональной квалификации, ведения методической работы, применения, обобщения и распространения опыта использования современных образовательных технологий обучения и воспитания. 3.2.4.Для обучающихся, которые по состоянию здоровья не могут посещать Школу, на основании заключения медицинской организации и письменного обращения родителей (законных представителей) обучение организуется на дому. 3.3. Требования к материально-техническим условиям. 3.3.1.Материально-техническое обеспечение - это общие характеристики инфраструктуры школы, включая параметры информационно-образовательной среды. Материально-технические условия реализации АООП обеспечивают возможность достижения обучающимися установленных ФГОС требований к результатам (возможным результатам) освоения АООП. Материально-техническая база реализации АООП соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников Школы, предъявляемым к: участку (территории) Школы (площадь, освещение, размещение, необходимый набор зон для обеспечения образовательной и хозяйственной деятельности организации и их оборудование); зданию Школы (высота и архитектура здания, необходимый набор и размещение помещений для осуществления образовательной деятельности, площадь, освещенность, расположение; помещению библиотеки (площадь, размещение рабочих зон, наличие читального зала, медиатеки, число читательских мест); помещениям для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи, обеспечивающим возможность организации качественного горячего питания, в том числе горячих завтраков; помещению, предназначенному для занятий музыкой; актовому залу; спортивному залу, игровому и спортивному оборудованию; помещению для медицинского персонала; мебели, офисному оснащению и хозяйственному инвентарю; расходным материалам и канцелярским принадлежностям (бумага для ручного и машинного письма, инструменты письма (в тетрадях и на доске), изобразительного искусства, технологической обработки и конструирования, носители цифровой информации). Материально-техническое и информационное оснащение образовательной деятельности обеспечивает возможность: создания и использования информации (в том числе запись и обработка изображений и звука, выступления с аудио-, видео- и графическим сопровождением, общение в сети "Интернет" и другое); физического развития, участия в спортивных соревнованиях и играх; планирования учебной деятельности, фиксирования его реализации в целом и отдельных этапов (выступлений, дискуссий, экспериментов); размещения материалов и работ в информационной среде Школы; проведения массовых мероприятий, собраний, представлений; организации отдыха и питания; исполнения музыкальных произведений с применением традиционных инструментов и цифровых технологий; 3.3.2. Структура требований к материально-техническим условиям включает требования к: организации пространства, в котором осуществляется реализация АООП; организации временного режима обучения; техническим средствам обучения; учебникам, дидактическим материалам, компьютерным инструментам обучения, отвечающим особым образовательным потребностям обучающихся. 3.3.3. Пространство, в котором осуществляется образование обучающихся с ОВЗ, соответствует общим требованиям, предъявляемым к школе, в области: соблюдения санитарно-гигиенических норм организации образовательной деятельности; обеспечения санитарно-бытовых и социально-бытовых условий; соблюдения пожарной и электробезопасности; соблюдения требований охраны труда; соблюдения своевременных сроков и необходимых объемов текущего и капитального ремонта и др. 3.3.4.Школа обеспечивает отдельное специально оборудованное помещение для проведения занятий с учителем-логопедом, отвечающее задачам программы коррекционной работы психолого-педагогического сопровождения обучающегося. Требования к результатам освоения АООП 4.1. ФГОС устанавливает требования к личностным и предметным результатам освоения АООП обучающимися с ОВЗ. Совокупность личностных и предметных результатов составляет содержание жизненных компетенций обучающихся. Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся в различных средах, сформированность мотивации к обучению и познанию. Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризуют их достижения в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности. 4.2. Достижение личностных результатов обеспечивается содержанием учебных предметов и внеурочной деятельности, овладением доступными видами деятельности, опытом социального взаимодействия. 4.3. Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области, характеризуют опыт специфической для предметной области деятельности по получению нового знания, достижения обучающихся в усвоении универсальных учебных действий, возможности их применения в практической деятельности и жизни. 4.4. ФГОС определяет для каждой предметной области дифференцированные требования к личностным и предметным результатам с учетом особенностей и возможностей развития обучающихся с ОВЗ. Управление АООП 5.1. Методический совет школы обеспечивает перспективы развития АООП и способствует их реализации посредством объединения усилий учителей, обучающихся и их родителей (законных представителей). 5.2. Директор школы: