Положение о курсах по выбору

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №16»

Согласовано
Педагогическим советом
МАОУ «сОШ № 16»
протокол от 31.08.2020 № 7

о курсах

1. Задачи и содержание курсов по выбору обучающихся
Курсы по выбору обучающихся способствуют самоопределению ученика относительно
продолжения образования, удовлетворению индивидуальных образовательных интересов и
потребностей каждого обучающегося.
1.1. курсы по выбору в 9-х классах, организуемые в целях предпрофильной подготовки,
разделяются на два типа:
• традиционные предметные курсы, основанные на использовании имеющегося
методического обеспечения (элективные курса по выбору, обычные факультативные
курсы, блоки дополнительных занятий по обычным учебным предметам и др.);
• авторские курсы, которые составляются самой школой, отдельными педагогами, в том
числе с использованием нетрадиционных учебных технологий.
Курсы первого типа имеют прагматическую функцию (целевая подготовка учеников к сдаче
выпускных экзаменов за 9-й класс); курсам второго типа в большей мере присуща развивающая
функция.
Авторские курсы по выбору, их структура и содержание, носят вариативный характер, в
зависимости от ряда конкретных обстоятельств, в том числе:
• кадровая ситуация в 0 0 ;
• специфика состава обучающихся (количество, уровень предшествующей подготовки, ит.п.)
1.2. При всех возможных вариантах организации курсов по выбору относительно инвариативными
остаются следующие условия:
• набор предлагаемых курсов должен носить вариативный характер, их количество должно
быть «избыточным» (то есть у ученика должна быть возможность реального выбора).
Набор курсов по выбору (их «ассортимент») в школе желательно наметить в конце 8-го
класса, на основе соответствующего анкетирования и опросов обучающихся,
собеседований с ними и т.п.;
• курсы должны помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной
перспективы;
• в целях формирования интереса и положительной мотивации к тому или иному профилю
через освоение новых аспектов содержания и более сложных способов деятельности,
содержание курсов может включать оригинальный материал, выходящий за рамки
школьной программы (например - история права, журналистика, элементы математической
статистики, различного рода практикумы ит.д.);
• следует использовать возможности преподавания курсов по выбору обучающихся другим
педагогом, ведущим базовый курс по данному или родственному предмету;
• курсы должны познакомить ученика со спецификой видов деятельности, которые будут для
него ведущими, если он совершит тот или иной выбор (историк, филолог, физик и т.д.), то
есть повлиять на выбор учеником сферы профессиональной деятельности, пути
(направления) получения им образования в профессиональной школе (прежде всего,
высшей). Они должны включать пробы по ведущим для данного профиля видам

деятельности (чтобы показать специфику данного профиля через деятельность - работа с
текстом, анализ источников, использование правовых документов и т.п.);
• курсы, по возможности, должны опираться на какое-либо пособие. Это позволит
исключить «монополию учителя на информацию»;
• технологии, используемые в системе курсов по выбору, должны быть ориентированы на то,
чтобы ученик получил такую практику, которая поможет ему лучше овладеть
общеучебными умениями и навыками, которые позволят ему успешно осваивать
программу старшей профильной школы (постановка и демонстрация эксперимента, поиск
информации по имеющимся источникам, ответы на вопросы в процессе дискуссии и т.д.).
• курсы не должны дублировать базовый курс. Они должны подготовить ученика не только к
сдаче экзаменов, но и к дальнейшему успешному обучению.
1.3.Программа курса по выбору, ориентированного на предпрофильную подготовку, может быть
рассчитана максимально на 34-35 учебных часов. Возможны и более дробные модули (17 часов, 8
часов).
1.4.
Программы курсов по выбору проходят внутреннюю экспертизу, в ходе которой оцени
соответствие концепции профильного обучения, степень новизны для обучающихся,
мотивирующий потенциал программы, полнота содержания, степень обобщенности содержания,
практическая направленность курса, систематичность
учебного материала, соответствие
содержания поставленным задачам, выбор
методов обучения, степень контролируемости,
реалистичность с точки зрения ресурсов.
Экспертизу проводят учителя высшей и первой квалификационной категории, руководители
методических объединений.
1.5. Программы рекомендуются методическим советом и утверждаются директором школы.
2. Порядок формирования групп обучающихся для изучения курсов по выбору
2.1. Набор обучающихся на курсы по выбору осуществляется с помощью анкетирования
обучающихся 8 классов. Обучающимся предлагается избыточное количество курсов для создания
возможности реального выбора. В соответствии с выбором обучающихся и наличием
состоявшихся курсов формируются группы для изучения курсов по выбору в следующем учебном
году для 9 классов.
2.2. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе составляет расписание занятий
курсов по выбору. Курсы могут быть включены в расписание уроков. После уроков разрешается
их проведение не ранее, чем через 45 минут после окончания последнего урока.
3. Оценивание достижений обучающихся при проведении курсов по выбору в рамках
предпрофильной подготовки
3.1. Для оценивания достижений обучающихся при проведении курсов по выбору используется
система «зачет-незачет».
3.2. курс может считаться зачтенным, если:
а) обучающийся посетил не менее 80% занятий по этому курсу;
б) выполнил какую-либо зачетную работу (проектную, исследовательскую, подготовил реферат,
сконструировал модель, макет или прибор и т.п.)
4. Заполнение журналов при проведении курсов по выбору в рамках предпрофильной
подготовки
4.1. Для фиксирования проведенных занятий курсов по выбору, их содержания, посещаемости и
учебных достижений обучающихся ведется специальный журнал.
4.2. на форзаце журнала указываются следующие данные:
а) название курса;
б) количество часов;
в) ФИО учителя, проводящего вышеуказанный курс.
4.3. В разделе «Содержание» записывается тема занятия в соответствии с тематическим
планированием, в разделе «Домашнее задание» - домашнее задание, если оно предусмотрено
учителем.
4.4. В одном журнале могут быть записаны несколько курсов по выбору.
5. Контроль над проведением курсов по выбору
Контроль над проведением курсов по выбору осуществляет заместитель директора школы по
учебно-воспитательной работе.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

1

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».